Родительское собрание «Речь в успешном развитии ребёнка»
материал по развитию речи (старшая группа)
Родительское собрание в старшей группе
Тема: «Речь в успешном развитии ребёнка»
Цель: раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребенка.
Задачи:
- познакомить родителей с особенностями развития речи ребенка старшего дошкольного возраста, методами и приемами ее развития;
- проанализировать речевое развитие детей группы;
- познакомить с технологией наглядного моделирования и речевыми играми, в которые полезно играть с ребенком дома;
- способствовать развитию коммуникативных качеств детей;
- воспитывать культуру общения;
- вовлекать родителей в педагогический процесс и жизнь группы.
Участники: родители, воспитатели.
План проведения
1. Вступительный этап.
2. Основная часть:
- «Совсем немного науки»
Ход собрания:
- Добрый вечер, уважаемые родители! Я благодарю Вас, что в круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания.
Итак, тема нашей встречи «Речь в успешном развитии ребенка»
1 часть: «Совсем немного науки»
Речь — форма общения. Основные задачи речевого развития детей:
- овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;
- развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).
Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.
Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.
Как вы думаете, чему должны учить ребёнка на протяжении дошкольного возраста?
- Формирование звуковой культуры речи.
-Обогащение словарного запаса.
- Формирование грамматического строя речи.
- Обучение рассказыванию, связной речи.
-Развитие выразительности речи.
Работа по развитию речи ребёнка в д /с осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни. А связная речь является показателем речевого развития ребёнка.
Ведь ребёнок старшего дошкольного возраста способен самостоятельно давать описания различных предметов, составить рассказ по картинке, по серии картин, самостоятельно расположив картины в логической последовательности. Но не забывайте, что для построения связного рассказа, осмысленного вопроса детям требуются новые речевые средства и формы, а усвоить их они могут только из речи окружающих.
Как способствовать развитию связной речи и облегчить процесс усвоения дошкольником полезных навыков вы узнаете на нашем родительском собрании.
А сейчас я предлагаю вам окунуться в детство и на мгновенье превратиться в детей. Мы отправляемся на корабле в путешествие на острова «развития речи»
2часть: Игра - путешествие по островам «развития речи»
- Остров «Творческий»
Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей.
(я предлагаю вам ответить на вопросы, подобрать эпитеты к словам)
«Подберите эпитеты к словам» (на вопрос «Какой?»)
-снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.)
-человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)
-ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)
-дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)
-луна (яркая, растущая и т. д.)
«Назовите предмет»
Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.
(Перебрасывая мяч различными способами, воспитатель задает вопрос, на который взрослый, поймавший мяч, должен ответить и вернуть мяч воспитателю. Воспитатель, в свою очередь, перекидывает мяч следующему родителю, ожидая ответа от него.)
1. Что бывает круглым? (мяч, шар, сыр)
2. Что бывает длинным? (шарф, пальто, шнурок)
3. Что бывает гладким? (стекло, зеркало) и т. д.
4. Что бывает квадратным?
2. Остров «Художественное слово»
В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передавать свои мысли, эмоции, переживания, объяснить собственную позицию.
Речевое развитие не является обособленным процессом, напротив, развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту — всё это способствует формированию и развитию речи.
Художественные тексты являются хорошим помощником родителями педагогам в развитии речи ребёнка. Рассказывайте, читайте детям сказки, стихи, рассказы.
Большую роль в развитии речи детей играет развитие интонационной выразительности речи. Интонационной выразительностью дети овладевают к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при разучивании стихов, песен, инсценировок мы сталкиваемся с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему. Попробуйте прочитать ребёнку один и тот же текст по – разному: монотонно и с интонацией. Ребёнок сразу поймёт разницу. Поэтому так важно при чтении произведений детям обращать внимание на выразительность, темп речи.
Я предлагаю вам, уважаемые родители, познакомиться с памяткой «Как читать детям».
1. Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребёнка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи-всё то, что может помешать ребёнку слушать рассказ или сказку.
