Мастер-класс: "Речевое развитие детей с использованием различных методов и приемов мнемотехники"
презентация по развитию речи
Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему пяти словам - он будет долго
и напрасно мучиться, но свяжите двадцать
таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.
Ушинский К.Д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 858.96 КБ |
![]() | 19.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету. Ушинский К.Д . Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста. Задачи: -Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями и приёмами мнемотехники; -Познакомить с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц ; -Активизировать деятельность педагогов по использованию мнемотехники в работе с детьми.
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду? В настоящее время мы всё чаще сталкиваемся с такими проблемами в развитии детей, как: -маленький словарный запас -неумение согласовывать слова в предложении -нарушение звукопроизношения -плохое развитие связной речи -недостаточная сформированность психических процессов -несовершенство различных видов мышления.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника помогает развивать: -зрительную и слуховую память -зрительное и слуховое внимание -воображение - восприятие -развивает кругозор -развивает все стороны речи
З адачи: -Создавать условия для развития основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления. -Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации). -Формировать умение работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции. -Побуждать к развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей. -Содействовать формированию целостного восприятия окружающего мира; - Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе. -Поддерживать развитие творческих способностей детей, умение самим составлять схемы и воспроизводить их. -Создать условия для развития мелкой моторики рук. -Прививать формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. -Стимулировать умение решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач. - Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.
Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа. I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов. II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2-4 символов . III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами . Что такое мнемотаблица ? Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определённая информация. Мнемотаблицы : являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.
Мнемотаблицы бывают двух видов: -О бучающие - содержат познавательный материал. -Р азвивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения. Мнемотаблицы-схемы можно использовать: -Для ознакомления детей с окружающим миром -При заучивании стихов -При пересказах художественной литературы -При обучении составлению рассказов -При отгадывании и загадывании загадок -Для обогащения словарного запаса -При обучении составу числа -При воспитании культурно-гигиенических навыков -При воспитании навыков самообслуживания -При ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
"Речевое развитие детей с использованием различных методов
и приемов мнемотехники"
Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему пяти словам - он будет долго
и напрасно мучиться, но свяжите двадцать
таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.
Ушинский К.Д.
Слайд 2
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
-Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями и приёмами мнемотехники;
-Познакомить с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц;
-Активизировать деятельность педагогов по использованию мнемотехники в работе с детьми.
Тема нашей с вами встречи - «Речевое развитие детей с использованием различных методов и приемов мнемотехники».
Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые можно использовать в работе с детьми.
В своей работе стала использовать мнемотехнику, которая относится к технологии наглядного моделирования.
Слайд 3
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.
Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, и весь текст зарисовывается схематически. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?
В настоящее время мы всё чаще сталкиваемся с такими проблемами в развитии детей, как:
- маленький словарный запас
- неумение согласовывать слова в предложении
- нарушение звукопроизношения
- плохое развитие связной речи
- недостаточная сформированность психических процессов
- несовершенство различных видов мышления.
Поэтому перед нами встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Слайд 4
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает развивать:
-зрительную и слуховую память
-зрительное и слуховое внимание
-воображение
-восприятие
-развивает кругозор
-развивает все стороны речи
5слайд
Начиная работу по мнемотехнике, воспитатель ставит перед собой следующие задачи:
-Создавать условия для развития основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.
-Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).
-Формировать умение работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
-Побуждать к развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
-Содействовать формированию целостного восприятия окружающего мира;
-Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.
-Поддерживать развитие творческих способностей детей, умение самим составлять схемы и воспроизводить их.
-Создать условия для развития мелкой моторики рук.
-Прививать формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
-Стимулировать умение решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.
-Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.
6 слайд
Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.
I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.
Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.
В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами.
Например: как нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «муравей».
Этот этап работы ещё называют - работа с мнемоквадратами.
II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2-4 символов.
Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой.
На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.
Этот этап работы называют - работа с мнемодорожками.
III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.
Что такое мнемотаблица?
Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определённая информация. Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.
7слайд
Мнемотаблицы бывают двух видов:
-обучающие - содержат познавательный материал.
-развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.
Мнемотаблицы-схемы можно использовать:
-для ознакомления детей с окружающим миром
-при заучивании стихов
-при пересказах художественной литературы
-при обучении составлению рассказов
-при отгадывании и загадывании загадок
-для обогащения словарного запаса
-при обучении составу числа
-при воспитании культурно-гигиенических навыков
-при воспитании навыков самообслуживания
-при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности
Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.
Список литературы
- Большова Т.В.Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс, 2011.
- Илларионова Ю.Г. О заучивании стихотворений в детском саду/ Дошкольное воспитание. - 2001. № 2. С.13-15.
- Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. № 4. С. 102-115.
- Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста - СПб, 2009.
- Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов/ Дошкольное воспитание. 2003. № 10. С. 16-21.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/11/picture-253214-1368276214.jpg)
Мастер-класс по речевому развитию детей
Конспект мастер-класса для воспитателей "Калейдоскоп чудес"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/22/picture-802915-1469175782.jpg)
Семинар-практикум "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития". Уровень ДОУ 2019 г.
15 октября 2019 года в нашем детском саду прошёл семинар-практикум "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития". Воспитатель, Андреенк...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/04/picture-1089651-1543956426.jpg)
Семинар-практикум "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития" Уровень ДОУ. 2019 г.
В нашем детском саду прошёл семинар-практикум "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития". На семинаре педагогами ДОУ были представлены эфф...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/04/picture-731609-1451909001.jpg)
Доклад на тему «Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития»
Выступление на методическом дне ДОУ (2020-2021 уч.год)Доклад на тему «Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/22/picture-165621-1677085177.jpg)
Мастер-класс Тема: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через реализацию современных педагогических форм «Путешествие по карте» и «Путешествие “по реке времени”»
Мастер-классТема: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через реализацию современных педагогических форм «Путешествие по карте» и «Путешествие “по реке вр...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/08/picture-772534-1670503696.jpg)
Мастер-класс "Речевое развитие дошкольников через использование различных технологий"
Интересные приемы и игры, которые можно использовать с детьми в работе по ревому развитию и не только!...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/20/picture-1019501-1521527939.jpg)
Мастер-класс «Особенности речевого развития детей раннего возраста»
В статье представлены методы и приемы работы с детьми раннего возраста, которые родители могут использовать дома с детьми....