Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Красота русской зимы» с использованием репродукции И. И. Шишкина «Зима».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Каданцева Екатерина Александровна

Цель: закрепить представление детей об зимнем времени года, обогащать словарный запас определениями; развивать диалогическую речь; воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Красота русской зимы» с использованием репродукции И. И. Шишкина «Зима».

Цель: закрепить представление детей об зимнем времени года, обогащать словарный запас определениями; развивать диалогическую речь; воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе.

Задачи:

- Обобщать и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы.

- Учить понимать смысл образных выражений, сравнений, загадок.

- Развивать связную речь детей.

- Закреплять умения детей отвечать на вопросы полным предложением.

-Продолжать учить детей составлять рассказы описания по картине (пейзаж).

- Совершенствовать грамматический строй речи: учить подбирать однокоренные слова, использовать в речи существительные в нужном падеже. Совершенствовать навыки связной речи; развивать воображение, память, чувство восторга от увиденного.

-Воспитание устойчивого интереса к занятию, стремление к активной деятельности, самостоятельности в рассматривании пейзажных картин.

-Воспитывать любовь к природе.

Тип занятия: познавательный.

Мотивация: проблемно – игровая.

Методы и приемы: словесные: загадки, стихи, беседа, вопросы к детям, пояснение.

Материал: иллюстрации и картины с зимними пейзажами И.И.Шишкина, фонограмма П. И. Чайковского «Времена года Зима».

Методические приёмы: объяснение, показ, закрепление, напоминание, использование художественного слова.

Ход занятия

Воспитатель беседует с детьми:

- Ребята, с каким настроением вы приходите в детский сад? (Ответы детей).

- А у вас всегда бывает хорошее настроение? (Ответы детей).

- Как можно догадаться, какое у человека настроение? (По глазам, по мимике, по разговору).

- Правильно, о настроении можно узнать по-разному. Интересно, а сможете вы узнать о настроении поэта Ивана Сурикова «Детство» по его стихотворению? Слушайте внимательно.

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белой,

А в санях сидит царица-

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом-

Всё покрыла серебром»

О каком времени года рассказал нам поэт? (о зиме)

Как вы думаете, о какой царице идёт речь в загадке?

Подходят ли зиме определения «белолица», «светлокожа»? Почему?

В: Давайте вспомним названия зимних месяцев.

Д: Декабрь, январь, февраль.

В: Послушайте отрывок из стихотворения С. Есенина:

Заметает пурга белый путь.

Хочет в мягких снегах потонуть.

Ветер резвый уснул на пути;

Ни проехать в лесу, ни пройти.

В: Какие приметы зимы мы представляем, слушая это стихотворение? (Заметает пурга; ни проехать в лесу, ни пройти).

В: Что означают слова «белый путь», выражение «в мягких снегах потонуть»

В: А. С. Пушкин приметы зимы описывал так:

Вот ветер, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл - и вот сама

Идёт волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клока

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

В: Какое чувство и настроение вызвало у вас это стихотворение? О чем нам рассказал поэт в своем произведении?

Д: Поэт рассказали о зимней природе.

В: Что удивило и порадовало поэта?

Д: Поэта удивило то, что блеснул мороз, и рады мы проказам матушки зимы.

В: Ребята, а с помощью рисунка можно выразить свое настроение? (Ответы детей).

В: Правильно, по рисунку также можно догадаться о настроении художника, о его чувствах, мечтах.

В: Ребята, а за что вы любите зиму? Какой снег зимой? (белый, пушистый, серебристый, мохнатый, махровый, чистый, искристый, хрустящий). Где зимой можно увидеть снег?

Д: Зимой снег лежит на крышах домов, на ветках деревьев и кустах, снег покрывает поля.

В: Какие оттенки красок встречаются зимой?

Д: Зимой встречаются оттенки синего, фиолетового, голубого, белого цвета.

В:Что такое сугроб? Какие бывают сугробы. Какой бывает лес зимой? (спящий, дремучий, густой, глухой, частый, неподвижный, сказочный, волшебный, суровый, таинственный. Какими словами можно сказать о зиме? (волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, зима- волшебница).

В: Конечно, не все зимние дни одинаковые. А какие дни бывают зимой? (пасмурные, солнечные, идет снег, метет метель и. т. д).

В: Да, запоминается зима морозными, солнечными, снежными, радостными днями.

А почему радостными? (ответы детей).

В: Как вы думаете, кто еще кроме поэтов может нам рассказать про зиму в своих произведениях?

Д: Могут рассказать художники, композиторы.

В: Верно, поэты, художники, композиторы чувствуют зиму по разному, ее настроение, и рассказывают нам о зиме в своих произведениях. Поэты – в стихах, композиторы – в музыке, а художники – в картинах.

