Программа развития речи по кубикам Зайцева
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)
Раннее развитие – это интенсивное развитие способностей ребёнка в раннем возрасте. По словам Л.С.Выготского «только - то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развития и ведёт развитие за собой». Многие авторы (Глен, Доман, Никитины, Н. А.Зайцев) настаивают на том, что такое раннее – не раннее, а как раз своевременное развитие.
Зачем ребёнку читать до школы?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 58.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
ГИМНАЗИЯ №70
Петроградского района Санкт-Петербурга
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Читай-ка»
для детей дошкольного возраста (4-5 года)
Направленность программы: социально-педагогическая
Возраст обучающихся: 3-4 года
Срок реализации программы: 1 год (56 ак.ч.)
Разработчик:
Шпеннглер Л.С., воспитатель
дошкольного отделения,
высшая кв. категория
Санкт-Петербург
2023 г.
Пояснительная записка
Раннее развитие – это интенсивное развитие способностей ребёнка в раннем возрасте. По словам Л.С.Выготского «только - то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развития и ведёт развитие за собой». Многие авторы (Глен, Доман, Никитины, Н. А.Зайцев) настаивают на том, что такое раннее – не раннее, а как раз своевременное развитие.
Зачем ребёнку читать до школы?
Преимущества:
• На раннем этапе улучшается произношение – постоянное проговаривание слов по складам способствует тому, что речь ребёнка становится чище;
• Обогащается словарный запас;
• Ребёнок умеющий читать, более самостоятелен: его можно приучить к мысли, что знания он может добывать сам из книг (очень полезный навык, который хорошо бы выработать с детства);
• Дети, которые научились читать книги рано, читают книги с большим удовольствием;
• Раннее чтение влияет на грамотность.
• Навык чтения, правильно сформированный в дошкольном возрасте, благотворно влияет как на становление дальнейшей учебной деятельности, так и на общее развитие личности ребёнка.
Актуальность дополнительной образовательной программы
Актуальность данной проблемы и повлияло на разработку программы кружка «Волшебные кубики».
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в ДОУ и стандарты...:
• Закон Российской Федерации от «Об образовании».
• «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях», СанПиН 2.4.1.2660-10
Разработанная программа кружка «Волшебные кубики» служит дополнением к программам, используемым в ДОО, направленных на развитие речи, обучение грамоте.
Предложенная программа полностью соответствует требованиям методики Н.А.Зайцева, тематическое планирование позволяет педагогу доносить материал детям в системе «от лёгкого к сложному», включая деятельность по развитию психомоторики ребёнка.
Педагогическая целесообразность
Специфика данной программы состоит в том, что она позволяет развивать
познавательные процессы у дошкольников (восприятие, внимание, воображение, память, речь и т.д.) и одновременно обучать чтению и письму.
Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Данная программа рассчитана на один год и предназначена для детей от 3 до 4 лет. Её основу составляет обучение дошкольников по методике Н.А. Зайцева. Занятия построены на совместной деятельности ребёнка и взрослого, проводится 2 раза в неделю, с группой детей, не превышающей 8-10 человек, с использованием таблиц и кубиков Н.А. Зайцева.
Цель: обучение дошкольников чтению по складам с помощью игры в кубики Н.А.Зайцева.
Задачи:
познакомить детей с кубиками и таблицами, научить различать кубики по цвету, звучанию, величине, классифицировать их:
- уверенно называть склады на кубиках и таблице, составлять слова;
- легко и весело ввести ребенка в обучение чтению;
- развивать устную речь путем пропевания складов по таблице, кубикам;
- узнавать слоги и некоторые трёхбуквенные- четырёхбуквенные слова;
- способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи ребёнка;
- привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению.
Методика Зайцева построена на принципе чтения по складам. Обучение младших дошкольников чтению строится с учётом следующих принципов:
Зрительное восприятие: ребенок осматривает кубик, здесь мы видим разные цвета.
Осязание и тактильная память: от конкретного образа переход к действию. Даем ребенку посмотреть потрогать, покрутить, поиграть, аккуратно бросить.
