Занятие по развитию речи "Воздух-невидимка"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Засеева Ляйсан Рустамовна

Занятие по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_zanyatiya.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в средней группе по развитию речи

 «Воздух-невидимка»

Дата

Цель

Расширять знания о воздухе.

Обучающие

 задачи

• Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.

• Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.

• Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.

• Продолжать закреплять навыки проведения опытов.

Развивающие

задачи

• Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

• Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.

• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи

• Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.

• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

• Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой.

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие, познание, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Приемы работы

беседа-диалог

игровая ситуация

физкультминутка

опыт

эксперимент

продуктивная деятельность детей

Оборудование

полиэтиленовые пакеты (по количеству детей);

емкость с водой

нарукавник

трубочки для коктейля

гуашь, кисточки, альбомный лист

фонарик

Ход занятия:

А сейчас, дети, присаживайтесь на стулья, и мы с вами посмотрим фрагмент из мультфильма «Винни Пух» (смотрят фрагмент).

Почему же расстроился Пятачок, что произошло?

Дети: У Пяточка лопнул шарик.

Воспитатель: А почему это произошло?

Дети: Он упал на него.

Воспитатель: А что было в шарике?

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно в шарике был воздух! Дети, я предлагаю узнать, что такое воздух. И перенестись в лабораторию  чудес! Надеваем волшебные колпачки, и превращаемся в  маленьких ученых.  

Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый!

Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Я предлагаю поймать воздух.

Опыт 1. «Поймай невидимку»

 (с полиэтиленовым пакетом и фонариком).

Восп. Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Восп. Смотрите, какой он тоненький. Теперь я набираю в пакет воздух и закручиваю его. Пакет полон воздуха. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжу пакет и выпущу из него воздух. Теперь попробуем все вместе. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Восп. Значит, какой вывод можем мы делать?

Дети. Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать (К1). Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

Воспитатель: У меня в руках фонарик. Волшебники, сейчас я посвечу на пакет. Что вы увидели?

Дети: Свет фонарика проходит через пакет.

Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот вам еще новое свойство воздуха - прозрачный, бесцветный (К2). 

Воздух с вами мы искали и в пакет его поймали!

Посмотрели, посветили и на волю отпустили!

Давайте теперь немножко отдохнем и поиграем. Вспомните, какой был пакет. Когда мы в него поймали воздух? Когда воздух мы выпустили?

Артикуляционная гимнастика «Воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.

Опыт 2: Воздух занимает место.

Воспитатель: Сейчас пройдем к столу. Возьмите в руки салфетку, скомкайте ее. Положите скомканную салфетку внутрь стакана. Переверните стакан вверх дном и медленно опустите его в воду. Самое главное - стакан надо держать прямо, не наклоняя, пока он не коснётся дна. Достаем стакан осторожно, посмотрите, не промокла ли бумага? Что за невидимка спрятался в стакане и помешал воде попасть в стакан? Вывод: В стакане есть воздух и поэтому он помешал намочить салфетку значит воздух занимает место!

Опыт 3. «Чем пахнет воздух».

Воспитатель: Мы знаем, что воздух невидим. А у него есть Запах? Сейчас я попрошу вас вдохнуть, и определить, чем же пахнет воздух?

Дети: ничем не пахнет.

Воспитатель: Да, чистый воздух ничем не пахнет. Закройте глаза (взрослый разбрызгивает духи). А теперь чем пахнет? Вывод: Воздух приобретает запах тех веществ, которые распыляются в нем (К3).

Опыт 4. «Воздух в человеке». 

На столах у каждого ребенка стаканчик с водой, и коктейльные палочки.

Воспитатель: А интересно, внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим. Поднесите свои ладони ко рту или к носу. Подуйте. Что почувствовали? (тепло от вашего дыхания). Еще один способ, узнать, есть ли внутри нас воздух - это подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.  Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Восп: Вот видите! Значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Значит, воздух есть внутри нас.  Откуда же попадает к нам воздух? Где он находится?

Дети: Воздух находится вокруг нас. 

Восп: Внимательно посмотрите налево, направо, вверх, вниз. Закройте глаза. Откройте. Вы видите воздух?  Значит, воздух какой? Дети: воздух невидимый, прозрачный, легкий (К4, К5). 

Восп: Нас окружает невидимый воздух, мы его вдыхаем и выдыхаем. Воздух необходим для жизни человека и других живых существ. Мы не можем не дышать.

Физкультминутка:

Восп:  Послушайте мою музыкальную загадку и скажите, что это? Включить магнитофон, прослушать запись (музыка ветра).

Дети: ветер, мы услышали звуки ветра.

Воспитатель:  А можем ли мы увидеть ветер?

Дети: нет.

Восп:  Сам ветер увидеть нельзя, но можно увидеть признаки ветра. Какие признаки можно увидеть?

Дети: деревья качаются, на воде волны, облака плывут по небу, флюгера на крыше дома вертятся, дым из трубы отклоняется в сторону ветра, зонтик улетает.

Восп:  А почувствовать ветер можно?

Дети: Можно, когда идем по улице, он дует на нас (К6). 

Игра в кругу с мячом: «Какой бывает ветер?».

- Ветер бывает: сильный, слабый, теплый, холодный, ледяной, пронизывающий, опасный, колючий, прохладный, освежающий, северный, южный, западный, восточный.

- Можно ли создать искусственный ветер? Например, в группе, дома?

(можно, с помощью вентилятора, кондиционера, веера, фена и т. д.). - Так что же такое ветер? Это движение воздуха. Воздух стоит – ветра нет, движется (например, движение веером) – возникает ветер.

Восп: А теперь попробуем узнать еще одно свойство воздуха. Для этого я предлагаю вам взять крышки от фломастера. приложить их к губам и подуть. При встрече на своем пути препятствий, воздух издает разные звуки. Поэтому, мы слышим звук. Как вы думаете, где люди используют свойства воздуха издавать звуки? Правильно, в духовых музыкальных инструментах.

Опыт 5. «Раздуй каплю» (рисование воздухом).

Воспитатель: Сегодня мы будем рисовать необычным способом!

Воздух очень много может! Он нам рисовать поможет!

В трубочки подуем - капельки раздуем!

На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Вам нравится? Когда листочки высохнут, вы дорисуете недостающие детали, и мы устроим выставку ваших рисунков!

Дети: Здорово!

Воспитатель: Ребята, Вы отличные воздухоискатели! В результате наших поисков мы обнаружили:

- что воздух прозрачный, бесцветный;

- что воздух постоянно нас окружает;

- что воздух невидим, но его можно найти разными способами;

- что мы с вами дышим воздухом;

- что воздух есть внутри людей.

Ребята, как вы думаете, зачем нам нужно и важно знать свойства воздуха? (ответы: воздух необходим всему живому).

Снимаем волшебные колпачки, и превращаемся в обычных ребят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Статья "КОНСТРУИРОВАНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ ОСЯЗАНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ и развития речи на занятиях по ознакомлению с окружающим миром ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

При разработке содержания художественной конструктивной деятельности старших дошкольников отбираются определённые лексические темы, которые постепенно усложняются конструкциями. Эти усложнения зависят...

Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав, му-му.Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбира...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Интегрированное занятие физическое развитие, познавательное развитие Занятие "Кошка с котятами".

Интегрированное занятие физическое развитие, познавательное развитие Занятие "Кошка с котятами"....

НОД занятие по математике "День рождения медвежонка", НОД занятие по развитию речи "Волшебный мир книги", НОД занятие по развитию речи и ИЗО с использованием нетрадиционных способов рисования.

1.Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,«Познание».Развиваю...