Тема: «Универсальная система логопедической работы с неговорящими детьми»
статья по логопедии (старшая группа)

Ширяева Надежда Геннадиевна

Обмен опытом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2obmen_opytom_shiryaeva_ng.docx27.1 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад «Колокольчик»

   

Обмен опытом

Тема: «Универсальная система логопедической работы с неговорящими детьми»

Учитель-логопед Ширяева Н.Г.

р.п.Усть-Уда

2018-2019 учебный год

Слайд1
Количество детей с речевой патологией в последнее время имеет тенденцию к возрастанию. С каждым годом увеличивается число детей со сложной речевой патологией, в частности практически неговорящих детей.

Слайд 1/Презентация к семинару

Тема: «УНИВЕРСАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ»

Слайд 2/далее Презентация к семинару 2

НОРМА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА

В норме ребенок  добр, активен, доверчив, контактен, управляем, жизнерадостен. Тянется к взрослым и детям, проявляет высокий интерес к окружающей действительности. У него не насыщаемая жажда общения и познания.

Слайд 3

НОРМА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

К 3м годам ребенок хорошо понимает обращенную обиходно-бытовую речь, сам говорит фразами (сроки формирования 1,5 – 2,5 года), словарь примерно 1200-1500 слов. Постоянно задает вопросы.

Сформированы основные грамматические категории, все падежные формы, используются служебные слова (предлоги, частицы, союзы).

Возникает сознательный контроль над речью собеседника и своей собственной (активно функционирует фонематическое восприятие).

В звуковом плане: высокая норма правильного произношения – 2 года, низкая норма – 4 года, в 3 года допустимы дефекты произношения (шипящие + трудные соноры).

Слайд 4

КОГО ЖЕ СЧИТАТЬ НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ?

По определению Р.Е. Левиной, тяжелым речевым нарушением (начиная с 3х лет) считается 1-й – начало 2-го уровня речевого развития. В словаре может быть от 5-ти до 30-ти слов.

Примеры речи:

АВА (собака, коза, корова, лошадь), АМ (есть, пить, откусывать, жевать, тарелка, ложка, стакан, сковородка, плита).

К неговорящим (в 3 года) мы отнесем детей даже с наличием фразы, но простой, аграмматичной, типа ПАПА ТУ (папа пришел, папа уехал, папа идет к машине, папа сел на стул, папа надел костюм), так как понять эту фразу можно только в ситуации.

Слайд 5

ТРУДНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ

Речь – это самая сложная психическая функция, так как это процесс:

1.БЫСТРОТЕКУЩИЙ (не сосредоточился – пропустил)

2.СИМВОЛИЧЕСКИЙ ( слово-обобщение, а набор фонем произвольный)

Слайд 6

КАК ПРОИСХОДИТ ПОНИМАНИЕ РЕЧИ

Что делает тот, к кому обращена речь? Он должен услышать, уловить произносимые звуки речи, адекватно их воспринять, разделить поток на слова, каждое воспринятое слово соотнести со своим лексическим запасом, уяснить грамматическое значение (покажи карандашом палец), на основе мелодико-интонационных средств уловить вопрос, восклицание, иронию и прочее. И, наконец, удержав при помощи памяти все услышанное, понять речь, то есть декодировать её.

Слайд 7

КАК ПРОИСХОДИТ КОДИРОВАНИЕ, ТО ЕСТЬ ПЕРЕВОД МЫСЛИ В СЛЫШИМУЮ РЕЧЬ

Вначале человек, начинающий общение, переводит свою мысль во внутреннюю речь, которая отличается краткостью. Это программа высказывания.

Затем для каждой мысли формулируется грамотная полная фраза. В слова в ней мысленно раскладываются на фонемы, при этом используется тонкое фонематическое восприятие (центр Вернике).

Необходимые фонемы произносятся в должной последовательности. И для каждого звука речи задается определенная артикуляционная поза (центр Брокка). С помощью кинестетических ощущений закрепляется двигательный образ звука. Также произносимой речи задаются выбранные темп, тембр, высота, ритм, сила голоса и прочие мелодико-интонационные параметры.

