Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Красота русской зимы» с использованием репродукции И. И. Шишкина «Зима».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: закрепить представление детей об зимнем времени года, обогащать словарный запас определениями; развивать диалогическую речь; воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_razvitiyu_rechi_v_podgotovitelnoy_po_reproduktsii_kartiny_zima.docx | 25.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Красота русской зимы» с использованием репродукции И. И. Шишкина «Зима».
Цель: закрепить представление детей об зимнем времени года, обогащать словарный запас определениями; развивать диалогическую речь; воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе.
Задачи:
- Обобщать и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы.
- Учить понимать смысл образных выражений, сравнений, загадок.
- Развивать связную речь детей.
- Закреплять умения детей отвечать на вопросы полным предложением.
-Продолжать учить детей составлять рассказы описания по картине (пейзаж).
- Совершенствовать грамматический строй речи: учить подбирать однокоренные слова, использовать в речи существительные в нужном падеже. Совершенствовать навыки связной речи; развивать воображение, память, чувство восторга от увиденного.
-Воспитание устойчивого интереса к занятию, стремление к активной деятельности, самостоятельности в рассматривании пейзажных картин.
-Воспитывать любовь к природе.
Тип занятия: познавательный.
Мотивация: проблемно – игровая.
Методы и приемы: словесные: загадки, стихи, беседа, вопросы к детям, пояснение.
Материал: иллюстрации и картины с зимними пейзажами И.И.Шишкина, фонограмма П. И. Чайковского «Времена года Зима».
Методические приёмы: объяснение, показ, закрепление, напоминание, использование художественного слова.
Ход занятия
Воспитатель беседует с детьми:
- Ребята, с каким настроением вы приходите в детский сад? (Ответы детей).
- А у вас всегда бывает хорошее настроение? (Ответы детей).
- Как можно догадаться, какое у человека настроение? (По глазам, по мимике, по разговору).
- Правильно, о настроении можно узнать по-разному. Интересно, а сможете вы узнать о настроении поэта Ивана Сурикова «Детство» по его стихотворению? Слушайте внимательно.
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белой,
А в санях сидит царица-
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом-
Всё покрыла серебром»
О каком времени года рассказал нам поэт? (о зиме)
Как вы думаете, о какой царице идёт речь в загадке?
Подходят ли зиме определения «белолица», «светлокожа»? Почему?
В: Давайте вспомним названия зимних месяцев.
Д: Декабрь, январь, февраль.
В: Послушайте отрывок из стихотворения С. Есенина:
Заметает пурга белый путь.
Хочет в мягких снегах потонуть.
Ветер резвый уснул на пути;
Ни проехать в лесу, ни пройти.
В: Какие приметы зимы мы представляем, слушая это стихотворение? (Заметает пурга; ни проехать в лесу, ни пройти).
В: Что означают слова «белый путь», выражение «в мягких снегах потонуть»
В: А. С. Пушкин приметы зимы описывал так:
Вот ветер, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клока
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
В: Какое чувство и настроение вызвало у вас это стихотворение? О чем нам рассказал поэт в своем произведении?
Д: Поэт рассказали о зимней природе.
В: Что удивило и порадовало поэта?
Д: Поэта удивило то, что блеснул мороз, и рады мы проказам матушки зимы.
В: Ребята, а с помощью рисунка можно выразить свое настроение? (Ответы детей).
В: Правильно, по рисунку также можно догадаться о настроении художника, о его чувствах, мечтах.
В: Ребята, а за что вы любите зиму? Какой снег зимой? (белый, пушистый, серебристый, мохнатый, махровый, чистый, искристый, хрустящий). Где зимой можно увидеть снег?
Д: Зимой снег лежит на крышах домов, на ветках деревьев и кустах, снег покрывает поля.
В: Какие оттенки красок встречаются зимой?
Д: Зимой встречаются оттенки синего, фиолетового, голубого, белого цвета.
В:Что такое сугроб? Какие бывают сугробы. Какой бывает лес зимой? (спящий, дремучий, густой, глухой, частый, неподвижный, сказочный, волшебный, суровый, таинственный. Какими словами можно сказать о зиме? (волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, зима- волшебница).
В: Конечно, не все зимние дни одинаковые. А какие дни бывают зимой? (пасмурные, солнечные, идет снег, метет метель и. т. д).
В: Да, запоминается зима морозными, солнечными, снежными, радостными днями.
А почему радостными? (ответы детей).
В: Как вы думаете, кто еще кроме поэтов может нам рассказать про зиму в своих произведениях?
Д: Могут рассказать художники, композиторы.
В: Верно, поэты, художники, композиторы чувствуют зиму по разному, ее настроение, и рассказывают нам о зиме в своих произведениях. Поэты – в стихах, композиторы – в музыке, а художники – в картинах.
В: А сейчас давайте посмотрим на картину русского художника И.И.Шишкина. Он очень любил родную природу. И. И. Шишкин родился в Елабуге на реке Каме. Город Елабуга непроходим дремучим лесом. Целыми днями бродил он по лесу, изучал и рисовал природу. Изображение природы называется пейзаж. Художник, который изображает природу – художник – пейзажист. Любил И.Шишкин наблюдать и за зимней природой, за снегом, ведь снег замечательное изобретение природы, он тает и превращается в воду, из него можно лепить. Придет весна снег растает и только на картинах снег останется навсегда. А особенно он любил рисовать лес и сосны. У художника даже фамилия лесная. Современники говорили о нём: «Царь леса», «Лесной богатырь-художник». Если внимательно посмотреть на картину И. Шишкина, то покажется, будто бы мы в лесу, чувствуем дыхание леса, от картины веет морозным чистым воздухом.
