Развитие связной речи дошкольников в процессе исследовательской деятельности на примере изучения темы «Морские животные».
материал по развитию речи по теме
ПОКАЗАНА ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_v_dou.docx | 36.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи дошкольников в процессе исследовательской деятельности на примере изучения темы «Морские животные».
Китайская пословица гласит: «Расскажи
— и я забуду,
покажи — и я запомню,
дай попробовать — и я пойму»
Ребёнок активно стремиться узнать об окружающем мире как можно больше. Мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем важным, прерываем его исследовательские порывы, пытаясь направить его познавательную деятельность в то русло, которое сами считаем наиболее важным. В итоге образовательная деятельность предельно становится скучной повинностью. Стремясь сделать благое дело – научить, мы, не обращая внимания на природную исследовательскую потребность ребенка, фактически сами препятствуем развитию детской любознательности.
Исследовательская практика ребенка-дошкольника – это один из основных путей познания окружающего мира. Его следует рассматривать как основной путь познания, к которому следует максимально приблизить воспитательно-образовательный процесс.
Любой ребенок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за рыбками в аквариуме, изучать поведение воробья за окном, проводить опыты с разными предметами, разбирать игрушки, изучая их устройство.
Наша задача – помочь ему в проведении этих исследований, сделать их полезными для исследователя и его окружения, т.е. поддерживать и развивать исследовательское поведение ребенка.
В процессе познавательной деятельности формируется способность к начальным формам обобщения, умозаключения, происходит обогащение словарного запаса. Речевое общение охватывает собой процессы установления социальных контактов, обмена эмоциями, налаживания практического и речевого взаимодействия.
Существует множество разнообразных подходов к реализации речевого развития детей. Так как для детей дошкольного возраста игра – ведущий вид деятельности, то непосредственную образовательную деятельность я стараюсь организовывать с использованием обучающих игровых ситуаций и, конечно, использование исследовательской деятельности в развитии связной речи – как один из вариантов.
У детей возникает интерес, когда они сами могут обнаружить новые свойства предметов, их сходство и различия, предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно.
Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее развивается его речь.
В процессе исследования идет обогащение опыта ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Из трех функциональных типов речи (описание, повествование, рассуждение) наиболее сложным и наименее исследованным является рассуждение. Рассуждение тесно связано с диалогическим общением, с аргументацией высказывания. Одним из условий для формирования умения рассуждать является организация содержательного общения воспитателя с детьми и детей друг с другом. В процессе общения создаются ситуации, требующие разрешения определенных проблем, побуждающие детей пользоваться объяснительно-доказательной речью. Я думаю, что именно в исследовательской деятельности детям приходиться больше всего самим думать, искать ответы, решения, рассуждать, доказывать...
В процессе детского исследования дети учатся
- Видеть и выделять проблему
- Принимать и ставить цель
- Анализировать объект или явление
- Выделять существенные признаки, связи
- Выдвигать гипотезы, строить сложные предложения, предлагать возможные варианты решения;
- Отбирать материал для самостоятельной деятельности
- Обобщать полученные данные, делать выводы.
Мы рассмотрим, как были использованы исследования детей для изучения темы «Морские животные».
- Выбранная тема исследований соответствовала всем правилам выбора – она интересна детям,
- работа могла быть выполнена относительно быстро; в течение короткого времени
- оригинальной, в ней присутствует элемент необычности;
- результат принесет реальную пользу участникам исследования.
Прежде, чем приступить к исследованиям, с детьми была проведена следующая предварительная работа.
Беседы с детьми о красоте и многообразии природы.
Беседы о обитателях морей и океанов.
Рассматривали иллюстрации в книгах, плакаты с фотографиями морских обитателей, журналы.
Мы составляли описательные рассказы по картинкам.
Отгадывали и сами придумывали загадки,
Зарисовали, делали поделки.
Дети с удовольствием включились в дальнейшие «исследования» по этой теме. Многие дети бывали на море, посещали с родителями дельфинарий, аквариумы с морскими обитателями, т.е. имели опыт наблюдения за некоторыми видами морских животных. Эта тема оказалась очень интересной для них. Дети захотели изучить более подробно каждого животного (их внешний вид, повадки, особенности поведения и т. д.).
Мною были предоставлены открытки с изображениями морских животных для самостоятельного выбора «объекта исследования». Таким образом, я подвела детей к выбору темы. Каждый ребенок самостоятельно выбирал, про какого животного он будет «собирать» как можно больше сведений и интересных фактов.
Мы выбрали возможные методы исследования:
- подумать, задать себе вопрос.
- спросить у другого человека, родителей.
- рассмотреть фигурки животных;
- провести эксперимент;
- просмотр видеофильмов;
- чтение книг, журналов, энциклопедий
- поиск информации в компьютере.
Сбор материала предполагает фиксирование результатов методов исследования в виде зарисовок, записей, фотографий, карточек, и т.д.
Поиск новой информации создает прекрасную почву для привлечения ребенка на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей к работе с самыми разными источниками и средствами.
"Исследовательская работа - дело серьезное и не любит спешки и суеты. Надо учить детей вникать в проблему. Воспитывать у них способность не только предлагать интересные необычные идеи, но и учиться их разрабатывать".
По результатам необходимо подготовить небольшое сообщение о проделанной работе по исследованию, которое включает обобщение полученных данных – анализ собранного материала и подведение итогов, постановка выводов и умозаключений.
В течение недели дети «собирали материал» не только в группе, но и дома. Конечно же, в этой работе очень помогли детям родители. Многие совместно просмотрели энциклопедии, журналы. Помогли детям отобрать, помочь проанализировать полученную информацию, обобщить, выделить главное, исключить второстепенное, подготовить к представлению результатов. С помощью родителей сообщения были красочно оформлены: обязательным было изображение животного и схема рассказа о нем (с родителями была проведена предварительная работа).
В совместной деятельности во время сбора информации, мы с детьми проводили опыты-эксперименты («Как питается кит?», «Как выйти сухим из воды?» и т.д.), дидактические игры, просматривали муьтимедийные слайды по данной теме, составляли описательные рассказы (так, как составление простых рассказов, и составление описательных рассказов по плану является необходимым этапом работы по развитию связной речи) и т.д.
В данном исследовании дети настолько заинтересовались «изучением», что привлекли внимание к проблеме и взрослых, и своих сверстников. Очень часто обсуждения можно было услышать во время свободной деятельности детей.
Когда информация была собрана, дети выступили на «заседании почемучек ».
Дети выступили все и были очень активны, внимательно слушали своих друзей, легко включались в спор, делали свои поправки и дополнения, вместе пытались найти решение. Очень порадовала речь детей. Они старались говорить полными предложениями, с интонацией, чтобы их речь была как у «настоящих ученых». Дети не только спешили поделиться своими выводами в исследованиях, но и активно задавали вопросы, в работу включились даже малоактивные дети. Особенно бурные обсуждения вызывали необычные фаты, например, что дельфины считаются наряду с человеком и шимпанзе самыми разумными живыми существами, голубой кит - крупнейшее существо на земле, а глаза осьминога похожи на глаза человека. Все дети выдвигали гипотезы, старались логически мыслить, рассуждать, доказывать свое мнение, спорили и т.д.
По итогам проведенной работы можно сделать выводы о том, что, значительно расширился словарный запас детей, они смелее вступали в дискуссию, вели диалоги, с помощью разных предложений смогли передавать впечатления о увиденном.
Дети научились проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение.
Работа с детьми в этом направлении приобрела перспективу, а работа с родителями оказалась не напрасна. Большинство родителей поняли, что экспериментальная деятельность влияет на всестороннее развитие ребёнка. Они стали союзниками, помощниками, всегда отзывчивы на просьбы и предложения.
А итогом проведенной работы с детьми стало создание книжки - малышки "Животные морей и океанов". Эту книжку дети всегда с интересом рассматривают, обсуждают и делятся своими впечатлениями.
С уверенностью могу сказать, что собственные исследовательские поиски способствуют повышению у детей уровня культуры мышления, развитию коммуникативных, интеллектуальных и личностных качеств ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи дошкольников в процессе исследовательской деятельности
Развитие связной речи дошкольников является неотъемлемой частью образовательной работы. Традиционные подходы к развитию речи дошкольников на занятиях претерпевают значительные изменения, как...
Перспективный план работы по теме Развитие связной речи детей в процессе экспериментальной деятельности 1 квартал
Это перспективный план для работы с детьсми старшего дошкольного возраста по теме "Развитие связной речи детей в процессе экспериментальной деятельности"....
Перспективный план работы по теме Развитие связной речи детей в процессе экспериментальной деятельности 2 квартал
Перспективный план работы по теме Развитие связной речи детей в процессе экспериментальной деятельности для работы с детьми старшего дошкольного возраста...
Перспективный план работы по теме Развитие связной речи детей в процессе экспериментальной деятельности 3-4 квартал
Перспективный план работы по теме Развитие связной речи детей в процессе экспериментальной деятельности для работы с детьми старшего дошкольного возраста....
Развитие связной речи дошкольников в процессе ознакомления с сезонными изменениями в природе
Работа по самообразованию 2014-2015 уч.год...
Педагогический совет "Развитие связной речи дошкольников в процессе организации игровой деятельности"
Планирование, организация и проведение педагогического совета в ДОУ....