Программа развития речи по кубикам Зайцева
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)

Шпеннглер Любовь Станиславовна

Раннее развитие – это интенсивное развитие способностей ребёнка в раннем возрасте. По словам Л.С.Выготского «только - то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развития и ведёт развитие за собой». Многие авторы (Глен, Доман, Никитины, Н. А.Зайцев) настаивают на том, что такое раннее – не раннее, а как раз своевременное развитие.

   Зачем ребёнку читать до школы?

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

newgerb

ПРАВИТЕЛЬСТВО  САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

               КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

  Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

         ГИМНАЗИЯ №70

       Петроградского района Санкт-Петербурга

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Читай-ка»

для детей дошкольного возраста (4-5 года)

Направленность программы: социально-педагогическая

Возраст обучающихся: 3-4 года

Срок реализации программы: 1 год (56 ак.ч.)

Разработчик:

Шпеннглер Л.С., воспитатель

дошкольного отделения,

высшая кв. категория

 

Санкт-Петербург

2023 г.

Пояснительная записка

Раннее развитие – это интенсивное развитие способностей ребёнка в раннем возрасте. По словам Л.С.Выготского «только - то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развития и ведёт развитие за собой». Многие авторы (Глен, Доман, Никитины, Н. А.Зайцев) настаивают на том, что такое раннее – не раннее, а как раз своевременное развитие.

   Зачем ребёнку читать до школы?

   Преимущества:

•        На раннем этапе улучшается произношение – постоянное проговаривание слов по складам способствует тому, что речь ребёнка становится чище;

•        Обогащается словарный запас;

•        Ребёнок умеющий читать, более самостоятелен: его можно приучить к мысли, что знания он может добывать сам из книг (очень полезный навык, который хорошо бы выработать с детства);

•        Дети, которые научились читать книги рано, читают книги с большим удовольствием;

•        Раннее чтение влияет на грамотность.

•        Навык чтения, правильно сформированный в дошкольном возрасте, благотворно влияет как на становление дальнейшей учебной деятельности, так и на общее развитие личности ребёнка.  

Актуальность дополнительной образовательной программы

   Актуальность данной проблемы и повлияло на разработку программы кружка «Волшебные кубики».

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в ДОУ и стандарты...:

•        Закон Российской Федерации от «Об образовании».  

•        «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях», СанПиН 2.4.1.2660-10

 Разработанная программа кружка «Волшебные кубики» служит дополнением к программам, используемым в ДОО, направленных на развитие речи, обучение грамоте.

Предложенная программа полностью соответствует требованиям методики Н.А.Зайцева, тематическое планирование позволяет педагогу доносить материал детям в системе «от лёгкого к сложному», включая деятельность по развитию психомоторики ребёнка.

Педагогическая целесообразность

Специфика данной программы состоит в том, что она позволяет развивать

познавательные процессы у дошкольников (восприятие, внимание, воображение, память, речь и т.д.) и одновременно обучать чтению и письму.

Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Данная программа рассчитана на один год и предназначена для детей от 3 до 4 лет. Её основу составляет обучение дошкольников по методике Н.А. Зайцева. Занятия построены на совместной деятельности ребёнка и взрослого, проводится 2 раза в неделю, с группой детей, не превышающей 8-10 человек, с использованием таблиц и кубиков Н.А. Зайцева.

Цель: обучение дошкольников чтению по складам с помощью игры в кубики Н.А.Зайцева.

Задачи:

 познакомить детей с кубиками и таблицами, научить различать кубики по цвету, звучанию, величине, классифицировать их:

  • уверенно называть склады на кубиках и таблице, составлять слова;
  • легко и весело ввести ребенка в обучение чтению;
  • развивать устную речь путем пропевания складов по таблице, кубикам;
  • узнавать слоги и некоторые трёхбуквенные- четырёхбуквенные слова;
  • способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи ребёнка;
  • привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению.

Методика Зайцева построена на принципе чтения по складам. Обучение младших дошкольников чтению строится с учётом следующих принципов:

Зрительное восприятие: ребенок осматривает кубик, здесь мы видим разные цвета.