В: А теперь давайте послушаем произведение композитора Петра Ильича Чайковского «Времена года. Зима». Закройте все глаза и представьте, как будто мы идем по тому лесу. Слушайте музыку и представляйте, как спокойно и тихо в лесу. Природа спит. Все в этом зимнем царстве покрыто снегом – и сосны великаны, маленькие елочки, ветви от тяжести гнутся, стволы облеплены снежными фигурами – перед нами настоящая нежная сказка. И вот мы идем по хрустящему снегу, и кажется, что неподалеку прыгает заяц, белка скачет по веткам сосен. Слушаем музыку и дышим морозным чистым воздухом.
В: А теперь возвращаемся в нашу группу. Я вижу, что все замерзли, гуляя по зимнему лесу, поэтому я предлагаю вам согреться и сделать физкультминутку:
«Я мороза не боюсь».
Я мороза не боюсь (шагаем)
С ним я крепко подружусь. (хлопаем в ладоши)
Подойдет ко мне мороз (присели)
Тронет руку, тронет нос (показали руку, нос)
Значит надо не зевать (хлопаем в ладоши)
Прыгать, бегать и шагать. (прыжки и шагаем.)
В: А теперь давайте присядем и вернемся к нашей картине.
Какое название вы дали бы этой картине? Почему?
Какое настроение у зимы на этой картине?
Какие чувства вызывает у вас зима? (ответы детей)
В: Подумайте, какое время суток изобразил художник, что нарисовал на переднем плане, в центре, вдали.
В: Глядя на работу художника мы сразу видим лесную поляну, которая усыпана чистым белым снегом. Без труда можно заметить поваленные деревья, возможно недавно была снежная буря и сильнейший ветер, которые не пощадили сухие деревья. В центре невысокие ели покрытые снегом, им повезло - они не пострадали во время бури.
Несколько ёлочек можно заметить и в правой части картины, а слева виднеются кусты, на которых искрится иней. Особое внимание заслуживает снег, который так и хочется потрогать. Удивительно, как художнику удалось изобразить эти снежные бугорки - просто фантастика!
В: А теперь послушайте мой рассказ об этой картине: «Великолепен вид зимней природы. Сучья и стволы, кусты и деревья, высокие травы опушились блестящим инеем, по которому скользят солнечные лучи, осыпая все холодным блеском алмазных огней. В лесу торжественно, светло и тихо. День как бы дремлет. Морозный, свежий воздух чувствуется в высоких облаках, в неярком свете солнца и в холодных серых тенях на снегу.
Зима — волшебница. Она очаровывает природу, украшает ее невиданными нарядами. Ни одно время года так не волшебно. Это жизнь сна, время необычно белой и тихой природы».
2Вариант: «Красив русский лес зимой! Кругом пушистый снег. Он лежит на земле, на ветках и стволах упавших деревьев. В глубокий снег спрятались маленькие ёлочки. Тихо в лесу. Зимний день клонится к вечеру, скоро наступит ночь. Спокойствием и чистотой веет от картины»
Воспитатель просит повторить рассказ 2-3 детей словами близкими к тексту, благодарит выступающих.
Итог
- Ребята, что вам больше всего запомнилось с нашего занятия?
- Что мы с вами делали на сегодняшнем занятии, чему учились?
-Ребята, что сегодня на занятии вам было трудно сделать;
-Чей рассказ вам понравился и почему.
-Ребята, несмотря на то, что зима – немного грустный период, но очень красивый, поэтому многие композиторы, поэты и художники старались запечатлеть красоту этого времени года в своих произведениях.
Предлагаю вам на следующем занятии нарисовать рисунок по картине И.И.Шишкина «Зима».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по развитию речи в подготовительной группе "Чтение русско-народной сказки "Никита Кожемяка".
Цель: Вспомнить с детьми русские народные сказки.Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке. ...
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему "Рассматривание и сравнение репродукций картин Саврасова А.К. "Грачи прилетели", Левитана И.И. "Большая вода"
Формирование связной речи,совершенствовать умение подбирать слова-определения к существительным;побуждать рассказывать о содержании картины....
Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему «Здравствуй, зимушка-зима».
https://cloud.mail.ru/public/3riY/vEwa3gFSz ссылка на презентацию к занятию...
Конспект по развитию речи в подготовительной группе "Зимушка-Зима"
Данный конспект помогает обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы. Учить детей отвечать на вопросы полными предложениями. Активизировать словарь по данной теме. Развива...
Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Зимующие птицы»
Закрепить знания детей о зимующих птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Учить выделять и называть отличительные особенности внешнего вида....
Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательных рассказов с использованием схемы на тему бытовые приборы»
Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательных рассказов с использованием схемы на тему бытовые приборы» Программные задачи: образовательные: Закреплять знания детей...
Конспект по развитию речи в подготовительной группе по теме: « Заучивание стихотворения И.В. Сурикова «Зима» с использованием мнемотаблицы».
Цель: Знакомство детей с поэзией - как одним из жанров детской литературы....