Слух: озвучиваем слова — поем склады и каждый кубик по-разному звучит.
Весь материал полностью систематизирован и представлен перед глазами в виде таблицы.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
По окончании обучения дети должны уметь:
1. Вид деятельности – ПИСЬМОЧТЕНИЕ – последовательное выкладывание (или показ) складов и их озвучивание.
Уметь ориентироваться в кубиках.
Легко отыскивать нужную букву.
2. Вид деятельности – ПОИСК. Этот вид деятельности можно назвать настоящим «стимулятором» для восприятия, внимания и памяти малыша. Он призван закрепить представления ребенка о видах кубиков и порядке расположения складов на кубиках и в таблицах. Поиск — основной вид деятельности на этапе усвоения и закрепления системы складов. Ребенок сможет осуществлять:
Поиск объекта (кубика, склада) по заданным свойствам:
3. Вид деятельности - ОЗВУЧИВАНИЕ или пропевание складов — ведущий вид деятельности на начальном этапе обучения чтению. Озвучивание складов проходит по кубикам и по таблицам и занимает совсем немного времени. Пропевание — прекрасная фонетическая разминка, с ее помощью «шлифуется» произношение каждого звука, тогда как в потоке обычной речи дефекты дикции малыша могут быть не слышны, не заметны. Запоминание складов через пропевание идет удивительно быстро. Это происходит за счет многократных повторений.
Ребенок умеет:
Озвучивать кубики. (Озвучить любой кубик (по своему выбору).
Озвучивать склады в последовательно или выборочно, на разные мотивы знакомых детских песенок.
4.Вид деятельности - КЛАССИФИКАЦИЯ — это распределение кубиков на отдельные группы. Ребенок умеет классифицировать:
По размеру.
По цвету.
Выбираем нужный кубик из двух-трех кубиков.
II. Содержание программы дополнительного образования.
Структурно занятия разделяются на несколько этапов. В зависимости от содержания занятий и форм организации образовательного процесса на различные этапы отводится определённое количество времени. На некоторых занятиях работа с кубиками и таблицами может проводится параллельно с изучением темы по окружающему миру, т.е. в течение всего занятия. При дифференциации заданий может быть использована индивидуальная или групповая форма работы с детьми по формированию и развитию навыка чтения. В таблице приведены примерные показатели использования времени на определённых этапах занятия.
Этапы | Содержание работы | Продолжительность |
Работа с кубиками и таблицами по методике Н.А.Зайцева | 5 мин. | |
Ознакомление с окружающим миром (беседа, игра, слушание художественных призведений | 5 мин. | |
Динамическая пауза | 3 мин | |
Развитие мелкой моторики (раскрашивание, штриховка, печатание элементов букв.) | 5 мин. |
Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»:
20 – 25 минут – младшая группа (4 – 5 года),
форма проведения | количество занятий в год | количество занятий в неделю | |
Обучение чтению | подгрупповая | 56 | 2 занятия |
Как известно, одним из мощнейших средств развития ребёнка является игра. По методике Н.А.Зайцева игра органично встраивается в сложный процесс овладения различными учебными умениями и навыками. При этом ребёнок играючи осваивает то, что требует большого труда в школе. Буквально с первых шагов обучения благодаря данной методике чтение превращается для детей в желанное, доставляющее радость занятие.
Организационный раздел
Материально- технические обеспечение.
Технические средства обучения:
1. Магнитофон.
2. Аудиозаписи на дисках: попевки, алфавит.
3. Аудиопособие «Читай и пой»
Наглядные пособия:
1. Картонные кубики в собранном виде — 61 штука.
2. Таблицы с графическими знаками, буквами и слогами — 6 штук.
3. Большие настенные картонные таблицы — 4 штуки.
4. Карточки силуэтные методики Зайцева -81 шт.
Учебно-методическое планирование образовательной деятельности
Группа 4-5 года.