Слайд 8

ПРИЧИНЫ ТЯЖЕЛОЙ ПАТАЛОГИИ РЕЧИ

  • Умственная отсталость, но не дебильность! (по международной классификации выделяются следующие степени: умеренная (дебильность), выраженная (имбецильность), глубокая (идиотия),
  • Нарушение слуха (глухие и слабослышащие),
  • Нарушения зрения – тотальная слепота (нет светоощущения)
  • Нарушение психики (РДА, но аутизм – погружение в мир личных переживаний с утратой контакта с действительностью, истерический мутизм, психопатия, шизофрения, тяжелые психозы),
  • Сочетанные патологии (нарушение зрения + слуха: слепоглухие, нарушение психики + интеллекта).

Слайд 13.

СТРУКТУРА ДЕФЕКТА У «НЕГОВОРЯШЕК»  состоит из неречевых процессов, связанных с речью, фонетикой, лексикой и грамматикой.

Слайд 16

ПРОГРАММА ПУСКОВОГО ЭТАПА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ

Три направления, три блока в логопедической работе на пусковом этапе

1.Активизация неречевых процессов, тесно связанных с речью (познавательное развитие, пальчиковая моторика)

2.Формирование звуковой стороны речи (фонетика)

3.Формирование смысловой стороны речи (лексика и грамматика).

Слайд 18

Сегодня на семинаре- практикуме мы коснемся первого пускового этапа,

ОСНОВНЫХ  НЕРЕЧЕВЫХ ПРОЦЕССОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА РЕЧЬ И ОБУЧЕНИЕ

1.Мотивация

2.Внимание, память.

3.Восприятие

4.Мышление

Слайд 19

Ступени 1-ого блока

АКТИВИЗАЦИЯ НЕРЕЧЕВЫХ ПРОЦЕССОВ, ТЕСНО СВЯЗАННЫХ С РЕЧЬЮ

1 блок - А. Развитие зрительного внимания, восприятия, памяти.

2 блок -Б. Игры и упражнения на развитие мышления

3 блок - В. Пальчиковая гимнастика

Слайд 20

1 блок –В. Мелкая моторика. Связь пальчиковой и речевой моторики.

Многолетний опыт свидетельствует: у большинства детей с тяжелыми дефектами речи движения пальцев слабые, скованные, некоординированные, их темп замедленный.

На проекции моторной сферы в коре головного мозга видна близость артикуляционной и пальцевой зон.

Для детей-органиков развитие пальчиковой моторики приобретает особую значимость!

Слайд 21

Последние исследования ученых

Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский  утверждал, что ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В наше время выяснилось, что не только ум.

Учеными неоспоримо доказано, что активные пальчиковые упражнения стимулируют:

Пространственное мышление ребенка, его воображение, внимание, память, умственные и творческие способности.

Начиная с 2005г, занимаюсь развитием мелкой моторики у детей с нарушениями речи.

Экспериментальным путем установила, что наилучшие результаты достигаются при комбинировании пальчиковых упражнений со стихотворными текстами.

Благодаря объединению гимнастики для пальчиков с проговариванием стихов, многократно усиливается положительный эффект от занятий. ./демонстрация индивидуальных тетрадей детей-дошкольников/упражнения пальчиковой гимнастики подобраны по всем лексическим темам и еженедельно дети учат новый стишок -пальчиковую миниатюру.

Слайд 24

В своей работе широко использую пособия Татьяны Александровны Ткаченко.

Шесть пособий, триста упражнений

Впервые стихотворные тексты с описанием пальчиковых движений были опубликованы в журнале «Дошкольное воспитание» №3 за 1989 год.

С тех пор в издательстве ЭКСМО вышло 6 пособий, содержащих более 300 пальчиковых миниатюр.

Слайд 28 Как работать с малышами?

На индивидуальных занятиях

При выполнении трудных пальчиковых фигур располагаемся не напротив, не рядом, а позади ребенка, обнимаем его и держим свои кисти перед глазами малыша

Слайд 29

Этапы  индивидуального обучения ребенка пальчиковым миниатюрам

1.Взрослый показывает миниатюру целиком (сам проговаривает рифмовку и одновременно, в такт словам, выполняет пальчиковые движения)

2.Взрослый садится позади ребенка, как бы обнимает его руками, берет детские ладошки в свои и, манипулируя пальчиками, выполняет отдельные движения.

3.Взрослый и ребенок сидят рядом, выполняют движения одновременно, но текст говорит только взрослый.

4.Ребенок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

5.Ребенок сам выполняет движения и договаривает (по возможности) текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Слайд 30

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

При использовании красок, резиновых перчаток, кукол – напальчников, носков, надетых на руку, увеличивается реалистичность изображаемых пальчиковых фигур.