Осязание и тактильная память: от конкретного образа переход к  действию. Даем ребенку посмотреть потрогать, покрутить, поиграть, аккуратно бросить.

Слух: озвучиваем слова — поем склады и каждый кубик по-разному звучит.

Весь материал полностью систематизирован и представлен перед глазами в виде таблицы.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

По окончании обучения дети должны уметь:

1. Вид деятельности – ПИСЬМОЧТЕНИЕ – последовательное выкладывание (или показ) складов и их озвучивание.

Уметь ориентироваться в кубиках.

Легко отыскивать нужную букву.

2. Вид деятельности – ПОИСК. Этот вид деятельности можно назвать настоящим «стимулятором» для восприятия, внимания и памяти малыша. Он призван закрепить представления ребенка о видах кубиков и порядке расположения складов на кубиках и в таблицах. Поиск — основной вид деятельности на этапе усвоения и закрепления системы складов. Ребенок сможет осуществлять:

Поиск объекта (кубика, склада) по заданным свойствам:

3. Вид деятельности - ОЗВУЧИВАНИЕ или пропевание складов — ведущий вид деятельности на начальном этапе обучения чтению. Озвучивание складов проходит по кубикам и по таблицам и занимает совсем немного времени. Пропевание — прекрасная фонетическая разминка, с ее помощью «шлифуется» произношение каждого звука, тогда как в потоке обычной речи дефекты дикции малыша могут быть не слышны, не заметны. Запоминание складов через пропевание идет удивительно быстро. Это происходит за счет многократных повторений.

Ребенок умеет:

Озвучивать кубики. (Озвучить любой кубик (по своему выбору).

Озвучивать склады в последовательно или выборочно, на разные мотивы знакомых детских песенок.

4.Вид деятельности - КЛАССИФИКАЦИЯ — это распределение кубиков на отдельные группы. Ребенок умеет классифицировать:

По размеру.

По цвету.

Выбираем нужный кубик из двух-трех кубиков.

II.        Содержание программы дополнительного образования.

   Структурно занятия разделяются на несколько этапов. В зависимости от содержания занятий и форм организации образовательного процесса на различные этапы отводится определённое количество времени. На некоторых занятиях работа с кубиками и таблицами может проводится параллельно с изучением темы по окружающему миру, т.е. в течение всего занятия. При дифференциации заданий может быть использована индивидуальная или групповая форма работы с детьми по формированию и развитию навыка чтения. В таблице приведены примерные показатели использования времени на определённых этапах занятия.

Этапы

Содержание работы

Продолжительность

Работа с кубиками и таблицами по методике Н.А.Зайцева

5 мин.

Ознакомление с окружающим миром (беседа, игра, слушание художественных призведений

5 мин.

Динамическая пауза

3 мин

Развитие мелкой моторики (раскрашивание, штриховка, печатание элементов букв.)

5 мин.

Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»:

20 – 25 минут – младшая группа (4 – 5 года),

 

форма проведения

количество занятий в год

количество занятий в неделю

Обучение чтению

подгрупповая

56

2 занятия

Как известно, одним из мощнейших средств развития ребёнка является игра. По методике Н.А.Зайцева игра органично встраивается в сложный процесс овладения различными учебными умениями и навыками. При этом ребёнок играючи осваивает то, что требует большого труда в школе. Буквально с первых шагов обучения благодаря данной методике чтение превращается для детей в желанное, доставляющее радость занятие.

Организационный раздел

Материально- технические обеспечение.

 Технические средства обучения:

1.        Магнитофон.

2.        Аудиозаписи на дисках: попевки, алфавит.

3.        Аудиопособие «Читай и пой»

 Наглядные пособия:

1.        Картонные кубики в собранном виде — 61 штука.

2.        Таблицы с графическими знаками, буквами и слогами — 6 штук.

3.        Большие настенные картонные таблицы — 4 штуки.

4.         Карточки силуэтные методики Зайцева -81 шт.

Учебно-методическое планирование образовательной деятельности

Группа 4-5 года.

№ занятия

Содержание занятий

Содержание занятий по формированию навыка чтения

I этап – Знакомство (15 часов + 15 часов) Итого 30 часа + 2 часа инструктаж

1-2

Вводное занятие:

Правила совместной деятельности, основы работы с кубиками.

3-16

Актуализация гласных и согласных с кубиками содержательно:

Каждый кубик имеет своё имя:

У, О, А, Э, Ы - большой золотой,

ю-ё-я-е-и - маленький золотой.

Игры, направленные на дифференциацию кубиков:

-по цвету,

-объёму,

-звучанию.

16 -32

Продолжение повторения кубиков по цвету:

По объёму;

По звучанию.

Продолжение различения кубиков по цвету:

золотые, железные, деревянные, бело- зелёные, один серо- коричнево-бело- зелёный, один бело- коричневый. Отслеживание глазами.

Игры: «Беги, неси другой» - озвучивание, «паровозики», «башенки», «склады –растеряшки», «Фотоаппарат»

II этап – Воспроизводство складов (24 часов)

1-7

Любимые слова, составление слов

Знакомство          с        таблицей          складов Н.А.Зайцева Попевка № 4, 5

«Как тебя зовут?»

Пение       «песенок»        1-7 ,  Методики Зайцева рис. Васнецова

Игра «Где живет твоё имя?» – таблица.

7-14

Составление слов

Пение табличек № 4, 5

Пение       «песенок»        7-14 ,  Методики Зайцева рис. Васнецова

Игры «Классификация»

Озвучивание больших железных кубиков.

Игра: «Неси другой, большой железный».

Игра «Ударение»

14-24

Согласные: ЙЛМНРВЗБДГЖФСПТКХШЦЧЩ

Пение       «песенок»        14-24 ,  Методики Зайцева рис. Васнецова

 Игра «Классификация 2»

Озвучивание больших деревянных и металлических кубиков.

Игра: « Неси другой, большой деревянный»

Методическое обеспечение:

Зайцев Н.А. Учебник для родителей, воспитателей, учителей. – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012.

Зайцев Н.А., Струве Г.А. Читай и пой. – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012.

Зайцев Н.А. Комплект «Кубики Зайцева». – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012.

Зайцев Н.А. Письмо, чтение, счёт. – СПб.: Лань, 1997.

Зайцев Н.А. Комплект «Складовые картинки». – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012.

Андриевская З.Н. Уроки для родителей. – М.: Аркти, 2005.

Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии по комплексному развитию дошкольников. – М.: ВАКО, 2005.

Методики Зайцева Песенки –Потешки, рис. Васнецова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий "Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк». (Программа «Развитие речи детей 3-7 лет

Новизна: предложенные в ходе занятия формы работы уже использовались педагогами и раньше. Новизна  заключается в сочетании данных форм и при...

Консультация для воспитателей ДОУ "Парциальная программа О.С. Ушаковой "Программа развития речи дошкольников"

Данная консультация содержит обзор парциальной программы О.С. Ушаковой "Программа развития речи дошкольников" и описывает: основные задачи программы, перечень учебно-методического комплекта программы ...

Индивидуальные маршруты развития детей с нарушениями речи по разделу программы "Развитие речи" и приложение "Игры и игровые упражнения"

Приложение к Индивидуальным маршрутам  развития детей  по разделу программы «Развитие речи»...

дидактическая игра по развитию речи "волшебные кубики"

Дидиктическую игру "Волшебные кубики" можно использовать как в образовательной деятельности по развитию речи и обучению грамоте, так и включать в свободную игровую деятельность в режимных моментах....

Презентация дидактической игры по развитию речи "Сказочный кубик"

В презентации представлена авторская дидактическая игра по обучению связному рассказыванию детей младшего дошкольного возраста....

Технологическая карта образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы Занятие по развитию речи «Знакомство с былиной «Болезнь и исцеление Ильи Муромца» в рамках дополнительной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской

Знакомство детей с былинным жанром русского народного устного творчества в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре". Тема: "Знаком...