Мастер-класс: "Речевое развитие детей с использованием различных методов и приемов мнемотехники"
презентация по развитию речи

Людмила Яковлевна Пляскина

 

Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему пяти словам - он будет долго
и напрасно мучиться, но свяжите двадцать
таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.
Ушинский К.Д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika_plyaskina.pptx858.96 КБ
Файл doklad_mnemotehnika_plyaskina.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 41 «Росинка» Мастер-класс "Речевое развитие детей с использованием различных методов и приемов мнемотехники" Составила: Пляскина Л.Я г. Нижневартовск

Слайд 2

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету. Ушинский К.Д . Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста. Задачи: -Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями и приёмами мнемотехники; -Познакомить с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц ; -Активизировать деятельность педагогов по использованию мнемотехники в работе с детьми.

Слайд 3

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду? В настоящее время мы всё чаще сталкиваемся с такими проблемами в развитии детей, как: -маленький словарный запас -неумение согласовывать слова в предложении -нарушение звукопроизношения -плохое развитие связной речи -недостаточная сформированность психических процессов -несовершенство различных видов мышления.

Слайд 4

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника помогает развивать: -зрительную и слуховую память -зрительное и слуховое внимание -воображение - восприятие -развивает кругозор -развивает все стороны речи

Слайд 5

З адачи: -Создавать условия для развития основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления. -Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации). -Формировать умение работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции. -Побуждать к развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей. -Содействовать формированию целостного восприятия окружающего мира; - Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе. -Поддерживать развитие творческих способностей детей, умение самим составлять схемы и воспроизводить их. -Создать условия для развития мелкой моторики рук. -Прививать формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. -Стимулировать умение решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач. - Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.

Слайд 6

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа. I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов. II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2-4 символов . III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами . Что такое мнемотаблица ? Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определённая информация. Мнемотаблицы : являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.

Слайд 7

Мнемотаблицы бывают двух видов: -О бучающие - содержат познавательный материал. -Р азвивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения. Мнемотаблицы-схемы можно использовать: -Для ознакомления детей с окружающим миром -При заучивании стихов -При пересказах художественной литературы -При обучении составлению рассказов -При отгадывании и загадывании загадок -Для обогащения словарного запаса -При обучении составу числа -При воспитании культурно-гигиенических навыков -При воспитании навыков самообслуживания -При ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности



Предварительный просмотр:

Мастер-класс

"Речевое развитие детей с использованием различных методов

и приемов мнемотехники"


Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему пяти словам - он будет долго
и напрасно мучиться, но свяжите двадцать
таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.
Ушинский К.Д.

Слайд 2

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

-Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями и приёмами мнемотехники;

-Познакомить с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц;

-Активизировать деятельность педагогов по использованию мнемотехники в работе с детьми.

Тема нашей с вами встречи - «Речевое развитие детей с использованием различных методов и приемов мнемотехники».

 Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые можно использовать в работе с детьми.

В своей работе стала использовать мнемотехнику, которая относится к технологии наглядного моделирования.

Слайд 3

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.

Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, и весь текст зарисовывается схематически. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?

В настоящее время мы всё чаще сталкиваемся с такими проблемами в развитии детей, как:

  • маленький словарный запас
  • неумение согласовывать слова в предложении
  • нарушение звукопроизношения
  • плохое развитие связной речи
  • недостаточная сформированность психических процессов
  • несовершенство различных видов мышления.

Поэтому перед нами встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Слайд 4

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника помогает развивать:

-зрительную и слуховую память

-зрительное и слуховое внимание

-воображение

-восприятие

-развивает кругозор

-развивает все стороны речи

5слайд

Начиная работу по мнемотехнике, воспитатель ставит перед собой следующие задачи:

-Создавать условия для развития основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.

-Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).

-Формировать умение работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

-Побуждать к развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.

-Содействовать формированию целостного восприятия окружающего мира;

-Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.

-Поддерживать развитие творческих способностей детей, умение самим составлять схемы и воспроизводить их.

-Создать условия для развития мелкой моторики рук.

-Прививать формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

-Стимулировать умение решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.

-Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.

6 слайд

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.

I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.

Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.

В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами.

Например: как нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «муравей».

Этот этап работы ещё называют - работа с мнемоквадратами.

II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2-4 символов.

Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой.

На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.

Этот этап работы называют - работа с мнемодорожками.

III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.

Что такое мнемотаблица?

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определённая информация. Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.

7слайд

Мнемотаблицы бывают двух видов:

-обучающие - содержат познавательный материал.

-развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.

Мнемотаблицы-схемы можно использовать:

-для ознакомления детей с окружающим миром

-при заучивании стихов

-при пересказах художественной литературы

-при обучении составлению рассказов

-при отгадывании и загадывании загадок

-для обогащения словарного запаса

-при обучении составу числа

-при воспитании культурно-гигиенических навыков

-при воспитании навыков самообслуживания

-при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности

Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.

Список литературы

  1. Большова Т.В.Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс, 2011.
  2. Илларионова Ю.Г. О заучивании стихотворений в детском саду/ Дошкольное воспитание. - 2001. № 2. С.13-15.
  3. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. № 4. С. 102-115.
  4. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста - СПб, 2009.
  5. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов/ Дошкольное воспитание. 2003. № 10. С. 16-21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по речевому развитию детей

Конспект мастер-класса для воспитателей "Калейдоскоп чудес"...

Семинар-практикум "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития". Уровень ДОУ 2019 г.

15 октября 2019 года  в нашем детском саду прошёл семинар-практикум "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития". Воспитатель, Андреенк...

Семинар-практикум "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития" Уровень ДОУ. 2019 г.

В нашем детском саду прошёл семинар-практикум "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития". На семинаре педагогами ДОУ были представлены эфф...

Доклад на тему «Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития»

Выступление на методическом дне ДОУ (2020-2021 уч.год)Доклад на тему «Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития»...

Мастер-класс Тема: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через реализацию современных педагогических форм «Путешествие по карте» и «Путешествие “по реке времени”»

Мастер-классТема: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через реализацию современных педагогических форм «Путешествие по карте» и «Путешествие “по реке вр...

Мастер-класс "Речевое развитие дошкольников через использование различных технологий"

Интересные приемы и игры, которые можно использовать с детьми в работе по ревому развитию и не только!...

Мастер-класс «Особенности речевого развития детей раннего возраста»

В статье представлены методы и приемы работы с детьми раннего возраста, которые родители могут использовать дома с детьми....