Логопедическая работа с неговорящими детьми
статья по развитию речи (младшая группа)
Запуск речи нужен детям, которые не начали издавать звуки или разговаривать в возрасте, когда это обычно происходит. В статье говорится о нормах речевого развития у детей разного возраста, методиках, которые используют логопеды, чтобы запустить речь у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическая работа с неговорящими детьми.
Как логопеды запускают речь у неговорящих детей?
Запуск речи нужен детям, которые не начали издавать звуки или разговаривать в возрасте, когда это обычно происходит. В статье говорится о нормах речевого развития у детей разного возраста, методиках, которые используют логопеды, чтобы запустить речь у детей.
Нормы речевого развития детей:
- Первый этап — в 2–3 месяца ребенок издает звуки, использует жесты и мимику.
- Второй этап — в 6 месяцев ребенок произносит и повторяет за другими слоги.
- Третий этап — в 1 год ребенок произносит простые слова: «мама», «дай».
- Четвертый этап — в 1,5–2 года ребенок сочетает слова, чтобы выразить свои желания, например, «дай мишку», «моя кукла».
- Пятый этап — в 2–3 года ребенок говорит длинными фразами и простыми предложениями.
- Шестой этап — в 3–4 года ребенок может формулировать длинные предложения и рассказывать небольшие истории.
Важно понимать, что все дети растут по-разному и у каждого ребенка есть свои особенности, которые могут влиять на его речевое развитие. Поэтому не стоит волноваться, если ребенок начал издавать звуки или говорить немного позже, чем положено. Но если отклонение от норм довольно сильное — стоит обратиться за диагностикой к специалисту.
Как определить, что ребенку требуется запуск речи?
Решая, необходим ли ребенку запуск речи, нужно ориентироваться не только на приведенные выше нормы речевого развития, но и на то, как он взаимодействует с близкими и ровесниками, понимает ли обращенные к нему вопросы и как реагирует на различные звуки.
Важно как можно раньше заметить отклонения в речевом развитии ребенка, чтобы минимизировать проблемы с речью в будущем.
С большой долей вероятности ребенку потребуется запуск речи, если он:
- в 2 месяца редко издает звуки и не кричит;
- в 6 месяцев не обращает внимания на звуки, не повторяет их и не улыбается;
- в 7–8 месяцев не реагирует на голоса близких;
- в 10 месяцев не лепечет;
- в 2 года не понимает обращенные к нему вопросы, не говорит, или в его словарном запасе всего 10–20 слов;
- в 3 года почти не разговаривает, использует около 50 слов, а его речь трудно разобрать.
Основные этапы запуска речи у детей логопедом
- Установление контакта с ребенком и определение видов активностей, которые ему нравятся.
- Проведение различных игр с ребенком и поощрение его за речевые реакции.
- Развитие у ребенка двигательного подражания и проведение игр, которые требуют речевого сопровождения, чтобы вызвать у ребенка речевую реакцию.
- Развитие понимания речи с помощью вопросов о предметах и чтения сказок, вызывающих эмоциональную реакцию.
- Обучение ребенка правильному произношению звуков и слогов.
- Обучение ребенка произношению слов и увеличение его словарного запаса.
С помощью каких методик логопед запускает речь?
Методики, которые использует логопед, зависят от возраста ребенка.
Например, в работе с детьми двух лет логопеды основное внимание уделяют артикуляционной гимнастике — специальным упражнениям, которые позволяют развить мышцы лица, отвечающие за речевую функцию. Часто такая гимнастика состоит из упражнений, когда ребенку нужно улыбаться, скалиться, делать губы трубочкой и даже надувать мыльные пузыри.
Один из самых популярных подходов при работе с неговорящими детьми — игровой, именно с его помощью прощего всего завладеть вниманием ребенка и помочь ему произнести тот или иной звук. Логопеды используют игры, в которых стимулируется произнесение ребенком звуков. Например, такие, где нужно изобразить падение со звуком «бух», «бах» и так далее.
Другая распространенная методика — визуальный подход, когда в работе с ребенком используют карточки с картинками и кубики с буквами. Они помогают ребенку запоминать слова и устанавливать ассоциации между предметами, изображениями и буквами.
На занятиях с детьми 2–3 лет логопеды используют методики, направленные на развитие речи и увеличение словарного запаса. Например, моделирование речи. Суть этой методики в следующем: логопед указывает ребенку на предмет, ребенок называет его, а логопед «расширяет» то, что сказал ребенок. «Машинка», — произносит ребенок. «Да, большая красная машинка», — добавляет логопед. Таким образом у ребенка устанавливаются ассоциации между предметом и его характеристиками, и он запоминает новые слова.
Логопеды также используют методику повторения и подражания. Ребенка мотивируют повторять различные звуки, например, подражать звукам животных или птиц. Произнесение различных звуков помогает развить речь ребенка.
Важным моментом при запуске речи у неговорящих детей является использование жестов и мимики, так как такой способ коммуникации помогает детям, которые испытывают сложности с произношением слов, выражать свои мысли и желания.
