Занятие по речевому развитию в старшей группе "Заяц серый, где ты бегал?"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Обрубова Марина Анатольевна

Путешествие по сказкам с использованием игровых ситуаций, проблемных ситуаций, словесных игр, отгадывания загадок, музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_rech_novoe.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное учреждение дополнительного

 профессионального образования Самарской области

 «Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Итоговая работа

по курсу повышения квалификации по ИОЧ

«Планирование непосредственно образовательной деятельности детей дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие»

(в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования)»

на тему:

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности

Путешествие по сказкам. «Заяц серый, где ты бегал?»

по образовательной области «Речевое развитие»

                                                в старшей группе»

                                                           время обучения:

    19.06.2023г. – 23.06.2023г.

Выполнила

Обрубова Марина Анатольевна,

воспитатель

                                                                                           СП «Детский сад №4»

ГБОУ СОШ с.Шигоны

                                        Самара, 2023г.

Тема: Путешествие по сказкам. «Заяц серый, где ты бегал?»

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Задачи:

«Познавательное развитие»

1.Формировать умение отгадывать загадки.

2.Развивать аналитическое мышление, внимание.

3.Развивать познавательный интерес детей, расширяя их представления о том, где живут животные.

«Речевое развитие»

1.Развивать связную речь детей.

2.Формировать умение грамматически правильно строить предложения.

3.Активизировать словарный запас детей.

4.Продолжать учить детей называть слова с определенным звуком.

«Социально-коммуникативное развитие»

1.Развивать эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать.

2.Развивать умение выражать свое отношение к окружающему.

«Художественно-эстетическое развитие»

1.Продолжать формировать интерес к художественной литературе.

«Физическое развитие»

1.Развивать двигательную активность детей.

Методы и приемы:

                                      

- наглядные: показ на экране воздушного шара, показ игрушки-зайца, показ на экране картинок по сказкам, план-схема для составления рассказа, плоскостные яблоки для составления слов.

- словесные: загадка, словесная игра «Хорошо-плохо», игра «Теремок» (составление рассказа по картинке), словесная игра «Назови слово», словесная игра «Кто больше» (называние слов с определенным звуком), словесная игра «Кто где живет» (составление предложений), составление рассказа по предложенной схеме.

                                   - игровые: выполнение физкультминутки, игра «Прохлопай слово»

Материалы и оборудование: телевизор, мольберт, музыкальный центр, подушки, мяч, карточки с изображением героев сказки «Теремок», волшебный мешочек с яблоками, игрушка заяц, план-схема для составления рассказа.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физкультминутка «Зайчики»

Игровая

Игровая ситуация «Путешествие на воздушном шаре»

Познавательно-исследовательская

 Решение проблемных ситуаций: как помочь Зайцу 

Коммуникативная

Словесные игры, составление рассказов по картинке, по предложенной схеме, отгадывание загадки, вопросы

Музыкальная

Слушание волшебной музыки

Восприятие

(художественной литературы и фольклора)

 Обсуждение сказок

Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Задачи

(с обозначением обр.области)

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный

На экране телевизора изображение полета воздушного шара.

 

Воспитатель обращает внимание детей на экран телевизора, где изображен полет на воздушном шаре.

-Сегодня мне хочется отправиться вместе с вами в страну сказок. Эта страна необычная и путешествие наше будет необычным – это путешествие с помощью фантазии и воображения.

А что такое фантазия?

(Это наши мечты, наши выдумки, наши желания, которые нам очень хотелось бы осуществить. Они не всегда реальны. Иногда нам хочется пофантазировать о том, чего нет на самом деле и о том, что никогда не осуществиться. А мы все равно мечтаем. Итак, отправляемся в путешествие!

(Звучит сказочная музыка).

-Закройте глаза и представьте, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчанье ручья, реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

Вот мы и прибыли.

Кто же нас встретит?

Дети входят в зал, здороваются, рассаживаются на подушки, лежащие на ковре перед экраном телевизора.

Ответы детей.

Закрывают глаза.

Открывают глаза.

Деятельностный

Развивающая речевая среда.

Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему.

Грамматический строй речи.

Формировать умение анализировать вопрос, выражать свои мысли, составляя полные распространенные предложения.

Связная речь.

Развивать умение поддерживать беседу.

Поощрять попытки высказывать свою точку зрения.

Формирование словаря.

Активизировать словарный запас детей названиями сказок.

Приобщение к художественной литературе.

Уточнить названия сказок, где главный герой Заяц.

Связная речь.

Учить рассказывать о предмете по картинке.

Формирование словаря.

