Конспект итогового занятия по образовательной области «Познавательное развитие»
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа)

ВАСИНА Е.В.

итогового занятия по образовательной области

«Познавательное развитие»

(интегрированное)

на тему: "Путешествие в страну знаний"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhniki_mordovii.docx121.05 КБ

Предварительный просмотр:

Кто в наше время не знает, что такое пейзаж? Это картина, на которой изображены лес, поле, река, город, железная дорога. Как самостоятельное явление этот жанр искусства получил наиболее широкое распространение в двух видах изобразительного искусства: живописи и графике. В живописи пейзаж может быть исполнен масляными красками, пастелью, акварелью, в графике - тушью, карандашами, углем, чернилами, другими материалами, имеющими способность оставлять заметный след на любой по цвету поверхности. Фактура поверхности может быть самая разнообразная, в зависимости от материала, на котором рисуют, - бумага, картон, холст, шелк. В наше время пейзаж весьма популярен. Даже не искушенный в вопросах искусства человек не безразличен к нему. Природа - это небо, земля, хлеба, леса, реки. Изображение природы неизбежно вызывает воспоминание о чем-то близком.

Пейзаж в мордовской живописи – разнообразный, богатый традициями жанр, где ярко проявляются творческие индивидуальности авторов, где каждый ищет и находит свои, близкие мотивы и черты в природе родного края. Представители мордовского пейзажа : Макушкин Н. С., Сычков Ф. В., Мухин А. А., Беднов В. А. и д. р.

Лейтмотив творчества Ф. В. Сычкова - жизнь и быт русской и мордовской деревень. Этой теме он отдавал предпочтение с первых самостоятельных работ. Творческое кредо СычковаФ. В заключено в его словах: «…в жизни должно быть как можно больше радости» [1] .Поэтому особенно ярко талант художника раскрылся в произведениях, отображавших праздничную сторону деревенской жизни - «Праздничный день» (1928, «Выходной день в колхозе» (1936) и др. Произведения радуют глаз и покоряют совершенным мастерством исполнения. Ф. В. Сычков – певец юности. Любимые его героини – это молодые крестьянки, которые полны неповторимой харизмой, задором, жизнелюбием – («У изгороди», «Девушка» и др.). Яркие одежды крестьянок еще более подчеркивают их жизнерадостность, а цвета, сливаясь в стройный, звучный аккорд, создают приподнятое праздничное настроение. Тема деревни звучит и в пейзажах, пронизанных теплотой и камерностью настроения: «Деревенская улица» (1916, «Пейзаж с гусями» (1952, а также в натюрмортах «Маки» (1910, «Цветы» (1939) и др. В точности воспроизведения натуры, в умении несколькими мазками передать фактуру, вплоть до каждой детали, видна рука большого мастера.

Главной темой творчества Н. С Макушкина становится жизнь сельской природы, деревни, людей крестьянского труда. Предпочтение сразу же отдается пейзажу как наиболее патриотичному и близкому национальным корням жанру. Сначала это индустриальный пейзаж (серия «Промышленные пейзажи Мордовии» (1972–1976, в характеристику которого автор вносит свою лирико-философскую ноту. Но более всего его влечет не индустриальная героика, а располагающий к философским размышлениям родной деревенский пейзаж. В нем, по мысли Н. С. Макушкина, растворяется и черпает силу открытая Красоте и Добру русская душа. В лучших работах и сериях (1970–1980-х годов) («Деревенские мотивы», «Лето в деревне», «Чернопромзинский альбом») ощущается стремление автора к созданию обобщенного многозначного монументального образа мордовской земли и через него к раскрытию духовного мира человека.

Пейзаж является излюбленным жанром А. А. Мухина. Его небольшие по размеру, скромные работы всегда исполнены красоты, задушевности, тонкого поэтического чувства. Большую роль в формировании творческого лица живописца сыграл Ф. В. Сычков, но главным учителем А. А. Мухина всегда оставалась природа. Художник любит мимолетные, быстро меняющиеся, несущие в себе трепет жизни состояния природы. Пейзажи живописца не связаны с изображением какого-либо конкретного места. Журчащие ручейки, белоствольные березы, талые снега, стога скошенного сена - это композиции, возникшие как результат долгого изучения и наблюдения за природой. Разливы рек, целительная свежесть весеннего воздуха, красота природы - все это нашло свое яркое воплощение в полотнах А. А. Мухина «Ледоход на реке Инсар» (1957, «Мокша. Льды» (1950, «Разлив реки Суры» (1969, «Весна» (1968, «Последний снег» (1960, «Ранняя весна» (1970). Художнику присуще редкое по глубине чувство трепетной любви к природе. Все его работы отличаются необыкновенно тонким лирическим настроением. Он по праву может называться певцом своего родного мордовского края.

Виктор Андреевич Беднов – художник реалистического направления. В его арсенале все живописные жанры : тематическая картина, портрет, пейзаж, натюрморт. Содержанием полотен «Беление холста», «Шокшанские косари», «Мордовская ярмарка», «День памяти», «Сенокос» является жизнь мордовского села, культурные традиции народа. Обширный цикл произведений посвящен уборочной страде: «Комбайнеры Н. С. Пиксин и В. А. Волков на жатве», «Комбайнер Владимир Осипов», «Кузнец», «Тракторист Сергей Куртажов», «На току», «Хлебное поле» и др. В лучших традициях российского лирического пейзажа написаны В. А. Бедновым картины природы: «Последний луч», «Село Судосево», «Осенний мотив», «Апрель», «Осень. Село Рыбкино». Не чужд мастеру и жанр натюрморта. Сложные пространственные построения в холстах «Верба», «Натюрморт с кистями» позволяют и в данном жанре выразить авторскую философию жизни, глубокое и разностороннее толкование каждого, даже незначительного на первый взгляд, ее проявления. «…Отточенное мастерство, внимание к нравственно-этической проблематике, глубокий психологизм образов, взаимопроникновение сложных содержательно-эмоциональных связей, являясь отличительной чертой искусства данного мастера, привлекают к нему внимание и зрителей, и критики» [2].

В последнее десятилетие В. А. Беднов работает над циклом пейзажей «Сельские мотивы», собирая натурный материал преимущественно в родном Ковылкинском районе, неоднократно уже воспетом им примокшанье. Высокую оценку и признание получили полотна «Сельский вечер»(2006) и «Сенокос»(2004, в которых развернуто представлена картина жизни села.

Пейзажи мордовской природы Макушкина Н. С., Сычкова Ф. В., Мухина А. А., Беднова В. А., и других художников вызывают у детей любовь к Родине, чувство гордости за нее, пробуждают умение видеть, понимать и любить природу. Пейзаж можно рассматривать как своеобразное историческое свидетельство о действительности жизни и, следовательно, использовать как важное средство пропаганды и воспитания, средство воспитания любви к Родине. Ибо пейзаж - это зримая ее красота. А чувство красоты - эмоциональная, а значит, самая естественная основа любви, в том числе любви к природе, которая не бесконечна и требует бережного отношения. Человек, которому безразлична красота природы, не остановится перед тем, чтобы сломать молодое деревцо в лесу или в городе. Образ природы едва ли не лучший жанр для опыта сопоставлений художественной мысли : ведь природа – постоянная естественная среда жизни всего человечества.

Литература:

Поликарпов В. П. Мухин Александр Андреевич/В. П. Поликарпов, Э. Г. Ерина. – М. :Советский художник, 1980-12с.

Стасевич В. Н. Пейзаж. Картина и действительность: Пособие для учителей. /В. Н. Стасевич. - М. :Просвещение,1987- 176с.

"Путешествие в страну знаний"

Цель: Развивать мыслительную и познавательную деятельность детей. Программное содержание:(задачи)

Темочки:

1. Образовательные : Закреплять знания, умения по всему пройденному материалу: последовательность дней недели, времен года, месяцев года, животные. Закрепить знания детей в решении задач в пределах 10. Закрепить название геометрических фигур, строительных деталей. Учить детей из заданных геометрических фигур строить человечка.

2. Развивающие : способствовать развитию логического мышления, устойчивому вниманию, умение мыслить, рассуждать, доказывать. Развивать речевую деятельность детей. Проявлять интерес к математическим знаниям.

3. Воспитательные: совершенствовать умение решать арифметические задачи на сложение и вычитание;формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетку;воспитывать самостоятельность, усидчивость, умение слушать, интерес к учебной деятельности.

Раздаточный материал: листок в клетку, простой карандаш, набор геометрических фигур,комплект цифр и знаков каждому ребенку.

Демонстрационный материал: аудиозапись классической спокойной музыки, макет ракеты, конверт с письмом, карточки с цифрами на состав чисел, комплект цифр, знаков и геометрических фигур каждому ребенку, карточки со словом «ШКОЛА», нарисованная ракета, картинки с животными.

Предварительная работа: Знакомство с игрой «Танграм», решение веселых задач на вычитание и сложение.