Еще одна методика, которую используют логопеды, — дыхательная гимнастика. Занятия очень важны для укрепления дыхательных органов ребенка, что, в свою очередь, способствует формированию у него четкой и внятной речи.
С чего начать занятия с логопедом?
Как всегда, с обследования (наблюдение за ребенком, беседы с родителями), установления контакта. Далее логопедическую работу следует строить в нескольких направлениях, очередность в выборе которых зависит от того, что является первичным препятствием:
- Формирование языкового механизма (развитие собственно речи)
- Потребности в речи
- Формирование благоприятной микросоциальной среды (работа с ближайшим окружением, семьей)
- Развитие социальных навыков (ждать, одеваться и т. д.)
- Преодоление негативизма
Для преодоления негативизма большое значение имеет развитие мотивации, желания ребенка. Для каждого человека важна успешность. Эти дети, в большинстве случаев, не понимают, правильно ли они поступают. Это означает, что у них нет ощущения успешности, что им незачем учиться чему-либо. Мало того, они не получают то, что хотят, то, что любят, потому что не могут попросить, а если получают, то сразу в больших количествах. В результате этого снижается ценность: любимая игрушка или еда перестает быть таковой.
Выявляем, что для каждого конкретного ребенка может стать мотивацией для занятий. Стоит понять, что в данной ситуации маленький кусочек любимого ребенком мармелада становится не сладостью, а помогает ребенку понять, что он делает правильно, а что нет.
Как это работает?
Сидит спокойно 5 секунд — получает мармелад. В следующий раз ребенок просидит несколько дольше и тоже получит мармелад.
Важно помнить, что поощрение должно быть значимым для ребенка, то есть в обычное время он не должен получать мармелад (или любимую игрушку). Поощрение не должно быть в больших количествах. Игрушку не оставляем у него надолго (забираем, предупреждая: сейчас я заберу, возможен обратный счет 3, 2, 1).
Одним из важных моментов является развитие речевого слуха, слухового восприятия, слуховой памяти и понимания речи. Одновременно занимаемся развитием социальных навыков.
Стоит учитывать, что эти дети не выделяют из звукового потока отдельные звукокомплексы (слова, словосочетания и т. д.), соответственно не понимают смысловой нагрузки, которую они несут. То есть вопрос об обучении выделения, узнавания звукокомплексов стоит на одном из первых мест.
Для развития слухового восприятия и понимания речи необходимо, чтобы речь окружающих взрослых была при общении с ребенком наиболее простой, односложной.
Упражнения на развитие понимания отдельных слов
Этот навык нужен для развития понимания названий предметов, действий, людей. Обучаем:
- Выполнение простых команд, инструкций: «жди», «встань», «покажи», «дай» и других. Не стоит забывать, что ребенок НЕ ПОНИМАЕТ, что вы говорите, и что означает соответствующий звукокомплекс (инструкция). Поэтому каждый раз необходимо помогать ребенку сделать соответствующее действие. Например: «покажи». Складываем из пальцев ребенка указательный жест, направляем его в нужную сторону. Постепенно ослабляем свое воздействие. Повторяем то же самое со всеми действиями.
- Понимание названий предметов, изображений. Кладем перед ребенком 1 предмет (картинку). Называем его. Ребенок при этом должен любым образом показать вам, что узнал его название (распознал звукокомплекс). Он может подать его вам, показать пальцем или скинуть. Возможно, сначала он будет это делать с помощью взрослого. Далее кладем уже известный предмет и новый (с которым еще не работали с ребенком). Стоит учитывать уровень развития зрительного восприятия конкретного ребенка: некоторые не отличают ложку и зубную щетку. В таких случаях предлагаем ребенку значительно отличающиеся предметы (ложка и расческа). Также следует обращать внимание на развитие мелкой моторики ребенка: может ли он взять лежащий определенным образом предмет? Может, его стоит перевернуть или положить под другим углом. Следующим этапом можно начать раскладывать предметы на соответствующие изображения (соотнесение картинка — предмет), инструкция: «положи». Далее можно предложить ребенку собрать предметы, команда: «дай». Постепенно будем расширять фразу: «Дай корову» или «Дай красный кубик».
- Узнавание имен и названий людей. Обучение по той же схеме, но уже с людьми: «Где мама?» или «Мама», помогая ребенку показать, подойти к этому человеку или отдать предмет называемому человеку.
Упражнения на развитие зрительного узнавания
Часто у детей с данными нарушениями имеются проблемы в зрительном узнавании и распознавании предметов (визуальном восприятии и внимании). Чтобы помочь справиться с этой задачей, начинаем работу с ребенком с простых заданий (каждое новое задание начинаем, когда усвоено предыдущее):
Сортировка:
- по цвету (однородных, реже разных предметов);
- форме (значительно отличающихся, например: кубики и колечки);
- размеру (однородные предметы, например: большие и маленькие кубики).
Конструирование:
- выполнение простых построек из кубиков, брусков, начиная из двух: положить рядом, поставить, положить друг на друга.
- Выполнение действий крупной моторики по подражанию: похлопай, потопай, положи руки на голову.
По мере развития понимания заданий ребенком, они усложняются. Предметы становятся разными, можно добавить качество предметов (деревянный, металлический и т. д.), сортировку по категориям (овощи-фрукты, мебель-посуда и т. д.), усложнение построек (они могут стать из других материалов, стать совместной игрой со взрослым), движения можно выполнять под музыку (песенки Железновой, русские народные пестушки). Все это ребенок повторят с родителями дома. Хорошо, если это станет началом игры.
На всех этапах комментируем действия короткими, повторяющимися фразами. Поощряем понятным ему способом.
И, наконец, обучение собственно вокальной речи.
Развиваем вокальную речь
Давайте подумаем и понаблюдаем, как обычный взрослый человек изучает иностранный язык. Сначала он изучает фонемы, звуки нового языка и запоминает на слух слова, для этого используются предметы и картинки. Чаще всего это предметы обихода, быта.
Вторым этапом, становится соотнесение звукокомплекса (слова) с визуальным предметом.
Чтобы воспроизвести слово, человек припоминает картинку или предмет, а потом пытается вспомнить слово, которое это обозначает.
По этой же схеме мы обучаем языку детей с проблемами речи, у которых сензитивный период самостоятельного обучения речи прошел.
Соблюдаем при этом главное правило — к каждому ребенку подходим индивидуально. У одного ребенка могут начать первыми появляться гласные звуки (влияют на мелодику речи), у другого согласные (понятность слов). Если ребенок совсем невокальный, то мы предпочитаем начинать с согласных звуков. Или опираемся на имеющийся в репертуаре ребенка звуковой набор.
Этапы развития вокальной речи следуют один за другим, только после появления нужной реакции переходим к следующему этапу.
Упражнения на развитие вокальной речи
- Открыть рот, или вытянуть губы в трубочку, или потянуть в улыбке (инструкции соответствуют нужной артикуляции: «скажи А» или просто «А» или «открой рот» или «сделай как я» — поощрение «Молодец! Ты сказал „А“!» или (и) мотивационный предмет).
- Вызывание звука — потом кладем одну руку ребенка на его шею, другую на шею специалиста, снова произносим звук (инструкции как на первом этапе).
- Для автоматизации вызванных звуков мы подбираем соответствующие картинки, игрушки.
- Далее часто дети начинают говорить самостоятельно, в сложных случаях вызываем звуки согласно онтогенезу. В таких ситуациях всегда рассказываем ребенку, что именно мы собираемся делать, например: «Сейчас я закрою тебе рукой нос и рот, а потом открою». У нас не было случаев, когда дети сопротивлялись, но если ребенок отказывается, мы ищем другие возможности. Естественно, мы эмоционально поощряем: «Ты сказал П!» можно добавить какое-то существенное поощрение.
- Далее следует автоматизация звуков как в пункте 3.
Когда ребенок достаточно хорошо отвечает на инструкции, становится возможным выполнение элементов артикуляционной гимнастики, использование традиционных методов постановки, в том числе с помощью зондов, и автоматизации звуков.
Формирование потребности в речи
Стоит понимать, что ребенок и его окружение привыкли к определенному поведению. И теперь нужно сформировать новый его тип. Создать условия, чтобы у ребенка чаще возникала потребность в речи: убрать из доступа предметы, которыми ребенок может пользоваться сам и любит их. Каждый раз, когда ему что-то будет нужно, он должен озвучит возможным способом. Захочет сок: О или ОК или СОК.
Требования должны быть одинаковыми на занятиях, в садике, дома. Тогда они будут привычными для ребенка, не будут вызывать агрессию и другого проблематичного поведения.
Все методы и направления работы могут и должны сочетаться. Желательно присутствие на занятии родителей и активное включение их в занятие, чтобы ребенок постепенно обобщал: все, что он делает на занятии с логопедом, он может делать с родителем дома. Помните: каким бы хорошим не был специалист, он с ребенком занимается в лучшем случае час в день, родители же рядом 24 часа в сутки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/29/picture-509598-1414557027.jpg)
Логопедическая работа с неговорящими детьми
Данная работа носит консультационный характер как для педагогов, так и для родителей. В статье представлена работа учителя-логопеда с данной категорией детей....
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/06/picture-928474-1701887488.jpg)
Консультация. Общие рекомендации к логопедической работе с неговорящими детьми.
Общие рекомендации к логопедической работе с неговорящими детьми....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/22/picture-221445-1453442029.jpg)
Использование игрового пособия "Кольца Луллия" в коррекционно-логопедической работе с неговорящими детьми младшего дошкольного возраста (Технология ТРИЗ). ЧАСТЬ 1
Разговорчивые игры! Игровое пособие "Кольца Луллия" как универсальное дидактическое средство в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/29/picture-1181594-1572363609.jpg)
«Особенности логопедической работы с неговорящими детьми »
Неговорящие дети, прежде чем научиться пользоваться речью, должны пройти известную подготовку, выражающуюся в развитии пассивного запаса, т.е. понимания речи....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/22/picture-102188-1540226042.jpg)
Методические подходы в логопедической работе с «неговорящими» детьми (ОНР 1 ур.)
В докладе представлены методические подходы в логопедической работе с детьми ОНР 1 уровня...