Пополнить словарный запас детей прилагательными.

Подготовка к обучению грамоте.

Закреплять умение детей делить двухсложные и трехсложные слова на части.

Грамматический строй речи.

Совершенствовать умение образовывать слова с суффиксом ищ.

Звуковая культура речи.

Продолжать учить называть слова с определенным звуком (З, С).

Грамматический строй речи.

Совершенствовать умение правильно составлять предложения.

Связная речь.

Учить рассказывать по плану.

Загадка: Не барашек и не кот

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета,

Для зимы другого цвета. (Заяц)

Выражают свое отношение к окружающему, объясняют свою точку зрения.

Дети рассуждают, объясняют свою точку зрения, отвечают на вопросы, используют в речи распространенные предложения.

Умеют задавать вопросы.

Предлагают свои версии о том, как помочь Зайцу.

Проговаривают названия сказок, где главный герой Заяц.

Рассказывают о животном, изображенном на карточке, используют в речи прилагательные.

Называют и прохлопывают двухсложные и трехсложные слова.

Образовывают слова с суффиксом ищ.

Называют слова со звуком З, со звуком С.

Выполняют движения по тексту физкультминутки

Дети дают ответ полным предложением

(Медведь живет в берлоге.)

Рассказывают по предложенной схеме.

Воспитатель загадывает загадку.

- Правильно, Заяц.

Берет игрушку зайца.

-Только почему-то он мокрый и грустный.

-Ребята, как вы думаете, почему заяц мокрый?

Словесная игра «Хорошо – плохо»

-Ребята, ка по-вашему, дождь – хороший или плохой?

-Что хорошего в дожде?

-А что плохого в дожде?

-Значит, получается, что в дожде есть хорощее и плохое.

Мы говорим, что дождь – это хорошо тогда, когда…, и дождь – это плохо, когда…

-А солнце какое, хорощее или плохое?

Ребята, что хорошего в солнце?

-А что плохого может быть в солнце?

-Выходит, в солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое.

-Как мы можем помочь Зайцу?

-Давайте его укутаем теплым одеяльцем и согреем.

-Оказывается, он совершенно забыл, из какой он сказки. Вспомните, какие сказки вы знаете, где главный герой Заяц?

На экране появляется картинка из сказки «Теремок».

-Ребята, в какую сказку мы попали?

Игра «Теремок».

-Сейчас вы разделитесь на группы и я вам раздам карточки. Каждая группа рассказывает о своем сказочном герое, изображенном на карточке.

-Молодцы, ребята. Вы рассказали обо всех героях этой сказки. Но наш Заяц говорит, что он не из этой сказки.

На экране появляется картинка из сказки «Мешок яблок».

-Ребята, посмотрите, мы попали в другую сказку. Как она называется?

Игра «Назови слово и прохлопай его».

Воспитатель берет волшебный мешок, в котором находятся картонные яблоки по количеству детей. На обратной стороне яблока нарисованы 2 или 3 точки. Раздает яблоки детям. Играет веселая музыка.

-Назовите и прохлопайте слова, состоящие из двух частей-слогов.

Игра повторяется.

-Назовите и прохлопайте слова, состоящие из трех частей-слогов.

-Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с заданием. Но наш Заяц говорит, что он не из этой сказки.

На экране появляется картинка из сказки «Заяц – хваста».

- Ребята, что это за сказка?

-Как Заяц рассказывал о себе?

У меня не усы, а (усищи), не лапы, а (лапищи), не зубы, а (зубищи)

Игра «Кто больше?».

-Нужно назвать слова со звуком З,

Физкультминутка «Зайчики»

Девочки и мальчики

Представьте, что вы зайчики

(полуприседания с поворотами влево, вправо)

Раз, два, три, четыре, пять,

Начал заинька скакать.

(прыжки вперед-назад)

Лапки вверх и лапки вниз,

На носочках подтянись.

Влево, вправо поклонись,

Наклонись и поднимись.

(движения по тексту).

Назвать слова со звуком С.

-Молодцы, ребята, много слов назвали. Но наш Заяц опять говорит, что он не из этой сказки.

На экране появляется картинка из сказки «Заюшкина избушка».

-Ребята, в какую сказку мы теперь попали?

Игра «Кто где живет?»

Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку.

-Где живет медведь? (в берлоге)

-Где живет лиса? (в норе)

-Где живет волк? (в логове)

-Где живет собака? (в конуре)

-Где живет петух? (в курятнике)

-Кто живет в дупле? (белка)

-Кто живет в скворечнике? (скворец)

-Кто живет в улье? (пчелы)

-Кто живет в гнезде? (птичка)

-Ребята, но наш Заяц и в этой сказке не живет.