№ занятия | Содержание занятий | Содержание занятий по формированию навыка чтения | ||
I этап – Знакомство (15 часов + 15 часов) Итого 30 часа + 2 часа инструктаж | ||||
1-2 | Вводное занятие: Правила совместной деятельности, основы работы с кубиками. | |||
3-16 | Актуализация гласных и согласных с кубиками содержательно: | Каждый кубик имеет своё имя: У, О, А, Э, Ы - большой золотой, ю-ё-я-е-и - маленький золотой. Игры, направленные на дифференциацию кубиков: -по цвету, -объёму, -звучанию. | ||
16 -32 | Продолжение повторения кубиков по цвету: По объёму; По звучанию. | Продолжение различения кубиков по цвету: золотые, железные, деревянные, бело- зелёные, один серо- коричнево-бело- зелёный, один бело- коричневый. Отслеживание глазами. Игры: «Беги, неси другой» - озвучивание, «паровозики», «башенки», «склады –растеряшки», «Фотоаппарат» | ||
II этап – Воспроизводство складов (24 часов) | ||||
1-7 | Любимые слова, составление слов | Знакомство с таблицей складов Н.А.Зайцева Попевка № 4, 5 «Как тебя зовут?» Пение «песенок» 1-7 , Методики Зайцева рис. Васнецова Игра «Где живет твоё имя?» – таблица. | ||
7-14 | Составление слов Пение табличек № 4, 5 | Пение «песенок» 7-14 , Методики Зайцева рис. Васнецова Игры «Классификация» Озвучивание больших железных кубиков. Игра: «Неси другой, большой железный». Игра «Ударение» | ||
14-24 | Согласные: ЙЛМНРВЗБДГЖФСПТКХШЦЧЩ | Пение «песенок» 14-24 , Методики Зайцева рис. Васнецова Игра «Классификация 2» Озвучивание больших деревянных и металлических кубиков. Игра: « Неси другой, большой деревянный» |
Методическое обеспечение:
Зайцев Н.А. Учебник для родителей, воспитателей, учителей. – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012.
Зайцев Н.А., Струве Г.А. Читай и пой. – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012.
Зайцев Н.А. Комплект «Кубики Зайцева». – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012.
Зайцев Н.А. Письмо, чтение, счёт. – СПб.: Лань, 1997.
Зайцев Н.А. Комплект «Складовые картинки». – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012.
Андриевская З.Н. Уроки для родителей. – М.: Аркти, 2005.
Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии по комплексному развитию дошкольников. – М.: ВАКО, 2005.
Методики Зайцева Песенки –Потешки, рис. Васнецова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/08/picture-393951-1657284552.jpg)
Занятие по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий "Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк». (Программа «Развитие речи детей 3-7 лет
Новизна: предложенные в ходе занятия формы работы уже использовались педагогами и раньше. Новизна заключается в сочетании данных форм и при...
Консультация для воспитателей ДОУ "Парциальная программа О.С. Ушаковой "Программа развития речи дошкольников"
Данная консультация содержит обзор парциальной программы О.С. Ушаковой "Программа развития речи дошкольников" и описывает: основные задачи программы, перечень учебно-методического комплекта программы ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/30/picture-886234-1485792454.jpg)
Индивидуальные маршруты развития детей с нарушениями речи по разделу программы "Развитие речи" и приложение "Игры и игровые упражнения"
Приложение к Индивидуальным маршрутам развития детей по разделу программы «Развитие речи»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/13/picture-401308-1586766678.jpg)
дидактическая игра по развитию речи "волшебные кубики"
Дидиктическую игру "Волшебные кубики" можно использовать как в образовательной деятельности по развитию речи и обучению грамоте, так и включать в свободную игровую деятельность в режимных моментах....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/25/picture-375175-1516859559.jpg)
Презентация дидактической игры по развитию речи "Сказочный кубик"
В презентации представлена авторская дидактическая игра по обучению связному рассказыванию детей младшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/09/picture-1488637-1696820464.jpg)
Технологическая карта образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы Занятие по развитию речи «Знакомство с былиной «Болезнь и исцеление Ильи Муромца» в рамках дополнительной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской
Знакомство детей с былинным жанром русского народного устного творчества в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре". Тема: "Знаком...