Конспект ОД по развитию речи "Пересказ рассказа Е.Чарушина "Лисята""
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
ель:обучение детей последовательному пересказу художественного произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая информация | ||
Доминирующая ОО | Образовательная область «Речевое развитие» | |
Возрастная группа | Группа общеразвивающей направленности для детей от 5 до 6лет | |
Тема занятия | Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята» | |
Цель: | обучение детей связному последовательному пересказу художес твенного произведения. | |
Задачи: | образовательные | -продолжать учить детей выразительно пере-сказывать литературный текст , используя приемы мнемотехники. - побуждать подбирать определения (прила-гате-льные) и действия (глаголы) к одушевленным существительным; - продолжать учить согласовывать прилагате-льные с существительными в роде и числе; - учить пользоваться восклицательной и вопро-сительной интонацией, - упражнять в умении громко и четко произно-сить слова, отвечать на вопросы полным предло-жением |
развивающие | - развивать связную (диалогическую и моноло-гическую) речь детей в процессе пересказа рас-сказа «Лисята» -развивать у детей слуховое внимание, -развивать конструктивные навыки, мелкую моторику, умение работать по образцу. | |
воспитательные | - воспитать умению слушать и слышать собесе-дника, -воспитывать самостоятельность, терпение и вы-держку, - воспитывать интерес к литературным произве-дениям, - воспитывать у детей любовь и бережное отноше-ние к животным. | |
Планируемые результаты: |
• Дети согласовывают прилагательные с существительными | |
Виды деятельности: | Игровая деятельность:дид\словесная игра «Один-много» Общение со взрослым: ситуативно-деловое. Общение со сверстниками: ситуативно-деловое; Речевая деятельность: слушание речи взрослого и сверстников, активная диалогическая речь. Изобразительная деятельность: продуктивная деятельность- конструирование из бумаги способом оригами по образцу «Лисята». Двигательная деятельность: физминутка, пальчиковая гимнастика,. Элементарная трудовая деятельность: ручной труд: продуктивная деятельность - конструирование из бумаги способом оригами «Лисенок». Музыкальная деятельность: слушание фоновой музыки во время продуктивной деятельности. | |
Методы: | Словесные методы: беседа, постановка проблемы с поиском путей ее решения, объяснение в продуктивной деятельности. Наглядные методы. Метод демонстрации: использование образца в продуктивной деятельности. Метод иллюстраций: использование иллюстраций в книге Практические: игровой метод (создание игровой ситуации), продуктивный метод: конструктивная деятельность способом оригами «Лисенок». Информационно-рецептивного метода: воспитатель предоставляет информацию, организуя этим действия детей. Репродуктивный метод: обучение согласно предварительно выданной инструкции и ранее полученных знаний. | |
Способы (технологии и приемы): | Здоровьесберегающая технология. Приемы: проведение пальчиковой гимнастики, физкультминутки, контроль за соблюдением осанки во время продуктивной деятельности Игровая технология. Приемы: мотивация детей на деятельность и целеполагание через создание проблемной ситуации и диалог; активизация деятельности детей путем чередования ее видов; оценка и самооценка образовательной деятельности через рефлексию. | |
Формы: | Занятие «Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята»»:психо-гимнастика, чтение, беседа, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, речевая игра «Один-много, продуктивная деятельность - конструирование из бумаги способом оригами «Лисенок». | |
Средства (организация РППС) | Демонстрационное оборудование и пособия: посылка , книга Е.Ча- рушина «Лисята», портрет автора книги Е.Чарушина. Раздаточные:квадраты оранжевого цвета размером 9*9 и простые карандаши(по количеству детей.) Аудийные: фоновая музыка Мультимедийное оборудование: телевизор | |
Интеграция образовательных областей (далее – ОО) | ОО «Физическое развитие»: физкультминутка «Мы пойдем налево», пальчиковая гимнастика «Дом», двигательная активность в ходе занятия, контроль за соблюдением осанки во время продуктивной деятельности. | |
ОО «Познавательное развитие»: познакомить детей с детским писателем Е Чарушиным и его рассказом «Лисята», воспитывать доброе отношение к животным через книгу . | ||
ОО «Речевое развитие»:
| ||
ОО «Социально – коммуникативное развитие»: формировать умение и желание активно участвовать в ходе занятия и беседы, отвечать, слушать ответы других. | ||
ОО «Художественно – эстетическое развитие»: продуктивная деятельность - конструирование из бумаги способом оригами по образцу «Лисенок», слушание фоновой музыки на занятии. | ||
Словарная работа | Возня-беспокойное, беспорядочное движение, обычно сопрово-ждаемое шумом Комод- шкаф с выдвижными ящиками для хранения белья, прина-длежностей туалета и т. п. Ловкач- предприимчивый человек, умеющий хорошо устраивать свои дела. «Таскают друг друга за шиворот»- это значит взять и схватить за загривок. | |
Предварительная работа в режимных моментах | Чтение рассказов и стихов о животных, рассматривание иллюстраций с изображением лисы и лисят, беседа о диких животных, загадывание загадок о животных. |
Ход занятия | |
Часть занятия | |
Мотивация детей на деятельность(создание проблемной ситуации) | Воспитатель собирает детей вокруг себя и предлагает поприветствовать друг друга и гостей улыбкой. Психо-гимнастика. Воспитатель: - Давайте встанем и передадим друг другу хорошее настроение «Здравствуй, солнышко родное! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, матушка-земля! Здравствуй, ты, и здравствуй ,Я! Здравствуй дружная семья!» Воспитатель заносит посылку в группу. Воспитатель - Ребята, я сегодня утро нашла посылку.Вы хотите узнать, что же в ней? (ответы детей) - Тогда давайте, скорее, откроем ее -Ребята, смотрите, что же было в этой посылке? (ответы детей) - Да ребята, это книга. А на дне коробки записка, давайте прочитаем ее: «Здравствуйте, ребята. Пишет вам Сказочник. Недавно я прочитал один интересный рассказ, который называется «Лисята». Мне он очень понравился, и я решил отправить её вам. Надеюсь, что вам она тоже понравится». |
Целеполагание (постановка детской цели) | Воспитатель:- Ребята, хотите узнать, что это за рассказ? (ответы детей) - Тогда давайте её прочитаем. Но для начала нужно вспомнить, как правильно обращаться с книгой. Кто помнит? (ответы детей) - Правильно, ребята, нужно листать страницы книги бережно, аккуратно. Нельзя кидать книгу, вырывать из рук. -Ну что, давайте начнём читать книгу, которую прислал нам Сказочник |
Совместная работа по педагога с детьми по нахождению способов деятельности для достижения детской цели
| Воспитатель:- Рассказ называется «Лисята», его написал Евгений Чарушин, вы знакомы с этим писателем? (ответы детей)(выставляет портрет писателя) - Много лет назад в старинном городе Вятке (современный г. Киров) жил мальчик Женя Чарушин. В доме у них водились кошки, собаки, козлята, утки. Он помогал лечить раненых и больных зверей, заботился о них, дружил с трёхногим псом Бобкой. Мальчик любил читать книги о путешествиях, о животных, о природе; рисовал птиц и зверей. Женя прекрасно понимал характер, настроение, повадки животных. Все знания, умения помогли ему стать художником и писателем. Он написал много рассказов о животных. А теперь давайте начнём читать рассказ о лисятах. Первичное чтения рассказа. (После чтения воспитатель показывает иллюстрации в книге) Воспитатель: -В этом рассказе ребята встречаются сложные слова.— Скажите мне, как вы понимаете слово «ловкачи»? (Быстрые, шустрые, резвые, подвижные лисята). — А еще здесь есть такое слово «комод»? Что это такое? (Это шкаф с выдвижными ящиками). Что в эти ящики обычно кладут? (Белье, вещи). — Еще одно слово «возня (возня— беспокойное, беспорядо-чное движение, обычно сопровождаемое шум). — В этом рассказе встречается интересное выражение «таскают друг друга за шиворот?» (Это значит взять и схватить за загривок, это задняя часть шеи). Воспитатель: Отлично. Мы разобрали с вами сложные слова. А сейчас я вам буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать полным предложением: Вопросы: 1. О ком говорится в этом рассказе? (ответы:в этом рассказе говорится о лисятах). 2. Как вы думаете, почему лисята поселились у охотника дома? (ответы: возможно, он принёс их из тайги, потому что животные остались без матери. Если бы охотник не взял к себе лисят, они бы погибли от голода.) 3. Как вели себя лисята в доме охотника? (Они много играли, баловались и озорничали). 4.Что лисята делали днем?(ответы :лисята днем спали..) 5.А что с ними происходило ночью?(ответы:лисята ночью играли) 4. Как играли лисята?). (ответы:лисята бегали по хозяину, лисята взбирались по занавеске, забирались на шкаф, комод, таскали друг друга за шиворот.) 5. Какие были лисята? Как их называет автор? (ответы: Шу-стрые, беспокойные, ловкачи). 6. . Какое происшествие случилось в доме охотника? (ответы: потерялись лисята, спрятались в охотничий сапог). 8. Как охотник обнаружил лисят? Чем (Ответы: сапог шевельну-лся, поднялся, свалился на бок). 9. Чем заканчивается рассказ? (ответы: Охотник вытащил лисе-нка за хвост, а другого вытряхнул из сапога). Воспитатель: -Молодцы. - А теперь ребята, давайте немного подвигаемся. Физминутка «Мы пойдем налево»под музыку Мы пойдем налево, Воспитатель:- Молодцы, отдохнули, тогда продолжаем занятие Сейчас ещё раз внимательно послушайте этот рассказ. а затем попробуем его пересказать. (повторное чтение воспитателем) - Ребята, а сейчас давайте попробуем пересказать этот рассказ сначала по частям. (Три ребенка пересказывают по частям, распределившись кто начнет, кто продолжит и кто закончит.) В: Молодцы, а теперь кто сможет пересказать весь рассказ один. Кто желает? (Слушаем 2 детей ) В: Ребята, чей пересказ вам понравился больше всего? Почему Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть .Речевое упражнение с мячом.»Один-много» Воспитатель:- Ребята я бросаю мяч, а вы мне говорите про кого я говорю, про лисенка или лисят. Например, веселый (кто?) – лисенок, смешной (кто?) – лисенок, веселые (кто?) – лисята. Воспитатель: шустрый, озорные, шаловливые, пушистый, под-вижные, резвый, сильные, рыжий, игривые, забавный,(воспитатель поочериди бросает мяч детям называя прилагательные слова шустрый-шустрые,….)Молодцы,здорово справились. |
Самостоятельная работа детей (продуктивная деяте-льность, поддержка педа-гогом детской инициативы) по апробации способов деятельности по дости-жению детской цели | Продуктивная деятельность способом оригами «лисята» Воспитатель:-Ой, ребята, наши лисята вижу загрустили. Им не хочется быть одним Давайте сделаем из бумаги для нее друзей лисичек. (показ образца лисы) ,но сначала разомнем пальчики. Пальчиковая гимнастика «Дом» На поляне дом стоит, (пальцы обеих рук делают “крышу”) Ну, а к дому путь закрыт. (руки повернуты ладонями к груди, – “ворота”) Мы ворота открываем, (средние пальцы соприкасаются, большие – вверх) В этот домик приглашаем. (ладони разворачиваются) Воспитатель раздаёт детям квадтраты из бумаги и выполняет лисят вместе с детьми за столом в определенной последовательности. Воспитатель: - Первое действие: Берем квадратный лист бумаги Воспитатель убеждается, что дети правильно понимают значение слова «горизонтально» и при необходимости поясняет действие и ждет его выполнения. Если у детей действие вызывает затруднение, то помогает сам или прибегает к помощи других детей (взаимопомощи) .- Второе действие: Берём наш квадрат за противоположные уголки и складываем его пополам Обратите внимание на то, что верхний угол листа должен полностью совпадать с нижним уг-лом листа. Воспитатель убеждается, что все дети поняли задание. Если у детей действие вызывает у детей затруднение, то помогает сам или прибегает к помощи других детей (взаимопомощи). - Третье действие: Конец треугольника загибаем к серединке противоположной стороны. Воспитатель показывает действие – дети выполняют его. Воспитатель убеждается, что все дети поняли задание. Если у детей действие вызывает у детей затруднение, то помогает сам или прибегает к помощи других детей (взаимопомощи). (Воспитатель показывает последовательность приёмов складывания фигуры, обращает внимание на аккуратность в работе с бумагой. При необходимости оказывает индивидуальную помощь.) - Вот у нас и получилась мордочка лисы. А чего же не хватает у нашей лисоньки? (Ответы детей.) – Правильно, конечно же не хватает носика и глаз. Для этого мы нарисуем их с помощьючёрного карандаша. (Воспитатель показывает последовательность приёмов складывания фигуры, обращает внимание на аккуратность в работе с бумагой. При необходимости оказывает индивидуальную помощь.) - Вот у нас и получилась мордочка лисы. А чего же не хватает у нашей лисоньки? (Ответы детей.) – Правильно, конечно же не хватает носика и глаз. Для этого мы нарисуем их с помощьючёрного карандаша. -Четвертое действие: Согнем с обеих сторон уголки к середине горизонтального сгиба Воспитатель показывает действие – дети выполняют его. Воспитатель убеждается, что все дети поняли задание. Если у детей действие вызывает у детей затруднение, то помогает сам или прибегает к помощи других детей (взаимопомощи). – Восптатель:-Вот у нас и получилась мордочка лисы. А чего же не хватает у нашей лисоньки?(Ответы детей.) – Правильно, ко-нечно же не хватает носика и глаз. Для этого мы нарисуем их с помощью чёрного карандаша.(дети рисуют мордочки) Воспитатель:-Какие замечательные друзья у нас получились для лисят. |
Рефлексия (подведение ито-гов, обсуждение результа-тов ходе достижения дет-ской цели) | Воспитатель:-Ребята вам понравился рассказ, который прислал нам сказочник?(ответы)- А как этот рассказ называется? (ответы ) -Кто автор этого рассказа? (Евгений Чарушин). -Кто главные герои этого рассказа? (Лисята и охотник). - А в следующий раз, мы познакомимся с новым рассказом Е. Чарушина(Воспитатель хвалит детей ) Воспитатель:-Вы ребята, сегодня постарались и у вас все получилось. |
Дальнейшая разработка темы | Чтение рассказов о животных Е.Чарушина. .Мини-выставка книг о животных. |
Длительность занятия | 25 минут. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи "Рассказ про животных" для старшей группы
Цель: создание условий для формирования умения у детей составлять описательные рассказы о животных, используя мнемотаблицу.Образовательные задачи:- способствовать формированию у детей навыка использов...

Конспект НОД по развитию речи «Рассказ о животных»
Тема НОД «Рассказ о животных» Цель: Формировать умение составлять сюжетный рассказ по сюжетным картинкам.Программные задачи Образовательные: -упражнять детей в составлении ...

конспект НОД по развитию речи "Рассказ по картине "Ежи""
конспект ОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста, целью которой является формирование умения рассматривать картину и рассуждать над ее содержанием, озаглавить картину...

Конспект ОД "Речевое развитие". «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята».
Развивать умение детей связанному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде мнемосхем, отображающих последовательность событий....

Конспект занятия по развитию речи «Рассказ по картине с импровизацией сервировки стола «Пообедаем вместе»»
Конспект занятия поможет воспитателю, учителю-логопеду ДОу в игровой форме закрепить и обогатить знания по лексической теме "Посуда. Сервировка стола. Правила этикета при приеме пищи"....

Конспект по речевому развитию «Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания» для подготовительной группы.
laquo;Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания» для подготовительной группы. Задачи:- Формировать навык составления рассказа по плану, грамматически правильно оформлять выск...

Конспект НОД «Речевое развитие». Составление рассказа «Три весны».
Конспект НОД «Речевое развитие». Составление рассказа «Три весны»....