Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи дошкольников с ОВЗ.
картотека по развитию речи
В предлагаемой картотеке содержится подборка игр, заданий и упражнений, которые наиболее часто употребляются в дошкольной педагогической практике, любимы детьми и не требуют длительной подготовки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 72.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр и игровых упражнений
по формированию звуковой культуры речи
дошкольников с ОВЗ
Составила
Пляскина Л.Я
Воспитание звуковой культуры — одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения. Каждому языку свойственна та или иная система звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности и отличительные качества. Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть гласных звуков, мягкость в произношении многих согласных, своеобразие произношения каждого согласного звука. Эмоциональность, щедрость русского языка находят свое выражение в интонационном богатстве.
Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь.
Дидактическая игра является широко распространённым методом словарной работы с детьми дошкольного возраста. Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей ещё и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях.
Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.
Цели игр по звуковой культуре речи для детей с ОВЗ:
- По формированию звукопроизношения: научить ребёнка правильно произносить уже поставленный звук, то есть автоматизировать и дифференцировать его.
- По развитию фонематических процессов: развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков, правильно выделять во фразах нужные слова, развивать элементы звукового анализа и синтеза.
- По формированию навыков словообразования: расширить и обогатить словарный запас детей с речевыми нарушениями.
- По формированию грамматического строя: совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; существительные и местоимения, глаголы, числительные; научить употреблять существительные с предлогами; научить употреблять правильную форму слова.
Дидактическая игра «Детский мир» | Задачи: -Познакомить детей с термином «слово» -Расширять представление о многообразии слов -Учить вслушиваться в звучание слов -Совершенствовать отчетливое произношение слов Правила: Игра может проводиться с одним ребенком или с подгруппой детей. Дети называют слова, означающие игрушки, которые можно купить в «Детском мире», ведущий за правильные ответы поощряет детей фишками. Игровые действия: Дети называют слова. Обозначающие игрушки, которые они покупают в «Детском мире». В конце игры ведущий складывает в корзинку фишки и обобщает – как много слов назвали дети. Игровые атрибуты: фишки, корзинка, предметные картинки на тему «игрушки» Сюжет игры: Детям предлагается отправиться в магазин «Детский мир» и «купить» игрушку. |
Дидактическая игра «Зоопарк» | Задачи - Продолжать знакомство детей со звучащим словом. -Расширять представления детей о многообразии слов. - Совершенствовать отчетливое произношение слов. Правила: Игра может проводиться с одним ребенком или с подгруппой детей. Дети называют слова, означающие животных, за правильно названное слово ведущий награждает фишкой. Игровые действия: Дети называют животных. Которые живут в зоопарке, тем детям. Которые затрудняются ведущий предлагает предметные картинки знакомых зверей, дети называют их. Ведущий каждый раз акцентирует внимание на термине «слово» Игровые атрибуты: Фишки, корзинка, карточка с предметными картинками на тему «животные» Сюжет игры: Детям предлагается «отправиться» в зоопарк и назвать животных, которые могут там встретиться. |
Дидактическая игра «Магазин» | Задачи: -Продолжать знакомить детей с термином «слово» -Расширять представление о многообразии слов -Совершенствовать отчетливое произношение слов Правила: игра может проводиться с одним ребенком или с подгруппой детей. Дети называют предметы, игрушки. Затрудняющимся ведущий предлагает предметные картинки на тему «Магазин». За названное слово дети получают фишку. Игровые действия: Дети называют предметы, игрушки, которые хотят купить в магазине. Игровые атрибуты: Фишки, корзиночка. Предметные картинки на тему «Магазин» Сюжет игры: Детям предлагается отправиться в магазин за покупками. |
Дидактическая игра «Назови пару» | Задачи: -Расширять представление о значении слов -Сравнение слов по звучанию -Развитие умения подбирать слова-«друзья» используя рифму. Правила: Игра проводится с 1 ребенком или с подгруппой детей, в кругу. Ведущий называет слово и бросает мяч кому-нибудь из детей. Ребенок называет слово-«друга» и возвращает мяч обратно (например: мишка – шишка, галка – палка). При затруднении предлагаются предметны картинки. Игровые атрибуты: Мяч, предметны картинки слов-«друзей». Сюжет игры: Рассказать, что у слов. Как и у людей есть друзья. Предложить детям назвать слово-«друга». |
