Дидактический материал к лексической теме: "Орудия труда. Инструменты".
план-конспект занятия по развитию речи

Цели: развивать слуховое внимание, логическое мышление, активизировать словарный запас по теме «Инструменты».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didak.mater_.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактический материал к лексической теме:

"Орудия трудаИнструменты".

• Игра «Субботник»

Цели: обогащать предикативный словарь, развивать слуховое внимание, логическое мышление.

Ход игры. Воспитатель читает детям текст, дети договаривают пропущенные глаголы. Сегодня в нашем саду субботник. Все папы и мамы вышли работать на участок. Митин папа взял пилу. Он. ветки. Машина мама принесла кисточку и краску. Она. забор. Сашиному папе выдали косу. Он. траву. Родители Димы пришли с лопатами. Они. землю и высевают семена. А мы с папой принесли молоток. Мы. гвозди — ремонтируем скамейку. Все поработали дружно, и теперь на участке чисто и красиво.

• Игра «Стихи — небылицы»

Цели: развивать слуховое внимание, логическое мышление, активизировать словарный запас по теме «Инструменты».

Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение и найти в нём ошибки.

Кистью гвозди забивают,

Подметают молотком,

Землю ножиком копают,

Ну а пилят топором.

С. Чешева

• Игра «Отгадай»

Цели: развивать зрительное внимание, логическое мышление, актуализировать словарный запас по темам «Инструменты»«Профессии».

Ход игры. Ребенок рисует инструменты, относящиеся к определенной профессии. Другие дети должны отгадать название этой профессии.

• Игра «Назови ласково»

Цель: развивать грамматический строй речи (употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать ласково различные орудия труда и инструментыНапример:

молоток — молоточек топор —.

ключ —. грабли —.

нож —. напёрсток —.

гайка —. игла —.

гвоздь —. метла —.

• Игра «Какой? Какая? Какие?»

Целиформировать грамматический строй речи: учить образовывать относительные прилагательные от существительных, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.

Ход игры. Детям предлагается ответить на вопросы: какой? Какая? Какие? — подбирая слова-определения к предметам из металла, дерева, стекла, пластмассы.

Пила, напильник из металла — (какие).

Лопата, линейка из дерева — (какие).

Молоток, гвозди из железа — (какие).

Лупа из стекла — (какая).

Линейка, ведро из пластмассы — (какие).

Даётся задание составить предложения с полученными словами-определениями.

• Игра «Отгадай, какое слово задумано»

Цели: развивать фонематические процессы, слуховое внимание, мышление.

Ход игры. Перед детьми карточки с изображениями инструментов. Воспитатель называет первый и последний звуки в cлове, а дети отгадывают, какое слово задумано. Тому, кто отгадал, вручается карточка с изображением задуманного. Выигрывав" тот, у кого в конце игры окажется большее количество карточек.

Слова: ножницы, топор, пила, лопата, иголка, грабли, молоток, тиски, рубанок, напёрсток.

• Игра «Назови слово»

Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить определять количество и последовательность гласных звуков в слове.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми картинки и схемы слов с обозначенными на них гласными звуками, дети отгадывают название инструмента по схеме.

_ И _А — пила

И _ _ А — игла

_ О _ — нож

И И — тиски

_ __

• Загадки

Цели: развивать слуховое внимание, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки, расширять запас существительных в активном словаре детей по теме «Инструменты».

Ход игры. Дети сидят полукругом па стульчиках. На столе раскладывается несколько инструментов. О каждом инструменте воспитатель загадывает загадку, а дети должны отгадать, о каком инструменте идет речь, и объяснить, как они догадались.

Зубастые, а не кусаются. (Грабли)

Сам худ, а голова с пуд. (Молоток)

Скручена, связана,

На кол посажена,

А по улице пляшет. (Метла)

Маленького роста я,

Наклонилась над рекой —

Тонкая и острая.

Уговор у них такой:

Носом путь себе ищу,

Обменяет ей река

За собою хвост тащу.

Окунька на червяка. (Иголка с ниткой)

(Удочка)

Кланяется, кланяется,

Придёт домой —

растянется. (Топор)

Конь стальной, хвост льняной. (Игла с ниткой)

Быстро грызёт,

Мелко жуёт,

А сама не глотает. (Пила)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественная литература и интеграция видов деятельности по лексической теме "Орудия труда. Инструменты"

Данный материал поможет воспитателям разнообразить виды деятельности по лексической теме "Орудия труда. Инструменты"...

Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы по теме "Орудия труда. Инструменты"

Развитие словаря, грамматического строя речи. С использованием ИКТ....

Конспект по развитию речи. Тема: «Орудия труда. Инструменты».

Конспект  образовательной деятельностидля детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленностина тему «Орудия труда.  Инструменты» Образовательная область:&la...

Творческие задания для детей старшего дошкольного возраста по теме "Орудие труда. Инструменты"

Творческие задания для детей старшего дошкольного возраста по теме "Орудие труда. Инструменты"...

Картотека речевых игр по лексической теме: "Орудия труда. Инструменты". Домашнее задание

Подборка игр по лексической теме "Орудия труда. Инструменты"....

Тема: «Орудия труда. Инструменты».

Тема: «Орудия труда. Инструменты»....