В: А сейчас давайте посмотрим на картину русского художника И.И.Шишкина. Он очень любил родную природу. И. И. Шишкин родился в Елабуге на реке Каме. Город Елабуга непроходим дремучим лесом. Целыми днями бродил он по лесу, изучал и рисовал природу. Изображение природы называется пейзаж. Художник, который изображает природу – художник – пейзажист. Любил И.Шишкин наблюдать и за зимней природой, за снегом, ведь снег замечательное изобретение природы, он тает и превращается в воду, из него можно лепить. Придет весна снег растает и только на картинах снег останется навсегда. А особенно он любил рисовать лес и сосны. У художника даже фамилия лесная. Современники говорили о нём: «Царь леса», «Лесной богатырь-художник». Если внимательно посмотреть на картину И. Шишкина, то покажется, будто бы мы в лесу, чувствуем дыхание леса, от картины веет морозным чистым воздухом.

В: А теперь давайте послушаем произведение композитора Петра Ильича Чайковского «Времена года. Зима». Закройте все глаза и представьте, как будто мы идем по тому лесу. Слушайте музыку и представляйте, как спокойно и тихо в лесу. Природа спит. Все в этом зимнем царстве покрыто снегом – и сосны великаны, маленькие елочки, ветви от тяжести гнутся, стволы облеплены снежными фигурами – перед нами настоящая нежная сказка. И вот мы идем по хрустящему снегу, и кажется, что неподалеку прыгает заяц, белка скачет по веткам сосен. Слушаем музыку и дышим морозным чистым воздухом.

В: А теперь возвращаемся в нашу группу. Я вижу, что все замерзли, гуляя по зимнему лесу, поэтому я предлагаю вам согреться и сделать физкультминутку:

«Я мороза не боюсь».

Я мороза не боюсь (шагаем)

С ним я крепко подружусь. (хлопаем в ладоши)

Подойдет ко мне мороз (присели)

Тронет руку, тронет нос (показали руку, нос)

Значит надо не зевать (хлопаем в ладоши)

Прыгать, бегать и шагать. (прыжки и шагаем.)

В: А теперь давайте присядем и вернемся к нашей картине.

Какое название вы дали бы этой картине? Почему?

Какое настроение у зимы на этой картине?

Какие чувства вызывает у вас зима? (ответы детей)

В: Подумайте, какое время суток изобразил художник, что нарисовал на переднем плане, в центре, вдали.

В: Глядя на работу художника мы сразу видим лесную поляну, которая усыпана чистым белым снегом. Без труда можно заметить поваленные деревья, возможно недавно была снежная буря и сильнейший ветер, которые не пощадили сухие деревья. В центре невысокие ели покрытые снегом, им повезло - они не пострадали во время бури.

Несколько ёлочек можно заметить и в правой части картины, а слева виднеются кусты, на которых искрится иней. Особое внимание заслуживает снег, который так и хочется потрогать. Удивительно, как художнику удалось изобразить эти снежные бугорки - просто фантастика!

В: А теперь послушайте мой рассказ об этой картине: «Великолепен вид зимней природы. Сучья и стволы, кусты и деревья, высокие травы опушились блестящим инеем, по которому скользят солнечные лучи, осыпая все холодным блеском алмазных огней. В лесу торжественно, светло и тихо. День как бы дремлет. Морозный, свежий воздух чувствуется в высоких облаках, в неярком свете солнца и в холодных серых тенях на снегу.

Зима — волшебница. Она очаровывает природу, украшает ее невиданными нарядами. Ни одно время года так не волшебно. Это жизнь сна, время необычно белой и тихой природы».

2Вариант: «Красив русский лес зимой! Кругом пушистый снег. Он лежит на земле, на ветках и стволах упавших деревьев. В глубокий снег спрятались маленькие ёлочки. Тихо в лесу. Зимний день клонится к вечеру, скоро наступит ночь. Спокойствием и чистотой веет от картины»

Воспитатель просит повторить рассказ 2-3 детей словами близкими к тексту, благодарит выступающих.

Итог

- Ребята, что вам больше всего запомнилось с нашего занятия?

- Что мы с вами делали на сегодняшнем занятии, чему учились?

-Ребята, что сегодня на занятии вам было трудно сделать;

-Чей рассказ вам понравился и почему.

-Ребята, несмотря на то, что зима – немного грустный период, но очень красивый, поэтому многие композиторы, поэты и художники старались запечатлеть красоту этого времени года в своих произведениях.

Предлагаю вам на следующем занятии нарисовать рисунок по картине И.И.Шишкина «Зима».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи в подготовительной группе "Чтение русско-народной сказки "Никита Кожемяка".

Цель: Вспомнить с детьми русские народные сказки.Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке. ...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему "Рассматривание и сравнение репродукций картин Саврасова А.К. "Грачи прилетели", Левитана И.И. "Большая вода"

Формирование связной речи,совершенствовать умение подбирать слова-определения к существительным;побуждать рассказывать о содержании картины....

Конспект по развитию речи в подготовительной группе "Зимушка-Зима"

Данный конспект помогает обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы. Учить детей отвечать на вопросы полными предложениями. Активизировать словарь по данной теме. Развива...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Закрепить знания детей о зимующих птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Учить выделять и называть отличительные особенности внешнего вида....

Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательных рассказов с использованием схемы на тему бытовые приборы»

Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательных рассказов с использованием схемы на тему бытовые приборы» Программные задачи: образовательные: Закреплять знания детей...