Дидактическая игра «Жуки» | Задачи: -Обучить интонационному выделению звука в слове -Знакомить детей с термином «звук» -учить называть слово на заданный звук Правила: Игра проводится с 1 ребенком или с подгруппой детей. Ведущий взрослый. Детям нужно назвать слово со звуком «ж». За правильно названное слово дети получают фишку. Игровые действия: Дети находят картинку со звуком «ж», называют слово и интонационно выделяют в нем звук «Ж» Игровые атрибуты: 7-9 предметных картинок, 5-6 из которых со звуком «Ж», фишки Сюжет игры: Ведущий рассказывает что в гости к ребятам прилетели жуки, и предлагает отыскать слова, где слышится песенка жука (ж-ж-ж) звук «ж». |
Дидактическая игра «Найди звуки» | Со звуком («Ж», «Ш», «Щ», «Ч», «Ц») Задачи: -Освоение интонационного выделения звука в слове -Развитие умения подбирать слова с заданным звуком. Правила: Игра проводится с 1 ребенком или с подгруппой детей. Ведущий взрослый. За правильно названное слово с заданным звуком дети получают фишку. Игровые действия: Дети ищут картинку с заданным звуком, называют слово интонационно выделяя заданный звук. Игровые атрибуты: Предметные картинки с иллюстрациями со звуком «Ж», «Ш», «Щ», «Ч», «Ц» Сюжет игры: Ведущий рассказывает. Что звуки заблудились, и предлагает им помочь - отыскать слова на заданный звук. |
Дидактическая игра «Построим дом» | Задачи: -Освоение действий интонационного выделения звук в слове - Развитие представления о твердых и мягких согласных звуках -Закрепление умения подбирать слова на заданный звук Правила: Игра может проводиться как с одним ребенком, так и с подгруппой детей. Дети называют слова с заданным звуком «Р» или «РЬ». За правильно названное слово ребенок получает фишку. Игровые действия: Дети ищут картинку с заданным звуком, называют слово интонационно выделяя заданный звук. Игровые атрибуты: Фишки, предметные картинки на тему «Стройка» со звуками «Р», «РЬ» Сюжет игры: Ведущий предлагает построить дам – назвать слова со звуками «Р», «РЬ» |
Игра «Лодочка и пароход» | Воспитатель делит детей на две группы: одна группа — лодочки, другая — пароходы. Воспитатель. Когда плывет лодочка по реке, то слышно: «Шух, шух, шух»; когда корабль, то слышно «Тшух, тпш, тшух» (дети повторяют звукосочетание) . По сигналу «Плывут лодочки» первая группа детей идет по группе и произносит звукосочетания: «Шух, шух, шух» по сигналу «Плывут пароходы» упражнения выполняет вторая группа. Затем дети меняются ролями, и игра повторяется. |
Игра «Продолжи слово» (в кругу с мячом) | Воспитатель бросает ребенку мяч и произносит первый слог; ребенок называет слово, которое начинается с этого слога и перебрасывает мяч воспитателю. В игре принимают участие все дети. Примерный перечень слогов: «ма», «ра», «ры», «ле», «ре», «жа», «щу», «ча», «шу», «си», «за». В игре принимают участие все дети. |
Игра «Изменилась песенка» (звуки-товарищи «Ж» и «Ш») | Воспитатель. Вспомните, как жужжит жук («ж~ж-ж). Вот что однажды произошло с жуком: он летел и так громко жужжал, что потерял голос и стал петь незвонко. У него получалась песенка: «Жж-ж-ж-ж-шш-ш-ш» (дети повторяют). Чью песенку пел жук? (Ветра.) Когда я покажу на мальчиков, они будут петь звонкую песенку жука: «Ж-ж-ж-ж»; когда покажу на девочек, они будут петь не звонкую песенку жука: «Ш-ш-ш-ш». (Дети делятся на две группы — мальчики и девочки. Упражнения повторяются 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра повторяется.) Когда жук пел звонко, с голосом, то его песенка была похожа на звук «ж»; когда пел без голоса, песенка была похожа на звук «ш». Звуки «ж» и «ш» — товарищи. «Ж» произносится с голосом. А «ш» — без голоса (дети повторяют). Я научу вас проверять, с голосом или без голоса произносится звук. Подставьте ладошку к горлу и произносите долго «Ж-ж-ж-ж» — горлышко «играет» (кто не ощущает, целесообразно предложить приложить руку к горлу воспитателя). Значит, звук «ж» — звонкий и произносится с голосом. Теперь скажите: «Ш-ш-ш-ш» — горлышко «не играет», этот звук произносится без голоса, он не звонкий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи
Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи. В картотеке представлены игры и упражнения на формирование речевого дыхания, правильной артикуляции, фонематического слуха дл...
Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи
Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи...
"Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи"
Картотека составлена для воспитателей групп детей среднего возраста....
Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи
Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми ср...
Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи
Картотекаигр и игровых упражненийпо формированию звуковой культуры речи...
Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи
Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи...
Картотека. игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи Средняя группа
ЗК речи— понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию....