занятие "Моя СЕМЬЯ"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Халикова Ильмира Нурисламовна

КОНСПЕКТ "Моя семья"

цель: формировать у детей младшего  возраста первоначальные представления о семье, воспитывать любовь и уважение ко всем членам семьи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект 102.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 122»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ТЕМА: «МОЯ СЕМЬЯ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ

               

ВОСПИТАТЕЛЬ:  

ХАЛИКОВА И.Н.

ПЕРВАЯ

КВАЛИФИКАЦИОНАЯ

 КАТЕГОРИЯ      

ОРЕНБУРГ

 

Организационная информация

Приме

чание

1.

Ф.И.О. педагога

Халикова Ильмира Нурисламовна

2.

Доминирующая образовательная область

Познавательное     развитие

3.

Вид деятельности детей

игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная

Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

«Моя семья»

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

- Постановка целей и мотивации деятельности детей (создание проблемной ситуации);

- Активизация деятельности в процессе занятия (дидактические игры, поиск, анализ, выводы);

- Организация практической деятельности детей (выполнение заданий);

- Поддержание интереса у детей (ситуация выбора);

- Оценка и самооценка (поощрение, взаимопомощь детей).

3.

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие (социализация: работа детей в команде, нравственные качества дружба, взаимопомощь, формировать умение определять и различать эмоции и чувства);

Речевое развитие: (беседа, диалог, рассказывание стихотворений)

Познавательное развитие

Физическое развитие (физкультминутка, дыхательная гимнастика)

4.

Возрастная группа:

Группа общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет                                                                                                                                                                                                          

5.

Цель:

Умение называть членов своей семьи, понимать роль                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      взрослых и детей в семье.

6.

Задачи:

                                       

6.1

Образовательные

Систематизировать представления детей о семье : закрепить умение                                                                                           называть членов своей семьи,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              понимать   роль взрослых и детей в семье.                                                            

                                                                                                                                                                                                                                                                                           

6.2

Развивающие

Развивать умение выражать свои чувства по отношению к членам своей семьи.

Вовлекать детей в разговор: развивать диалогическую форму речи.

6.3

Воспитательные

Воспитывать привязанность ребёнка к своему дому, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.

7.

Планируемые результаты:

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Кукла Маша, домик, модели членов семьи, сундучок,  мяч, мольберт, указка.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Беседа на тему «Я и моя семья», «Домашние и дикие животные, их детеныши», «Как мы отдыхали всей семьей»

Рассматривание игрушек и иллюстраций о диких и домашних ,птицах и их детенышах ; рассматривание картинок с изображением членов семьи.

10.

Предварительная работа

Чтение художественной литературы:Л.Квитко «Бабушкины руки»; А.Яковлев «Мама»;Л.Воронкова «Что сказала бы мама»,  К.Д.Ушинский «Петушок с семьей», разучивание загадок и потешек.

Игровые ситуации: «У нас в гостях бабушка», «Как мы с папой маме помогали»

Дидактические игры «Чей малыш», «Назови ласково», «Мамины помощники»;

Сюжетно-ролевые игры: «Семья»

Подвижные игры».

Пальчиковые игры  «Ладушки», «Моя семья», «Дом»

Конспект занятия

15 мин

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

В.: Утром встали малыши, в детский садик свой пришли .

Д.: Здравствуйте.

В.: А теперь, я с вами ещё раз поздороваюсь!

Игра « Здравствуйте, ребята!»

Здравствуйте, ребята! Вы, ребята

котята (Нет)

Здравствуйте, ребята! Вы, ребята, козлята? (Нет)

А кто вы? У вас есть имя?

Д.: Да

Ну-ка, ну-ка, не молчите и скорей их назовите

 Д : Дети называют своё имя, передавая мяч друг другу.

В: Ну вот, теперь наши гости знают, что вы не козлята и не котята, а дети, у которых есть имя.

1 мин

Дети садятся на стульчики.

1.2

Мотивация деятельности детей

В: Ребята, что за домик тут стоит, а в окошке свет горит. Давайте-ка его рассмотрим, повторяйте за мной!

Пальчиковая игра «Дом»

У дома есть крыша, (Руки треугольником над головой.)

У дома есть окно, (Показываем с помощью пальчиков прямоугольник.)

У дома есть дверь, (Ладони перед грудью.)

А в двери есть замок: (Скрестили пальцы ладоней в кулак.)

Кто его открыть бы смог? (I крутили скрещенными в замок пальцами.)

Тук-тук-тук, тук-тук-тук, открывайте - я ваш друг! (Кулачком стучат по ладони.)

В: Что-то никто не открывает, постучу еще разок: тук-тук-тук!

(Воспитатель стучит в дверь дома, из него появляется кукла Маша.)

0,5 мин

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

В. Здравствуй, Маша! Какой красивый у тебя дом!

С кем ты живешь в нем?

Маша: Здравствуйте, ребята, послушайте стихотворение  и узнаете ,с кем я живу:

У меня есть папа,

У меня есть мама,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

У меня есть братик,

А у них есть я.

Это вся моя - Семья.

Маша: я живу в этом доме со своей семьёй. Мы живем дружно, помогаем и заботимся друг о друге, весело и интересно проводим время: гуляем, ходим в кино, в цирк, в гости.

0,5 мин

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

В.: Ты знаешь, Маша, у каждого из наших детей тоже есть семья! Правда , ребята?

Д.: да.

В: Сейчас, тебе о ней расскажут. Присаживайся!

В: Настя, нам расскажет стихотворение, а вы подскажите Маше, о   ком!

Кто вас будит по утрам,

Кто любовью согревает,

Все на свете успевает,

Кто тебя всегда утешит,

И умоет, и причешет,

В мире нет ее родней

Справедливой и родней.

Это кто ,скажите прямо!

Ну, конечно, это…

Д.: мама.

В.: Правильно ,мама! Ребята ,посмотрите, какой у меня есть сундучок, он не простой, а волшебный! Давайте поиграем в игру : сложим в сундучок ласковые слова для мамы. Я открою сундучок ,а вы будете называть ласковые слова: они будут долетать и наполнять его. Итак, начнем! (наводящие вопросы воспитателя)

Когда мама обнимает вас, целует, жалеет. Какая она?

Д.: Ласковая, добрая, милая, нежная.

В.: Когда мама модно одевается. Какая она?

Д.: Красивая.

В.: Когда мама улыбается , смеется. Какая она?

Д.: Заботливая.

В.: Если мама занимается хозяйством , делает много домашних дел? Какая она?

Д.: Трудолюбивая , хозяйственная.

В.: Я знаю , что вы все очень любите свою маму, она для вас какая?

Д.: Любимая.

В.: Молодцы! Вот сколько чудесных слов собрали мы в сундучок. А пока мы его закрываем, чтобы наши слова не растерялись.

Давайте покажем кукле Маше, какая наша мама хозяйственная,

Я показываю вам действие, вы называете его, и показываете Маше и гостям.

Игра-имитация « Что умеет делать мама».

-Мыть посуду.

-Варить суп, компот.

-Стирать.

-Мыть полы.

-Шить

В: Ребята, как вы думаете ,мама устаёт?

Д: Да.

В: Маме нужно помогать?

Д: Да

В: Ребята, как вы помогаете маме?

Д: Ответы детей.

В: Молодцы, ребята! Вас можно назвать настоящими мамиными помощниками!

В.: А кто еще с вами живет в семье?

Д.: Папа.

В.: правильно, папа!

Давайте покажем кукле Маше, что умеет делать папа. Я показываю действие, а

вы называете его и показываете Маше.

Игра – имитация «Что умеет делать папа».

Пилить – джик- джик;

Дрова рубить – руки в замке, махи руками;

Пылесосить – у-у-у;

Забивать гвозди – тук-тук;

Накачивать насосом колеса велосипеда, машины – ш-ш-ш;

Водить машину – имитация руками поворота руля;

В: А теперь давайте откроем наш волшебный сундучок и положим в него

ласковые слова для папы. Папа какой?

Д: Ответы детей. ( смелый, заботливый, умелый, работящий, красивый,

веселый.)

В.: Молодцы,  ребята! Много слов и для пап вы подобрали и положим их тоже в наш волшебный сундучок.

Ребята у кого есть бабушка ? Что можете сказать о бабушке? Какая она? (ласковая, добрая) что она умеет делать? (печь блины , пироги) Положим эти слова в наш сундучок и

Закроем , чтобы все добрые слова не разлетелись.

А сейчас Маша  расскажет нам стихотворение, а вы подскажете Маше, кто еще есть в ваших семья:

Семья – это мама, папа, и дед,

Бабуля готовит нам вкусный обед.

В семье еще братья и сестры бывают,

В семье все любят меня и ласкают,

И лучше семьи ничего не бывает!

В: Кто еще есть в семье?

Д: Братья и сестры

В: У многих из вас тоже есть братья и сестры.

5 мин

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

В:

Как должны жить друг с другом братья и сестры, как должны друг к другу

относиться?

Д: Они должны жить дружно, не ссорится, не драться, помогать,

защищать друг друга, делиться игрушками, сладостями.

Игра «Радость или огорчение».

В: Ребята, вы , наверное, знаете, что поступки детей могут радовать или

огорчать ваших родных и близких.. Сейчас мы с вами поиграем, выходите в

круг.

Д: Дети выходят в круг.

В: Я буду называть поступок, если этот поступок порадует ваших  близких — вы

хлопаете в ладоши, если огорчит – топаете:

Вы съели на завтрак всю кашу;

Разбросали по комнате все игрушки;

Помогли маме мыть посуду;

Нарисовали и подарили папе или маме красивый рисунок;

Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»;

Порвали новую книжку;

Не вымыли руки перед едой;

Отбирали у друзей игрушки;

Убегали от взрослых;

Защищали братика или сестричку;

Научились сами одеваться;

При встрече со взрослыми людьми всегда здороваетесь.

В: Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить и порадовать ваших родных. Надеюсь, что вы будете совершать только хорошие поступки.

Дети стоят в кругу.

В: Ребята, у каждого из вас есть крепкая и дружная семья.

5 мин

22.3

Актуализация ранее приобретенных знаний

 В: Как мы это покажем? ( Дети скрещивают пальцы в замочек.)Правильно, ребята! Теперь вы знаете, что семья-это ваши родные и близкие люди, это самое дорогое для каждого человека!

В:Ребята,что вы сегодня интересного узнали, что вам понравилось? (Ответы детей)

В: Маша посмотри, какие ребята у нас молодцы! Понравилось тебе у нас в гостях, Маша?

1 мин

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Маша: Да, мне очень понравилось! Я рада ,что у каждого из вас есть дружная семья! А теперь мне пора домой, ведь в гостях хорошо, а дома лучше. Дома ждет меня моя семья.

В: Не уходи пока , Машенька. Давай вместе откроем наш волшебный сундучок. Ребята, произошло чудо: каждое ласковое слово превратилось в сердечко!

(В. с куклой Машей открывает сундучок и показывает сердечки из цветной бумаги.)

В: Сейчас мы с Машенькой раздадим вам сердечки, а вы вечером подарите

их своим родным, при этом обязательно скажете ласковые слова,

которые мы сегодня собирали с вами в сундучок.

Звучит музыка, дети танцуют, кукла Маша прощается, уходит

1 мин

III

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

В.: Ребята, кто был сегодня у нас в гостях?

Д.: кукла Маша.

В.: О ком сегодня мы говорили? О чем?

(о родителях, о семье)

1 мин.

IV

Дальнейшая разработка темы (развивающая среда)

4.1

Дидактическая игра

«С кем я живу», « Почему у меня такая одежда», «Подбери одежду для всей семьи»

4.2

Пополнение РППС

4.3

Детский театр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!

План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель:  создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...

Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"

Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....