Методические приемы: сюрпризный момент, беседа, показ, самостоятельная деятельность детей, физкультминутка, рефлексия.

Ход НОД. Орг. момент. (Дети стоят в кругу).

Приветствие гостей!

Воспитатель: Добрый день ребята, сегодня, когда я заходила в группу в двери нашла конверт, а в нем письмо. Давайте мы с вами прочитаем, что в нем написано.

(Воспитатель читает письмо).

- Дорогие ребята! Это вам пишет ваш друг «Знайка». Меня интересует, готовы ли вы к школе? Для того что бы узнать это, я приготовил вам задания с сюрпризами.

Ребята, что бы мы могли показать свои знания, мы должны отправиться в путешествие, вы согласны?

Дети: Да!

Воспитатель: Давайте мы с вами встанем все в круг, соберем свои знания и силы.

Психологический настрой:

(Дети, все вместе произносят)

Мы спокойны, мы спокойны.

Говорим всегда красиво, четко и неторопливо,

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятии.

(2 раза)

Воспитатель: Прошу вас остаться в кругу, пришло время для разминки.

Игра «Кто знает, пусть дальше называет».

• Зима, а за ней что?

• Весна, а за ней что?

• Сколько месяцев в году?

• Сколько дней в неделе?

• Какой сегодня день недели?

• Какой был вчера?

• Какой будет завтра?

• Что больше час или минута?

• Осень, а за ней что?

- Ребята, скажите мне, какие транспортные виды вы знаете?

Дети: наземный, воздушный, водный.

-Воспитатель: А, на чем мы с вами отправимся в путешествие, вы узнаете, если выполните правильно задание

Диктант по клеточкам

- Присаживайтесь за свои столы, нас ждет задание.

РАКЕТА

(На столах детей, приготовлены листочки, на которых по цифрам нужно вывести ракету и карандаши)

Воспитатель: Посмотрите, что у вас получилось?

( Ответы детей: ракета)

Звучит музыка полета.

- Мы летим с вами на самом быстром виде транспорта это – ракета.

-Нам на пути будут встречаться препятствия, и мы должны их пройти. Готовы?

5 4 3 2 1 – пуск, полетели. Звучит музыка полета.

- Прилетели! А кто же это нас встречает?

Задание 3 (На доске схема человека.)

-Какой интересный человечек? Давайте сделаем его портрет.

Дети выкладывают из геометрических фигур человечка.

Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием, у вас получились хорошие портреты. Этот человечекнам и укажет дальнейший путь к «Знайке».

Воспитатель: На планете построен дом под номером №7 (Выставить домик на доске). Но жители этого дома-числа, поссорились. Они не могут договориться, кто, где должен жить в этом доме.

Появился новый дом,

Числа поселились в нем,

Кто соседи у меня?

Помогите мне друзья?

(Нужно в пустые окошки вписать числа пропущенные.)

Воспитатель: Спасибо ребята! Вы помогли помириться числам, справились с заданием.

Звучит музыка.

Продолжаем дальше путь.

Воспитатель:Пришло время решать задачи. Слушайте внимательно и решение задачи выкладывайте на столе с помощью цифр и знаков.

1. Задача (Выставить картинку к задаче на икт)

Шесть ворон на крышу село,

И одна к ним прилетела.

Отвечайте быстро, смело,

Сколько всех их прилетело?

Дети: Решение: 6+1=7 (дублировать на доске)

(Полный ответ спросить у 2-3 детей)

-Каким действием решили задачу? (Сложением)

2. Задача (Выставить картинку к задаче на икт)

Пять пушистеньких щенят

Все в корзиночке лежат,

А один решил сбежать –

Сколько их осталось лежать?

Дети: Решение: 5-1=4

(Полный ответ спросить у 2-3 детей)

Воспитатель:Каким действием решили задачу

Дети: Вычитанием

Воспитатель:Молодцы справились и с этим заданием. Направляемся дальше.

Звучит космическая музыка.

Физкультминутка.

Раз, два – стоит ракета. (Руки вверх, ладони углом.)

- самолёт. (Руки в стороны.)

хлопок в ладоши,

А потом на каждый счёт. (Руки на пояс.)

Опускайся быстро вниз,

На посадку ты садись.

Воспитатель: Наша ракета прилетела в царство букв и звуков. Царица «Звукограда» приготовила для вас вопросы.

- Из чего состоят слова? (Из букв и слогов)

- А слоги? (Из звуков)

- Чем отличается буква от звука? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим, пишем, читаем, печатаем)

- Ребята, а какие бывают звуки? (Гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие, ударные и безударные).

