Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи дошкольников с ОВЗ.
картотека по развитию речи

Людмила Яковлевна Пляскина

В предлагаемой картотеке содержится подборка игр, заданий и упражнений, которые наиболее часто употребляются в дошкольной педагогической практике, любимы детьми и не требуют длительной подготовки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx72.55 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр и игровых упражнений
по формированию звуковой культуры речи

дошкольников с ОВЗ

Picture background

Составила

Пляскина Л.Я

Воспитание звуковой культуры — одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения. Каждому языку свойственна та или иная система звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности и отличительные качества. Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть гласных звуков, мягкость в произношении многих согласных, своеобразие произношения каждого согласного звука. Эмоциональность, щедрость русского языка находят свое выражение в интонационном богатстве.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь.

Дидактическая игра является широко распространённым методом словарной работы с детьми дошкольного возраста. Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей ещё и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях.

Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.

Цели игр по звуковой культуре речи для детей с ОВЗ:

  • По формированию звукопроизношения: научить ребёнка правильно произносить уже поставленный звук, то есть автоматизировать и дифференцировать его. 
  • По развитию фонематических процессов: развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков, правильно выделять во фразах нужные слова, развивать элементы звукового анализа и синтеза. 
  • По формированию навыков словообразования: расширить и обогатить словарный запас детей с речевыми нарушениями. 
  • По формированию грамматического строя: совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; существительные и местоимения, глаголы, числительные; научить употреблять существительные с предлогами; научить употреблять правильную форму слова. 

Дидактическая игра

 «Детский мир»

Задачи:

-Познакомить детей с термином «слово»

-Расширять представление о многообразии слов

-Учить вслушиваться в звучание слов

-Совершенствовать отчетливое произношение слов

Правила:

Игра может проводиться с одним ребенком или с подгруппой детей. Дети называют слова, означающие игрушки, которые можно купить в «Детском мире», ведущий за правильные ответы поощряет детей фишками.

Игровые действия:

Дети называют слова. Обозначающие игрушки, которые они покупают в «Детском мире». В конце игры ведущий складывает в корзинку фишки и обобщает – как много слов назвали дети.

Игровые атрибуты:

фишки, корзинка, предметные картинки на тему «игрушки»

Сюжет игры: Детям предлагается отправиться в магазин «Детский мир» и «купить» игрушку.

Дидактическая игра

«Зоопарк»

Задачи

- Продолжать знакомство детей со звучащим словом.

-Расширять представления детей о многообразии слов.

- Совершенствовать отчетливое произношение слов.

Правила:

Игра может проводиться с одним ребенком или с подгруппой детей. Дети называют слова, означающие животных, за правильно названное слово ведущий награждает фишкой.

Игровые действия:

Дети называют животных. Которые живут в зоопарке, тем детям. Которые затрудняются ведущий предлагает предметные картинки знакомых зверей, дети называют их. Ведущий каждый раз акцентирует внимание на термине «слово»

Игровые атрибуты:

Фишки, корзинка, карточка с предметными картинками на тему «животные»

Сюжет игры:

Детям предлагается «отправиться» в зоопарк и назвать животных, которые могут там встретиться.

Дидактическая игра

«Магазин»

Задачи:

-Продолжать знакомить детей с термином «слово»

-Расширять представление о многообразии слов

-Совершенствовать отчетливое произношение слов

Правила: игра может проводиться с одним ребенком или с подгруппой детей. Дети называют предметы, игрушки. Затрудняющимся ведущий предлагает предметные картинки на тему «Магазин». За названное слово дети получают фишку.

Игровые действия:

Дети называют предметы, игрушки, которые хотят купить в магазине.

Игровые атрибуты:

Фишки, корзиночка. Предметные картинки на тему «Магазин»

Сюжет игры:

Детям предлагается отправиться в магазин за покупками.

Дидактическая игра

«Назови пару»

Задачи:

-Расширять представление о значении слов

-Сравнение слов по звучанию

-Развитие умения подбирать слова-«друзья» используя рифму.

Правила:

Игра проводится с 1 ребенком или с подгруппой детей, в кругу. Ведущий называет слово и бросает мяч кому-нибудь из детей. Ребенок называет слово-«друга» и возвращает мяч обратно (например: мишка – шишка, галка – палка). При затруднении предлагаются предметны картинки.

Игровые атрибуты:

Мяч, предметны картинки слов-«друзей».

Сюжет игры:

Рассказать, что у слов. Как и у людей есть друзья. Предложить детям назвать слово-«друга».

Дидактическая игра

«Жуки»

Задачи:

-Обучить интонационному выделению звука в слове

-Знакомить детей с термином «звук»

-учить называть слово на заданный звук

Правила:

Игра проводится с 1 ребенком или с подгруппой детей. Ведущий взрослый. Детям нужно назвать слово со звуком «ж». За правильно названное слово дети получают фишку.