Слайд 31

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР

Слайд 32

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Сортировка предметов на специальную тарелку

Слайд 33

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Картины с пуговицами

Слайд 34

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Игра «Резинки на пальчиках»

------------------------------------------------------------------------------------

Слайд 35

2 БЛОК. ЗВУКОВАЯ СТОРОНА РЕЧИ

Слайд 36

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД ЗВУКОВОЙ СТОРОНОЙ РЕЧИ У «НЕГОВОРЯШЕК»

По мнению классиков логопедии, только при совпадении произносимых и воспринимаемых ребенком звуков речи возникает нормальное слухо-произносительное взаимодействие, вырабатываются стойкие динамические стереотипы, которые являются важнейшим условием коррекции звуковой стороны речи.

Слайд 37

Ступени 2-ого блока. Формирование звуковой стороны речи.

А. Развитие слуховых внимания и памяти

Б.Развитие элементарного фонематического восприятия.

В.Воспроизведение слов и фраз, доступных по звуковому составу (с «раскачиванием» просодики)

Слайд 38

2 блок - А. развитие слуховых внимания и памяти на материале неречевых звуков

Что такое слуховое внимание

Это способность сосредотачиваться на слуховых ощущениях, воспринимать различия в силе, высоте, длительности, направлении и характере звучания различных предметов и объектов, которая подготавливает рецепцию ребенка к восприятию звуков речи.

В чем сложность его формирования

По сравнению со зрительным, слуховое внимание развивать сложнее, так как оно действует только в момент звучания, не «подпитывается» и не уточняется путем соотнесения с образцом.

Слайд 39

СОДЕРЖАНИЕ 2-ОГО БЛОКА-А.

А-1. Неречевые звуки, издаваемые человеком

А-2. Звуки, издаваемые животными

А-3. Звучащие игрушки

А-4 бытовые звуки

А-5. Звук природы.

А-6. Звуки музыки

А-7. Звуки при постукивании общим инструментом по разным предметам

А-8. шумы от падающих предметов

А-9. Шумы от сыпучих предметов.

Слайд 40

ЗВУКИ МУЗЫКИ

Какая музыка:

-Веселая или грустная?  –Быстрая или медленная?  Громкая или тихая?

Отстукивание ритма.

Слайд 41

Для уточнения понятий ГРУСТНО-ВЕСЕЛО, ГРОМКО-ТИХО, МЕДЛЕННО-БЫСТРО используем зрительную символику.

Слайд 43

2 БЛОК-Б. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

Слайд 44

Содержание 2-ого блока-Б.

Б-1. Сопоставление бытовых звукоподражаний.

Б-2. Сопоставление похожих слов.

Б-3. Сопоставление звукоподражаний голосам животных.

Б-4. Сопоставление отдельных гласных звуков.

Слайд 45

Исходя из вышесказанного намечаются основные направления коррекционной работы с целью реабилитации и социализации ребенка, при обязательной медицинской поддержке:а) психокоррекция; б)коррекция интеллектуального развития; в)логокоррекция; г)коррекция физического развития.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа с неговорящими детьми

Данная работа носит консультационный характер как для педагогов, так и для родителей. В статье представлена работа учителя-логопеда с данной категорией детей....

Система коррекционно-развивающей работы с неговорящими детьми

Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста с нарушениями развития речи проводится в рамках ведущей деятельности, опирается на современную теоретическую базу и даёт возможность сп...

Консультация. Общие рекомендации к логопедической работе с неговорящими детьми.

Общие рекомендации к логопедической работе с неговорящими детьми....

Использование игрового пособия "Кольца Луллия" в коррекционно-логопедической работе с неговорящими детьми младшего дошкольного возраста (Технология ТРИЗ). ЧАСТЬ 1

Разговорчивые игры! Игровое пособие "Кольца Луллия" как универсальное дидактическое средство в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи....

Логопедическая работа с неговорящими детьми.

Логопедическая работа с неговорящими детьми...

«Особенности логопедической работы с неговорящими детьми »

Неговорящие дети, прежде  чем научиться пользоваться речью, должны пройти известную подготовку, выражающуюся в развитии пассивного запаса, т.е. понимания речи....

Методические подходы в логопедической работе с «неговорящими» детьми (ОНР 1 ур.)

В докладе представлены методические подходы в логопедической работе с детьми ОНР 1 уровня...