- На ИКТ появляются животные (бегемот, слон, верблюд, крокодил, кит)

Воспитатель. – Ребята, посмотрите пожалуйста на доску, вспомните этих животных и выберите самое крупное, большое животное на Земле?

Дети: Это кит. Располагая массой до 150 тонн и длиной до 33 метров синий (голубой) кит является наиболее крупным известным животным, которое когда-либо жило на Земле.

Воспитатель:Скажите слово кит так, чтобы хорошо был слышен первый звук. Назовите его. (кь)

-Это строгий братец или добрый? (Добрый)

-Произнеси с указкой и определи второй звук в слове. Назови его. (и). Обозначь звук (и) красной фишкой.

-Найдите третий звук слова. Назовите его. Обозначь звук синей фишкой.

-Что вы можете сказать про слово кит?

Дети: В слове кит три звука.

Первый (кь) – согласный, мягкий,

второй звук (и) – гласный, третий звук (т) – согласный, твердый.

Воспитатель:Составим звуковую схему слова КИТ.

Воспитатель: Рассыпалось слово,чтобы слово узнать нужно все цифры по порядку собрать.

ш к о л а

1 2 3 4 5

Воспитатель: Если карточки перевернем, то можно прочитать слово.

Дети: «Школа». Учебное заведение для получения общего образования. – Воспитатель: Сколько слогов в слове?

(Дети, должныпрохлопатьв ладоши, 2 слога)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Ваш вы справились с заданием, пора возвращаться в детский сад.

Звучит космическая музыка.

Воспитатель: Вот мы и дома.

Итог занятия :

- Ребята, вам понравилось путешествие?

- Какое задание понравилось больше?

- Какое задание показалось наиболее трудным?

- Вы рады, что помогли помирить числа?

- И сами будьте дружными. помогайте друг другу.

Воспитатель: Ваш друг «Знайка» очень доволен вами, за ваши старания и успехи он дарит вам энциклопедию, которая поможет в дальнейшем вам расширить знания.

Список литературы:

1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», #1089;.

2. Землянухина Т. М. Познавательная и коммуникативная активность ребёнка при подготовке его к обучению в школе. // Начальная школа. 2002 - № 6 - с. 50 - 55.

3. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников -М. : ВАКО, с.

4. Колесникова Е. В. Математика для детей 6-7 лет. : «Я считаю до двадцати». М. :ТЦ Сфера, с.

5. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.

6. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы д/ с: пособие для воспитателя ДОУ/ Николаева С. Н. - М. : Просвещение, 2002.

7. Программа «Я – человек» (приобщение ребенка к социальному миру)

1. (от 5 до 7 лет) / С. А. Козлова. - М. 1996г. (Допущена Департаментом общего среднего образования Министерства образования РФ).

Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе по теме «Волшебница-весна»

Интегрированное занятие - ознакомление с окружающим миром, развитие речи, рисование. Весна, подснежник....

Конспект интегрированного занятия по образовательным областям «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие» с использованием нетрадиционного рисования (свеча и акварель). Подготовительная к школе группа Тема: «Мы волшебники».

Цели занятия:ü Познакомить со смешанной нетрадиционной техникой рисования – свеча и акварель.ü Развивать навыки работы с воском и акварелью.ü Закреплять умение тонировать лист в цвета зимы; развивать ...

Конспект комплексного занятия по образовательным областям: «Познавательное развитие» (опытно-экспериментальная деятельность) и «Художественно-эстетическое развитие» «Рыбки в аквариуме»

Актуальность заключается в том, что опытно-исследовательская деятельность соответствует одному из основных принципов ФГОС. Экспериментирование, как одна из форм организации детской деятельности, ...

Конспект итогового НОД по образовательной области: «Познавательное развитие» (математическое) «Задания тетушки Совы»

Нод помогает выявить  полученные знания, представления , умения, которые дети приобрели в течении учебного года  по математике. В нод представлены занимательные задания , заданные сказочным ...

Конспект итогового занятия по Образовательной области «Познавательное развитие (ФЭМП)»

                                  Конспект итогового занятия по Образовательной области «Познавательно...

Конспект итогового занятия по образовательной области «Познавательное развитие» и «Развитие речи» в старшей группе по теме «Путешествие в страну знаний»

Доминирующая образовательная область познавательное развитие.Цель непосредственной образовательной деятельности: Совершенствовать знания детей, полученных за год.Задачи:Образовательные:Выявить уровень...