2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастом и индивидуальным способностями ребёнка.
3. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать делать логические ударения в нужных местах, соблюдать паузы.
4. Показывайте ребёнку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте всё воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы иллюстрации были как можно более реалистичны.
5. Во время прочтения произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около15 минут. Найдите эти 15 минут для своего ребёнка.
6. Обязательно задайте ребёнку вопросы по прочитанному.
7. Прививайте ребёнку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.
А сейчас я предлагаю угадать загадки про сказки (родители делятся на две команды, поочередно загадываются загадки).
О какой сказке речь?
1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть (Колобок)
2) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна! (репка)
3) Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я, конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул! (теремок)
4) Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком, и разбилось яйцо! (курочка ряба)
5) В детстве все над ним смеялись, оттолкнуть его старались: Ведь никто не знал, что он белым лебедем рожден. (гадкий утенок)
6) Уплетая калачи, ехал парень на печи. Прокатился по деревне и женился на царевне. (по щучьему веленью)
7) Носик круглый, пятачком, им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком, вместо туфелек — копытца.
Трое их — и до чего же братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (три поросенка)
8) Скорей бы приблизился вечер, и час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает, откуда я, как я зовусь.
Но, только лишь полночь настанет, к себе на чердак я вернусь. (Золушка)
9) В гости к бабушке пошла, пироги ей понесла. Серый волк за ней следил, обманул и проглотил. (Красная шапочка)
10) Красна девица грустна: ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка! (Снегурочка)
3. Остров «Наши руки не знают скуки»
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.
1этап. - Массаж. (педагог предлагает родителям сделать массаж пальцев рук с помощью массажных шариков «су- джок»)
Массируя пальцы активизировать работу внутренних органов.
Большой — отвечает за голову;
Указательный — желудок;
Средний — печень;
Безымянный – почки;
Мизинец – сердце.
1) растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью:
2) потереть ладони, похлопать.
2этап
- Пальчиковая игра «Пингвины».
Два пингвина пошли гулять, (руки сжимаем в кулаки, большие пальцы вытягиваем и синхронно передвигаем по столу)
А вторые – догонять. (указательные пальцы «Скачут»)
Третьи пингвины – бегом, («скачем» средним пальцем еще быстрее)
А четвертые – пешком. (по столу не спеша передвигаем безымянными пальцами)
Пятые поскакали. (кулаки раскрываются полностью: «Скачут» мизинцы)
И в конце пути упали. (расслабленные ладони падают на стол)
При проведении пальчиковых игр следует помнить о следующих принципах:
- Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
- Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
- При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете, оставит в своём репертуаре, и возвращаться к ним по желанию малыша.
- Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
- Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
- Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
- Остров «Игровой»
(игры для формирования звукопроизношения)
Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.
Речевая игра «Насос»
(педагог проводит игру с родителями)
Воспитатель предлагает изобразить насос и накачать велосипедные шины. Родители, подражая действию насоса, произносят звук «С-С-С…».
Речевая игра «Чистоговорки»
(педагог предлогает родителям повторить чистоговорки)
Уп, уп, уп – мама варит суп (зв. П.)
БЫ, бы, бы – идёт дым из трубы (зв. Б)
«Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку» (зв. П-б)
«Жа- жа –жа, есть иголки у ежа»
«Жу-жу-жу молоко дадим ежу»
«Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки»
Словесная игра «Почемучка»
(педагог проводит игру с родителями)
Определить, из каких слов состоят слова: самосвал, пылесос, самолёт, мясорубка, сороконожка, босоножка, соковыжималка, листопад, снегопад, мотокросс.
Подведение итогов собрания
Уважаемые родители! Именно от вас, в большей степени, зависит, каким вырастет ваш ребёнок. Детский сад и мы, воспитатели, можем только помочь вам советом, рекомендациями. Но вам необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей.
Решение собрания:
1. Уделять должное внимание развитию речи ребенка, больше общаться с ним, читать сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.
2. При заучивании дома стихотворений, пересказа литературного произведения, составления описательного рассказа использовать технику наглядного моделирования, опираться на мнемотаблицы.
3. Поощрять в семье занятия ребенка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой. Для этого иметь дома пластилин, цветные карандаши, фломастеры, краски, конструктор, мозаику и т. д.
4. Посетить вместе с ребенком зоопарк, театр, выставку.
5. Больше бывать на природе, знакомить детей с ее красотой и многообразием.
6. Принимать активное участие в работе детского сада.
В заключение хочется пожелать вам крепкого здоровья, счастья, благополучия в семье, успехов и терпения. Пусть дети радуют вас!
– Спасибо всем, за Ваши открытые высказывания.
Литература:
1. Л. Е. Осипова Родительские собрания в дет. саду. ,2008г
2. А. И. Максаков Правильно ли говорит ваш ребёнок. ,2005
3. Ю. Н. Родионова Развитие интонационной выразительности речи. (Ребёнок в д/с, 2007
Памятка для родителей
«Маленькие хитрости»
по развитию связной речи дошкольников
- Занимайтесь с ребенком каждый день. Продолжительность занятий – от 20 (дети до 6 лет) до 30 минут (дети от 6 лет) в день.
- Не старайтесь ускорить ход естественного развития ребенка.
- В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не
- торопясь, при чтении не забывайте о выразительности. Объясняйте ребёнку непонятные слова, которые встречаются в тексте.
- Поощряйте малыша, чаще хвалите, радуйтесь его успехам,
- подбадривайте его, если что-то не получается.
- Обращайте внимание и устраняйте недостатки речи ребёнка. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
- Никогда не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.
Памятка «Как читать детям»
1. Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребёнка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи-всё то, что может помешать ребёнку слушать рассказ или сказку.
2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастом и индивидуальным способностями ребёнка.
3. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать делать логические ударения в нужных местах, соблюдать паузы.
4. Показывайте ребёнку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте всё воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы иллюстрации были как можно более реалистичны.
5. Во время прочтения произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около15 минут. Найдите эти 15 минут для своего ребёнка.
6. Обязательно задайте ребёнку вопросы по прочитанному.
7. Прививайте ребёнку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.
- Игра - путешествие по островам «развития речи»
3. Подведение итогов собрания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodsobr.docx | 35.38 КБ |
rodsobr.pptx | 2.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание №3 30.03.2024г.
Тема: «Речь в успешном развитии ребёнка»
Цель: раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребенка.
Задачи:
- познакомить родителей с особенностями развития речи ребенка старшего дошкольного возраста, методами и приемами ее развития;
- проанализировать речевое развитие детей группы;
- познакомить с технологией наглядного моделирования и речевыми играми, в которые полезно играть с ребенком дома;
- способствовать развитию коммуникативных качеств детей;
- воспитывать культуру общения;
- вовлекать родителей в педагогический процесс и жизнь группы.
Участники: родители, воспитатели.
План проведения
1. Вступительный этап.
2. Основная часть:
- «Совсем немного науки»
- Игра - путешествие по островам «развития речи»
3. Подведение итогов собрания.
Ход собрания:
- Добрый вечер, уважаемые родители! Я благодарю Вас, что в круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания.
Итак, тема нашей встречи «Речь в успешном развитии ребенка»
1 часть: «Совсем немного науки»
Речь — форма общения. Основные задачи речевого развития детей:
- овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;
- развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).
Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.
Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.
Как вы думаете, чему должны учить ребёнка на протяжении дошкольного возраста?
- Формирование звуковой культуры речи.
-Обогащение словарного запаса.
- Формирование грамматического строя речи.
- Обучение рассказыванию, связной речи.
-Развитие выразительности речи.
Работа по развитию речи ребёнка в д /с осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни. А связная речь является показателем речевого развития ребёнка.
Ведь ребёнок старшего дошкольного возраста способен самостоятельно давать описания различных предметов, составить рассказ по картинке, по серии картин, самостоятельно расположив картины в логической последовательности. Но не забывайте, что для построения связного рассказа, осмысленного вопроса детям требуются новые речевые средства и формы, а усвоить их они могут только из речи окружающих.
Как способствовать развитию связной речи и облегчить процесс усвоения дошкольником полезных навыков вы узнаете на нашем родительском собрании.
А сейчас я предлагаю вам окунуться в детство и на мгновенье превратиться в детей. Мы отправляемся на корабле в путешествие на острова «развития речи»
2часть: Игра - путешествие по островам «развития речи»
- Остров «Творческий»
Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей.
(я предлагаю вам ответить на вопросы, подобрать эпитеты к словам)
«Подберите эпитеты к словам» (на вопрос «Какой?»)
-снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.)
-человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)
-ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)
-дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)
-луна (яркая, растущая и т. д.)
«Назовите предмет»
Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.
(Перебрасывая мяч различными способами, воспитатель задает вопрос, на который взрослый, поймавший мяч, должен ответить и вернуть мяч воспитателю. Воспитатель, в свою очередь, перекидывает мяч следующему родителю, ожидая ответа от него.)
1. Что бывает круглым? (мяч, шар, сыр)
2. Что бывает длинным? (шарф, пальто, шнурок)
3. Что бывает гладким? (стекло, зеркало) и т. д.
4. Что бывает квадратным?
2. Остров «Художественное слово»
В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передавать свои мысли, эмоции, переживания, объяснить собственную позицию.
Речевое развитие не является обособленным процессом, напротив, развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту — всё это способствует формированию и развитию речи.
Художественные тексты являются хорошим помощником родителями педагогам в развитии речи ребёнка. Рассказывайте, читайте детям сказки, стихи, рассказы.
Большую роль в развитии речи детей играет развитие интонационной выразительности речи. Интонационной выразительностью дети овладевают к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при разучивании стихов, песен, инсценировок мы сталкиваемся с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему. Попробуйте прочитать ребёнку один и тот же текст по – разному: монотонно и с интонацией. Ребёнок сразу поймёт разницу. Поэтому так важно при чтении произведений детям обращать внимание на выразительность, темп речи.
Я предлагаю вам, уважаемые родители, познакомиться с памяткой «Как читать детям».
1. Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребёнка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи-всё то, что может помешать ребёнку слушать рассказ или сказку.
2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастом и индивидуальным способностями ребёнка.
3. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать делать логические ударения в нужных местах, соблюдать паузы.
4. Показывайте ребёнку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте всё воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы иллюстрации были как можно более реалистичны.
5. Во время прочтения произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около15 минут. Найдите эти 15 минут для своего ребёнка.
6. Обязательно задайте ребёнку вопросы по прочитанному.
7. Прививайте ребёнку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.
А сейчас я предлагаю угадать загадки про сказки (родители делятся на две команды, поочередно загадываются загадки).
О какой сказке речь?
1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть (Колобок)
2) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна! (репка)
3) Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я, конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул! (теремок)
4) Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком, и разбилось яйцо! (курочка ряба)
5) В детстве все над ним смеялись, оттолкнуть его старались: Ведь никто не знал, что он белым лебедем рожден. (гадкий утенок)
6) Уплетая калачи, ехал парень на печи. Прокатился по деревне и женился на царевне. (по щучьему веленью)
7) Носик круглый, пятачком, им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком, вместо туфелек — копытца.
Трое их — и до чего же братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (три поросенка)
8) Скорей бы приблизился вечер, и час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает, откуда я, как я зовусь.
Но, только лишь полночь настанет, к себе на чердак я вернусь. (Золушка)
9) В гости к бабушке пошла, пироги ей понесла. Серый волк за ней следил, обманул и проглотил. (Красная шапочка)
10) Красна девица грустна: ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка! (Снегурочка)
3. Остров «Наши руки не знают скуки»
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.
1этап. - Массаж. (педагог предлагает родителям сделать массаж пальцев рук с помощью массажных шариков «су- джок»)
Массируя пальцы активизировать работу внутренних органов.
Большой — отвечает за голову;
Указательный — желудок;
Средний — печень;
Безымянный – почки;
Мизинец – сердце.
1) растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью:
2) потереть ладони, похлопать.
2этап
- Пальчиковая игра «Пингвины».
Два пингвина пошли гулять, (руки сжимаем в кулаки, большие пальцы вытягиваем и синхронно передвигаем по столу)
А вторые – догонять. (указательные пальцы «Скачут»)
Третьи пингвины – бегом, («скачем» средним пальцем еще быстрее)
А четвертые – пешком. (по столу не спеша передвигаем безымянными пальцами)
Пятые поскакали. (кулаки раскрываются полностью: «Скачут» мизинцы)
И в конце пути упали. (расслабленные ладони падают на стол)
При проведении пальчиковых игр следует помнить о следующих принципах:
- Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
- Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
- При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете, оставит в своём репертуаре, и возвращаться к ним по желанию малыша.
- Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
- Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
- Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
- Остров «Игровой»
(игры для формирования звукопроизношения)
Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.
Речевая игра «Насос»
(педагог проводит игру с родителями)
Воспитатель предлагает изобразить насос и накачать велосипедные шины. Родители, подражая действию насоса, произносят звук «С-С-С…».
Речевая игра «Чистоговорки»
(педагог предлогает родителям повторить чистоговорки)
Уп, уп, уп – мама варит суп (зв. П.)
БЫ, бы, бы – идёт дым из трубы (зв. Б)
«Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку» (зв. П-б)
«Жа- жа –жа, есть иголки у ежа»
«Жу-жу-жу молоко дадим ежу»
«Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки»
Словесная игра «Почемучка»
(педагог проводит игру с родителями)
Определить, из каких слов состоят слова: самосвал, пылесос, самолёт, мясорубка, сороконожка, босоножка, соковыжималка, листопад, снегопад, мотокросс.
Подведение итогов собрания
Уважаемые родители! Именно от вас, в большей степени, зависит, каким вырастет ваш ребёнок. Детский сад и мы, воспитатели, можем только помочь вам советом, рекомендациями. Но вам необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей.
Решение собрания:
1. Уделять должное внимание развитию речи ребенка, больше общаться с ним, читать сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.
2. При заучивании дома стихотворений, пересказа литературного произведения, составления описательного рассказа использовать технику наглядного моделирования, опираться на мнемотаблицы.
3. Поощрять в семье занятия ребенка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой. Для этого иметь дома пластилин, цветные карандаши, фломастеры, краски, конструктор, мозаику и т. д.
4. Посетить вместе с ребенком зоопарк, театр, выставку.
5. Больше бывать на природе, знакомить детей с ее красотой и многообразием.
6. Принимать активное участие в работе детского сада.
В заключение хочется пожелать вам крепкого здоровья, счастья, благополучия в семье, успехов и терпения. Пусть дети радуют вас!
– Спасибо всем, за Ваши открытые высказывания.
Литература:
1. Л. Е. Осипова Родительские собрания в дет. саду. ,2008г
2. А. И. Максаков Правильно ли говорит ваш ребёнок. ,2005
3. Ю. Н. Родионова Развитие интонационной выразительности речи. (Ребёнок в д/с, 2007
Памятка для родителей
«Маленькие хитрости»
по развитию связной речи дошкольников
- Занимайтесь с ребенком каждый день. Продолжительность занятий – от 20 (дети до 6 лет) до 30 минут (дети от 6 лет) в день.
- Не старайтесь ускорить ход естественного развития ребенка.
- В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не
- торопясь, при чтении не забывайте о выразительности. Объясняйте ребёнку непонятные слова, которые встречаются в тексте.
- Поощряйте малыша, чаще хвалите, радуйтесь его успехам,
- подбадривайте его, если что-то не получается.
- Обращайте внимание и устраняйте недостатки речи ребёнка. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
- Никогда не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.
Памятка «Как читать детям»
1. Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребёнка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи-всё то, что может помешать ребёнку слушать рассказ или сказку.
2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастом и индивидуальным способностями ребёнка.
3. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать делать логические ударения в нужных местах, соблюдать паузы.
4. Показывайте ребёнку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте всё воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы иллюстрации были как можно более реалистичны.
5. Во время прочтения произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около15 минут. Найдите эти 15 минут для своего ребёнка.
6. Обязательно задайте ребёнку вопросы по прочитанному.
7. Прививайте ребёнку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Остров «Творческий»
Подберите эпитеты к словам (на вопрос «Какой?») -Снег (мокрый, холодный, белый, скрипучий) - Человек - Ветер - Дождь - Луна
Остров «Художественное слово»
«О какой сказке речь?»
«О какой сказке речь?»
Остров «Наши руки не знают скуки»
Массаж с шариком Су – джок «Ёжик » Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож. (дети катают Су Джок между ладонями) На спине иголки (массажные движения большого пальца) очень-очень колкие. (массажные движения указательного пальца) Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца) нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца) А колючки тоже (массажные движения мизинца) на ежа похожи (дети катают Су- Джок между ладонями).
Пальчиковая игра «Пингвины» Два пингвина пошли гулять, (руки сжимаем в кулаки, большие пальцы вытягиваем и синхронно передвигаем по столу) А вторые – догонять. (указательные пальцы «Скачут») Третьи пингвины – бегом, («скачем» средним пальцем еще быстрее) А четвертые – пешком. (по столу не спеша передвигаем безымянными пальцами) Пятые поскакали (кулаки раскрываем полностью, начинают скакать мизинцы) И в конце пути упали. (расслабленные ладони опускаем на стол)
Остров «Игровой»
«С-С-С-…» « Сь – Сь – Сь - …» Речевая игра «Насос»
Речевая игра « Чистоговорки » (педагог предлогает родителям повторить чистоговорки ) Уп , уп , уп – мама варит суп ( зв . П.) БЫ, бы, бы – идёт дым из трубы ( зв . Б) «Бублик, баранку, батон и буханку Пекарь из теста испёк спозаранку» ( зв . П-б) « Жа - жа – жа , есть иголки у ежа» « Жу-жу-жу молоко дадим ежу» «Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки»
Словесная игра «Почемучка» (педагог проводит игру с родителями ) Определить, из каких слов состоят слова: самосвал , пылесос, самолёт, мясорубка, сороконожка, босоножка, соковыжималка, листопад, снегопад, мотокросс.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Влияние игрушки на развитие ребёнка"
Дать родителям знания о значении игрушки,её роли в игре ребёнка....
Родительское собрание "Колыбельная как средство развития ребёнка и общения с ним".
Данная работа представляет собой логику проведения родительского собрания по ознакомлению и практическому показу методов эффективного взаимодействия родителей с детьми с помощью колыбельных песе...
Родительское собрание: Речь как основа развития ребенка
В статье приведены этапы развития речи ребенка и даны рекомендации родителям, как правильно общаться с младшим дошкольником на начальных этапах его речевого развития. В конце статьи приведен методичес...
Родительское собрание «Влияние игрушки на развитие ребёнка»
Родительское собрание «Влияние игрушки на развитие ребёнка»Цель: Дать родителям знания о значении игрушки, её роли в игре...
Родительское собрание "Роль родителей в развитии ребёнка с ОВЗ"
Родительское собрание«Роль родителей в развитии ребёнка с ОВЗ»...
Конспект родительского собрания на тему: "Речевое развитие ребёнка"
Родительское собрание является необходимым атрибутом дошкольной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Мы предлагаем вашему вниманию сценарий родительского собрания для воспитате...
«Речь в успешном развитии ребёнка» Консультация для родителей
Консультация для родителей: «Речь в успешном развитии ребёнка»Цель: раскрыть значение речи в разностороннем развитии личности ребенка.Задачи:познакомить родителей с особенностями разв...