На экране появляется картинка из сказки «Лиса и Заяц».

-А у вас есть любимая сказка?

Предлагаю рассказать о своей любимой сказке по составленной модели.

На мольберте вывешивается модель (на модели символы, соответствующие вопросу)

1.Название сказки?

2.Кто написал?

3.Имя главного героя?

4.Какой характер?

5.Во что любит одеваться?

6.Что бы ты сделал, если бы твой герой пришел к тебе в гости?

Воспитатель вызывает 2-3 детей по выбору.

А Заяц наконец –то вспомнил, что он из сказки «Лиса и Заяц».

-Ну вот, ребята, мы помогли Зайцу найти свою сказку. А нам пора возвращаться в детский сад.

Дети отгадывают.

Рассуждают, отвечают на вопросы.

Предлагают свои версии.

Вспоминают сказки.

Переходят на стульчики.

Отвечают на вопрос.

Делятся на подгруппы по количеству героев сказки, рассказывают о своем животном, изображенном на карточке.

Отвечают на вопрос.

Выходят на середину зала.

Ходят под музыку по залу, с окончанием музыки приседают.

Дети по очереди называют и прохлопывают слова.

Садятся на стульчики.

Отвечают на вопрос.

Называют слова.

Выполняют физкультминутку

Отвечают на вопрос.

Встают в круг.

Садятся на стульчики.

Отвечают на вопрос.

Рассказывают о своей любимой сказке.

Дети садятся на подушки.

Заключительный

На экране телевизора изображение полета воздушного шара

Звучит волшебная музыка.

-Вам понравилось наше путешествие?

Дети закрывают глаза и «возвращаются» в детский сад на воздушном шаре.

Этап занятия

Задачи

( с обозначением обр.области)

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный

игровая ситуация «Звонок от Незнайки»

 

Воспитатель «разговаривает по телефону». Сообщает, что Незнайка приглашает на день рождения. Предлагает угадать, как называется магазин, в котором они будут выбирать подарок.

Слушают, принимают приглашение Незнайки. Рассматривают слайд.

Деятельностный

Упражнять в умении определять букву в слове и подбирать слова на эту букву по тематике «Игрушки»

Игра «Магазин игрушек»

определяют

последнюю букву в слове и называют слово на эту букву.

Приглашает в магазин «Игрушки», предлагает детям найти игрушки на полке.

Анализируют, определяют первую и последнюю букву в слове. Называют игрушки.

Обогащать  словарный запас детей прилагательными, обозначающими признаки предмета (формы, величины, цветовых оттенков)

Дидактическая  игра «Угадай-ка»

Предлагает разделиться на пары  и поиграть в игру "Угадай-ка" (описание игрушек детьми с помощью плана-схемы). Побуждает детей к активизации речевой деятельности.

Делятся на пары (один ребенок продавец, другой покупатель). Проговаривают скороговорку. Составляют рассказ об игрушке по схеме.

Угадывают игрушку по описанию.

используют в речи прилагательные, обозначающие признаки предмета (формы, величины, цветовых оттенков)

Физминутка  «Игрушки танцуют»

умеют согласовывать движения с музыкой

Предлагает детям    выполнить движения  под музыку. Включает музыкальное сопровождение

Дети выполняют под музыку движения, имитирующие танец игрушек

Заключительный

Игровая ситуация «Возвращение»

Предлагает возвратиться в детский сад, произнеся волшебные слова. Спрашивает, что нового узнали? Что понравилось?

Отвечают на вопросы воспитателя полными предложениями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Серия занятий по речевому развитию в старшей группе детского сада по обучению детей рассказыванию по теме "Домашние животные".

Занятия по обучению рассказыванию в старшей группе детского сада. Занятия содержат много дидактических игр,загадок, упражнений....

Серия занятий по речевому развитию в старшей группе детского сада по обучению детей рассказыванию по теме "Домашние животные".

Занятия по обучению рассказыванию в старшей группе детского сада. Занятия содержат много дидактических игр,загадок, упражнений....

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания». Тема занятия «День рождения куклы Маши»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания»...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»...

Конспект занятия по речевому развитию «Составление рассказа по серии картинок» в средней группе

Конспект занятия по речевому развитию «Составление рассказа по серии картинок» в средней группе...

Конспект занятия по речевому развитию «Составление рассказа по серии сюжетных картинок: как помочь птицам зимой?»

Составление рассказа по серии сюжетных картинок: "Как помочь птицам зимой?»...