Система обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста в логопедической группе
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
В статье описана система обучения грамоте в логопедической группе. Описание этапов обучения детей грамоте в логопедической группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.87 КБ |
Предварительный просмотр:
СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
Обучение детей грамоте осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.
Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове. Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность составляющих его звуков. Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику, определение места звука в слове.
Работу по обучению грамоте целесообразно проводить в несколько этапов.
1. Подготовительный этап. (Добукварный)
Знакомство и работа с неречевыми звуками.
Знакомство с гласными звуками.
Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды. Согласные звуки – звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы
Гласных букв десять: А У О И Э Ы – соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: я-йа, ю-йу, е-йэ, ё-йо. Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
Знакомство с согласными звуками.
Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.
Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р. Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми. Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц. Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ. Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.
Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения
2. Знакомство с буквами. (Букварный период)
На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. Буквы являются графическим символом звуков.
В методике обучения чтению предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к… Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания: в ряду букв обвести в круг заданную букву, выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге и т. П.
− обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву
Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов.
− написать букву в воздухе, на столе;
− выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
− написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе т. д.
Методика обучения грамоте детей с нарушениями речи опирается на следующие положения:
1 – единицей изучения является звук речи, соотносимый с буквой;
2 – единицей обучения чтению и письму является слог-слияние;
3 – обучение письму и чтению ведется на основе постоянного использования аналитических и синтетических упражнений;
4 – обучение чтению и письму ведется параллельно;
5 – в процессе обучения грамоте широко используется наглядность для закрепления звуко-буквенных связей;
6 – изменен порядок изучения звуков и букв. Если в общеобразовательном дошкольном учреждении порядок изучения определяется частотностью их употребления в речи, то в коррекционном детском саду он опирается на следующие положения:
− учитывается специфика звукопроизношения детей
– звуки изучаются в порядке от наиболее легких и сохранных в артикуляции к более трудным.
− учитывается слабость фонематических процессов у детей
– изучение смешиваемых звуков разделено во времени.
− учитывается степень легкости или трудности соотнесения звука с буквой.
Список литературы
1. Сиднева Ю.В. Обучение детей звуковому анализу слов [Электронный ресурс]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к обучению к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Готовность к обучению грамоте детей 7-ми лет является составляющей частью речевой готовности. Как, впрочем, и речевая готовность входит в общую психологическую готовность ребёнка к обучению в шк...

Консультация для педагогов дошкольного образования. Содержание и методика обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста
Формирование представлений о содержании и методике подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте....
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЕЧЕВЫХ ЕДИНИЦАХ У ДЕТЕЙ», РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «Я УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ» ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Демонстрационный дидактический материал содержит комплект таблиц для фронтальных и индивидуальных занятий по обучению грамоте детей дошкольного и младшего школьного возраста.Серия наглядно-практ...

Логопедическое занятие по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с применением технологии ТРИЗ.
Цель: развивать творческое воображение, мышление, познакомить детей с буквой Г, звуками [Г] и [Г\']....

Учебно-методическое пособие по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) "Путешествие по стране "Абвгдейка".
Цели учебно-методического пособия: развитие у детей старшего дошкольного возрастп всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми....

Учебно-методическое пособие по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране букв и звуков»
Учебно-методическое пособиепо обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)«Путешествие по стране букв и звуков»...

Методическая разработка "Дидактические игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста". Картотека игр по обучению грамоте.
Методическая разработка "Дидактические игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста"Подготовила: учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 79 Выборгского района г. Санкт-Петербург ...