Буклет "Развитие связной речи в процессе исследовательской деятельности"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
В буклете даны рекомендации родителям и педагогам по формированию связной речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet.docx | 492.67 КБ |
Предварительный просмотр:
4. «Подводная лодка из яйца»
Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните
чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет. Во вторую банку налейте
крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее,
поэтому и плавать в море легче, чем в реке.
А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по
очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором
яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное,
посреди раствора. Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой
воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду - того,
что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга,
и это будет выглядеть удивительно.
«Для ребенка естественно, потому и гораздо легче постигать новое, проводя собственное исследование – наблюдая, ставя эксперименты, делая их на основе собственного суждения и умозаключения, чем получить уже добытые кем – то знания в «готовом виде»
А.И. Савенков
«Развитие связной речи в процессе исследовательской деятельности»
Исследовательская практика ребенка-дошкольника – это один из основных путей познания окружающего мира. Его следует рассматривать как основной путь познания, к которому следует максимально приблизить воспитательно-образовательный процесс.
В процессе познавательной деятельности формируется способность к начальным формам обобщения, умозаключения, происходит обогащение словарного запаса.
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее развивается его речь.
Правила построения ООД, чтобы дети чувствовали себя настоящими исследователями:
- в процессе занятия создается проблемная ситуация;
- дети высказывают предположения о том, что они будут изучать;
- в беседе, дети открывают для себя новые знания;
- дети определяют правильность своих предпосылок;
- дети объясняют, что узнали, учатся оценивать, как они работали;
Примеры тематических занятий: «Чудо – пуговка», «Наши цветущие растения».
Также для решения задач по развитию связной речи могут быть использованы игры – эксперименты. Это особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно – речевых задач, а также интересны и увлекательны для дошкольников.
Значение игр – экспериментов:
- дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания
- идет обогащение памяти ребенка активизируются его мыслительные процессы;
- накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
- обогащение словарного запаса;
- улучшается грамматический строй речи, получает развитие такой вид связной речи, как описательный рассказ;
Примеры игр – экспериментов:
- «Сахарная башня»
Цель:
Показать детям, что воду можно окрасить в любой цвет. Вода является хорошим растворителем. Сахар растворяется.
Оборудование:
Глубокая тарелка.
Пять кубиков сахара рафинада.
Пищевой краситель (любого цвета).
Стакан питьевой воды
Что произойдет?
Сначала окраситься основание башни, затем вода будет подниматься вверх, и окрашивать следующий кубик. Когда сахар пропитается цветной водой – башня рухнет.
- «Кораблик и мыло»
Цель:
Показать, что у воды есть поверхностное натяжение, но при попадании мыла на поверхность воды, это натяжение уменьшается.
Оборудование:
Большая прямоугольная тарелка.
Вода.
Треугольный кусочек картона (кораблик).
Жидкое мыло.
Последовательность проведения:
Налить воду в тарелку.
Назвать треугольник «корабликом» и положить на поверхность воды, в углу тарелки, «носиком» в центр тарелки.
Обмакнуть палец в жидкое мыло, затем в воду позади «кораблика».
- «По следам Шерлока Холмса»
Цель:
Показать ребенку, что у каждого из нас на пальчиках есть узор, который мы оставляем на любом предмете до которого дотрагиваемся.
Оборудование:
Сажа из печи.
Тальк.
Лист белой бумаги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи дошкольников в процессе исследовательской деятельности
Развитие связной речи дошкольников является неотъемлемой частью образовательной работы. Традиционные подходы к развитию речи дошкольников на занятиях претерпевают значительные изменения, как...
Консультация «Связная речь ребёнка. Развитие связной речи в процессе общения».
В консультации говорится о развитие речи детей в процессе общения и взаимодействия со взрослыми....
Развитие связной речи в процессе опытно-экспериментальной деятельности в условиях детского сада компенсирующего вида.
Приёмы работы по развитию связной речи в процессе детского экспериментирования. Из опыта работы....
Развитие связной речи дошкольников в процессе исследовательской деятельности на примере изучения темы «Морские животные».
ПОКАЗАНА ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
План самоанализа организации работы по развитию связной речи в процессе игровой деятельности в группах ДОУ
План- схема написания отчета на педагогический совет...
Развитие связной речи через познавательно-исследовательскую деятельность детей
Аннотация. В статье рассматривается вопрос взаимосвязи познавательно-исследовательской деятельности детей и развития связной речи в воспитании дошкольника, указаны эффективные формы обучения, обо...
Беседа как метод развития связной речи в процессе образовательной деятельности в детском саду.
Представленные материалы помогут провести исследования на тему "Беседа как метод развития связной речи в процессе образовательной деятельности в детском саду".1 ЧАСТЬ: Предисловие.2 ЧАСТЬ: Д...