Игровые действия:

Дети находят картинку со звуком «ж», называют слово и интонационно выделяют в нем звук «Ж»

Игровые атрибуты:

7-9 предметных картинок, 5-6 из которых со звуком «Ж», фишки

Сюжет игры:

Ведущий рассказывает что в гости к ребятам прилетели жуки, и предлагает отыскать слова, где слышится песенка жука (ж-ж-ж) звук «ж».

Дидактическая игра

«Найди звуки»

Со звуком («Ж», «Ш», «Щ», «Ч», «Ц»)

Задачи:

-Освоение интонационного выделения звука в слове

-Развитие умения подбирать слова с заданным звуком.

Правила:

Игра проводится с 1 ребенком или с подгруппой детей. Ведущий взрослый. За правильно названное слово с заданным звуком дети получают фишку.

Игровые действия:

Дети ищут картинку с заданным звуком, называют слово интонационно выделяя заданный звук.

Игровые атрибуты:

Предметные картинки с иллюстрациями со звуком «Ж», «Ш», «Щ», «Ч», «Ц»

Сюжет игры:

Ведущий рассказывает. Что звуки заблудились, и предлагает им помочь - отыскать слова на заданный звук.

Дидактическая игра

«Построим дом»

Задачи:

-Освоение действий интонационного выделения звук в слове

- Развитие представления о твердых и мягких согласных звуках

-Закрепление умения подбирать слова на заданный звук

Правила:

Игра может проводиться как с одним ребенком, так и с подгруппой детей. Дети называют слова с заданным звуком «Р» или «РЬ».

За правильно названное слово ребенок получает фишку.

Игровые действия:

Дети ищут картинку с заданным звуком, называют слово интонационно выделяя заданный звук.

Игровые атрибуты:

Фишки, предметные картинки на тему «Стройка» со звуками «Р», «РЬ»

Сюжет игры:

Ведущий предлагает построить дам – назвать слова со звуками «Р», «РЬ»

Игра «Лодочка и пароход»

Воспитатель делит детей на две группы: одна группа — лодочки, другая — пароходы.

Воспитатель. Когда плывет лодочка по реке, то слышно: «Шух, шух, шух»; когда корабль, то слышно «Тшух, тпш, тшух» (дети повторяют звукосочетание) .

По сигналу «Плывут лодочки» первая группа детей идет по группе и произносит звукосочетания: «Шух, шух, шух» по сигналу «Плывут пароходы» упражнения выполняет вторая группа. Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Игра

«Продолжи слово»

(в кругу с мячом)

Воспитатель бросает ребенку мяч и произносит первый слог; ребенок называет слово, которое начинается с этого слога и перебрасывает мяч воспитателю.

 В игре принимают участие все дети.

Примерный перечень слогов: «ма», «ра», «ры», «ле», «ре», «жа», «щу», «ча»,

«шу», «си», «за». В игре принимают участие все дети.

Игра «Изменилась песенка»

(звуки-товарищи «Ж» и «Ш»)

Воспитатель. Вспомните, как жужжит жук («ж~ж-ж). Вот что однажды произошло с жуком: он летел и так громко жужжал, что потерял голос и стал петь незвонко. У него получалась песенка: «Жж-ж-ж-ж-шш-ш-ш» (дети повторяют). Чью песенку пел жук? (Ветра.) Когда я покажу на мальчиков, они будут петь звонкую песенку жука: «Ж-ж-ж-ж»; когда покажу на девочек, они будут петь не звонкую песенку жука: «Ш-ш-ш-ш».

(Дети делятся на две группы — мальчики и девочки. Упражнения повторяются 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра повторяется.) Когда жук пел звонко, с голосом, то его песенка была похожа на звук «ж»; когда пел без голоса, песенка была

похожа на звук «ш». Звуки «ж» и «ш» — товарищи. «Ж» произносится с голосом. А «ш» — без голоса (дети повторяют). Я научу вас проверять, с голосом или без голоса произносится звук.

Подставьте ладошку к горлу и произносите долго «Ж-ж-ж-ж» — горлышко «играет» (кто не ощущает, целесообразно предложить приложить руку к горлу воспитателя). Значит, звук «ж» — звонкий и произносится с голосом. Теперь скажите: «Ш-ш-ш-ш» — горлышко «не играет», этот звук произносится без голоса, он не звонкий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи

Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи. В картотеке представлены игры и упражнения на формирование речевого дыхания, правильной артикуляции, фонематического слуха дл...

Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи

Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи...

"Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи"

Картотека составлена для воспитателей групп детей среднего возраста....

Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи

Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми ср...

Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи

Картотекаигр и игровых упражненийпо формированию звуковой культуры речи...

Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи

Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи...

Картотека. игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи Средняя группа

ЗК речи— понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию....