Отчет по самообразованию "Приемы формирования и активизации словаря детей 2 младшей группы"
материал по развитию речи (младшая группа)
материал для отчета по самообразованию работникам ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь- это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Речь ребенка является ключевым моментом в его развитии.
В своей работе я использую следующие методы и приёмы формирования и активизации словаря детей:
- словесный (указания, объяснения, просьбы);
- наглядный (образец, показ предметов, действий);
- игровой (игры: дидактические, настольно-печатные, пальчиковые, подвижные упражнения).
В период с сентября по январь месяц оформила и пополнила центр развития речи дидактическими играми и пособиями, поплнила картотеку словесных и речевых игр. скороговорок, чистоговорок, картотеку сюжетных картинок.
Использую в своей работе следующие приемы формирования и активизации речи у детей своей 2 младшей группы:
Словесный
–прием используется повсеместно, на прогулках, на занятиях, в проведении режимных моментов.
Игровой
Дидактические игры
Дидактические игры-используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Словарные дидактические игры и упражнения
-помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Цель:
Создать условия для развития речи детей старшего дошкольного возраста через различные формы работы с детьми: дидактические игры и упражнения, словесные игры , чтение произведений художественной литературы, пересказ по опорным картинкам и рассказывание.
Задачи:
-Совершенствование диалогической и монологической форм речи (диалог, пересказ, рассказ соответственно плану, рассказ из личного опыта, сочинение несложных загадок, рассказов).
-Знакомить и учить образовывать однокоренные слова, составлять простые предложения.
-Развивать у детей звуковую и интонационную культуру речи, совершенствовать фонематический слух (учить использовать слова с заданным звуком, находить слова с этим звуком в предложении и тексте, определять место звука в слове
-Развивать эмоциональную отзывчивость детей через дидактические игры, упражнения и чтение художественной литературы
-Активизировать словарь детей: обогащение, эмоционально-оценочная лексика, развитие интереса к смыслу слова, использование различных частей речи.
-Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения;
-Поощрять желание детей слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз
-Воспитывать любовь к книге, интерес к прочитанному произведению.
Форма проведения дидактических игр и упражнений: комбинированная (индивидуальная и подгрупповая работа), самостоятельная и практическая.
Дидактические игры и упражнения:
«Что где растет?» Закрепить знания детей об овощах и фруктах, местах их произрастания, активизировать в речи соответствующие понятия, учить правильно использовать предлоги, рассказывая о том, где растут овощи и фрукты («на огороде», «в саду»).
«Назови одним словом». Закрепить использование в речи детей обобщающих слов: «овощи», «фрукты», «ягоды», «цветы», «деревья».
«Зоологическое лото». Закрепить названия животных и их детенышей, учить детей правильно произносить соответствующие слова в различных формах и словосочетаниях.
«Магазин». Актуализация и систематизация знаний детей о материалах, из которых сделаны различные предметы, активизация словаря, развитие мышления .Учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый), активизировать употребление слов противоположного значения антонимов (глубокая – мелкая, большой – маленький, высокий – низкий), многозначных слов; закреплять умение классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный)..
«Вчера, сегодня, завтра». Закрепить у детей временные представления, учить понимать слова «вчера», «сегодня», «завтра».
Игра «Удивительные рассказы» (рассказы детей из личного опыта -впечатления о летних отпусках по фотографиям)
«Четвертый лишний»-найти слово, не связанное по смыслу с другими тремя словами, , «Скажи наоборот»- подбор антонимов, «Подбери слово»- подбор слов характеризующих или называющих предмет, «Большой, маленький»- уметь определять размер называемого предмета.
Обучение детей пересказу по опорным картинкам (3-4 лет) из серии «Активное развитие речи» А. Артюшина
Учить детей пересказу с опорой на картинки. Развивать связную речь.
Кроме дидактических игр, направленных на развитие связной речи, использовала в работе приемы для правильного произношения звуков:
Заучивание чистоговорок на закрепление проговаривания звуков (с-з, с-ц) Уточнить и закрепить правильное произношение этих звуков, учить дифференцировать эти звуки на слух и в собственной речи, отчетливо произносить слова и фразы с этими звуками; произносить фразы в различном темпе (умеренно, быстро, медленно), с разной силой голоса (громко, тихо, шепотом)
Логопедические картинки Сачковой Е.К.-занятия с которыми помогают детям быстрее освоить произношение трудных звуков, потренируют память, внимание и мышление.
Заучивание стихов и песен
В группе провели конкурс чтецов «Новогодние стихи», в котором дети проявили свои творческие способности, преодолевали стеснение и страх, учились эмоционально рассказывать небольшие стихотворения, посвященные зиме и новогоднему празднику. Лучшие чтецы, выступали на новогоднем празднике.
Пальчиковые игры и игры с массажными мячиками
Выучили и регулярно проводим игры из картотеки пальчиковых игр «Варежка», «Ежики», «Апельсин» и т.д.
Наглядный
Театрализованные игры-настольный театр, театр бибабо.
Игры обогащают новыми впечатлениями, знаниями, развивают интерес к литературе, активизирует словарь, способствует их нравственно-эстетическому воспитанию.
Детям были представлены постановки знакомых сказок «Волк и семеро козлят», «Репка», «Колобок». Дети помогали строить сюжет, выбирать актеров, озвучивать некоторых персонажей.
Работа с родителями
Консультация «Уровень развития речи детей 4-5 лет»
Памятка для родителей «Рекомендуемая литература для чтения родителями детям 3-4 лет»
Памятка «Условия для успешного речевого развития»
Папка-передвижка «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста»
Оформление и пополнение центра развития речи дидактическими играми и пособиями.
Индивидуальные беседы и консультации с родителями «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/08/picture-890273-1567974667.jpg)
План работы по самообразованию «Активизация словаря детей младшей группы»
План по самообразованию в младшей группе...
Самообразование " Активизация словаря детей младшей группы"
: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов в работе по речевому развитию детей....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/28/picture-1209585-1614509611.jpg)
Доклад на секционную часть Августовского совещания педагогов дошкольного образования Барун-Хемчикского кожууна (КМО воспитателей групп раннего возраста) на тему: «Активизация словаря детей младшей возрастной группы»
Цель: формировать полноценный лексический запас, соответствующий возрастным особенностям детей; побуждать использовать в своей речи накопленные лексические средства; стимулировать к использованию разв...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/22/picture-1437097-1669131531.jpg)
Активизация словаря детей младшей группы
Способы ,методы и пиемы активизации речи детей младшей группы...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/20/picture-1422138-1729427273.jpg)
конспект дидактической игры по формированию и активизации словаря детей старшей группы
Тема: Дидактическая игра «Магазин игрушек».Цель: Демонстрация умения понимать описательную речь педагога, самостоятельно описывать игрушки.Задачи:1. Правильно называть предметы и узнавать ...
Отчет по самообразованию на тему «Активизация словаря детей 4 -5 лет через русские народные сказки»
Актуальность данной темы заключается в том, что овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рожд...
отчет по самообразованию на тему " Активизация словаря детей 5-6 лет через русские народные сказки»
Актуальность данной темы заключается в том, что овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рожд...