Приёмы формирования читательской грамотности у дошкольников
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Иванова Маргарита Анатольевна
Основы читательской грамотности закладываются тогда когда ребёнок сам не умеет читать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы формирования читательской грамотности у дошкольников.

  «Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Проблемы грамотности, образования, культуры, чтения являются особенно значимыми в наши дни и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации.

  Компоненты читательской грамотности: нахождение и извлечение информации,

- интегрирование и интерпретирование информации,

- осмысление и оценивание информации,

то есть  способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. Те сведения, которые человек получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.

 Современные исследования данной проблемы приходят к выводу, что при формировании читательской грамотности у дошкольников целесообразно использовать технологии критического мышления.

Давайте рассмотрим алгоритм формирования читательской грамотности у дошкольников.

Основы читательской грамотности закладываются тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать. В этом случае его называют грамотным слушателем (пассивным читателем, это пора воспитания в малыше слушателя.)

Среди множества методов и приемов формирования читательской грамотности дошкольников, можно выделить наиболее распространенные:

 -чтение педагогом по книге или наизусть, при котором происходит дословная передача текста;

- прослушивание записей народного творчества и просмотр видеоматериалов;

 -беседа по прочитанному, которая способствует более глубокому восприятию литературного текста детьми, выражению своего отношения к услышанному;

 -чтение с продолжением, развивающее у детей устойчивый интерес к книге, вызывающее радость от встречи с полюбившимися героями;

 -разучивание стихотворений;

 -чтение и рассказывание с использованием наглядного материала;

 -проектная деятельность (изготовление книжек-самоделок с рисунками о произведениях, создание тематических журналов и детских энциклопедий на основе знакомства с литературными произведениями, в ходе которой совершенствуются умения детей отражать результаты восприятия произведений в разных видах художественно-речевой и изобразительной деятельности;

-самостоятельное обсуждение прочитанного, в ходе которого дети могут делиться своими впечатлениями.

-Литературные праздники «День библиотек»

-Ознакомление с творчеством писателей и поэтов, художников- иллюстраторов чувашских (татарских,  мордовских) детских книг.

 Во время формирования базовых навыков читательской грамотности, у дошкольников гораздо легче выработать стратегию верного понимания и использования текстов, так как дети гораздо обширнее видят текст. Формированию читательской грамотности в дошкольном возрасте развивают с помощью различных заданий, которые стимулируют формирование у детей  критического мышления. Сегодня, я хочу вам предложить некоторые приемы, которые помогут воспитателям развить у своих подопечных навыки внимательного и критичного осмысления текста, предмета, информации.

Прием «Кластер». Кластер пришел к нам из информационных технологий и обозначает объединение нескольких однородных элементов, которые могут рассматриваться как самостоятельные единицы, обладающие определенными свойствами Метод кластера позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Данный метод универсален, так как помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить.  Он может применяться на этапе вхождения или погружения в тему для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания.

Суть метода заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении в определённом порядке схемы.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Последовательность действий при составлении кластера:

1 этап – посередине чистого листа  пишется ключевое слово, которое является «сердцем» идеи, темы.

2 этап  – вокруг слова записываются все то, что вспомнилось им по поводу данной темы – выражающие идеи, факты, образы («мозговой штурм», подходящие для данной темы (модель «хаос»)

3 этап – осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).

4 этап – по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

Синквейн

Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк, которые строятся по определенным правилам». В педагогической практике основной акцент делается на содержание и на принципы построения каждой из строк.

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как  увлекательная игра – ведь сочинять весело, полезно и легко. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.

Самое главное: Синквейн – получается у всех!

Когда же начинать знакомство с этим приемом? С детьми старшего возраста.

Правила построения синквейна

1 строчка (Кто? Что?) - существительное - одно ключевое слово,.

2 строчка (Какой? Какая? Какое?) - два прилагательных, характеризующих первую строчку;

3 строчка (Что делает?) – три глагола, обозначающих действие, относящееся к теме;

4 строчка - предложение, показывающее отношение автора к теме;

5 строчка – одно слово (существительное) или словосочетание –ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке

 Примеры синквей:

Бабушка

Заботливая, ласковая.

Жалеет, нянчит, присматривает.

У бабушки самые вкусные пирожки. Семья.

Вишня Ароматная, сладкая.

Цветет, пахнет, зреет.

Обожаю вишневое варенье.

Лето.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы формирования читательского интереса у дошкольников.

Известны определенные методы и приемы, способствующие формированию у детей читательского интереса:...

Методы и приёмы формирования читательского интереса у дошкольников.

Известны определенные методы и приемы, способствующие формированию у детей читательского интереса:...

Консультация для родителей "Формирование читательской грамотности у дошкольников"

quot;Формирование читательской грамотности у дошкольников"...

«Формирование читательской грамотности старших дошкольников»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Полтавский детский сад «Родничок»...

Проект: «Формирование читательской грамотности старших дошкольников через использование флипбук «FLIPBOOK»»

Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, у него формируется интерес к книге, закла...

Система работы по формированию читательской грамотности у дошкольников

Ориентируясь на вызов времени следующее выбранное нашим ДОУ направление деятельности – формирование читательской грамотности. Современные исследования свидетельствуют о том, что это са...

Формирование читательской грамотности у дошкольников.

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятел...