Отчет по самообразованию "Приемы формирования и активизации словаря детей 2 младшей группы"
материал по развитию речи (младшая группа)

Ханмурзаева Абидат Камильевна

материал для отчета по самообразованию работникам ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_18.01.25.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь- это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Речь ребенка является ключевым моментом в его развитии. 

В своей работе я использую следующие методы и приёмы формирования и активизации словаря детей:

-  словесный (указания, объяснения, просьбы);

-  наглядный (образец, показ предметов, действий);

-  игровой (игры: дидактические, настольно-печатные, пальчиковые, подвижные упражнения).

 В период с сентября по январь месяц оформила и пополнила центр развития речи дидактическими играми и пособиями, поплнила картотеку словесных и речевых игр.  скороговорок, чистоговорок, картотеку сюжетных картинок.

Использую в своей работе следующие приемы формирования и активизации речи у детей своей 2 младшей группы:

Словесный

–прием используется повсеместно, на прогулках, на занятиях, в проведении режимных моментов.

Игровой

Дидактические игры 

 Дидактические игры-используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Словарные дидактические игры и упражнения 

-помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Цель: 

Создать условия для развития речи детей старшего дошкольного возраста через различные формы работы с детьми: дидактические игры и упражнения, словесные игры , чтение произведений художественной литературы, пересказ по опорным картинкам и рассказывание.

Задачи:

-Совершенствование диалогической и монологической форм речи (диалог, пересказ, рассказ соответственно плану, рассказ из личного опыта, сочинение несложных загадок, рассказов).

-Знакомить и учить образовывать однокоренные слова, составлять простые  предложения.

-Развивать у детей звуковую и интонационную культуру речи, совершенствовать фонематический слух (учить использовать слова с заданным звуком, находить слова с этим звуком в предложении и тексте, определять место звука в слове

-Развивать эмоциональную отзывчивость детей через дидактические игры, упражнения и чтение художественной литературы

-Активизировать словарь детей: обогащение, эмоционально-оценочная лексика, развитие интереса к смыслу слова, использование различных частей речи.

-Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения;

-Поощрять желание детей слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз

-Воспитывать любовь к книге, интерес к прочитанному произведению.

Форма проведения дидактических игр и упражнений: комбинированная (индивидуальная и подгрупповая работа), самостоятельная и практическая.

Дидактические игры и упражнения:

«Что где растет?» Закрепить знания детей об овощах и фруктах, местах их произрастания, активизировать в речи соответствующие понятия, учить правильно использовать предлоги, рассказывая о том, где растут овощи и фрукты («на огороде», «в саду»).

 «Назови одним словом». Закрепить использование в речи детей обобщающих слов: «овощи», «фрукты», «ягоды», «цветы», «деревья».

«Зоологическое лото». Закрепить названия животных и их детенышей, учить детей правильно произносить соответствующие слова в различных формах и словосочетаниях.

«Магазин».  Актуализация и систематизация знаний детей о материалах,  из которых сделаны различные предметы, активизация словаря, развитие мышления .Учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический,  пластмассовый), активизировать употребление слов противоположного значения  антонимов (глубокая – мелкая, большой – маленький, высокий – низкий), многозначных слов; закреплять умение классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный)..

«Вчера, сегодня, завтра». Закрепить у детей временные представления, учить понимать слова «вчера», «сегодня», «завтра».

Игра «Удивительные рассказы» (рассказы детей из личного опыта -впечатления о летних отпусках по фотографиям) 

«Четвертый лишний»-найти слово, не связанное по смыслу с другими тремя словами, , «Скажи наоборот»- подбор антонимов, «Подбери слово»- подбор слов характеризующих или называющих предмет, «Большой, маленький»- уметь определять размер называемого предмета.

Обучение детей пересказу по опорным картинкам (3-4 лет) из серии «Активное развитие речи» А. Артюшина

Учить детей пересказу с опорой на картинки. Развивать связную речь.

 Кроме дидактических игр, направленных на развитие связной речи, использовала в работе приемы для правильного произношения звуков:

Заучивание чистоговорок  на  закрепление проговаривания звуков (с-з, с-ц) Уточнить и закрепить правильное произношение этих звуков,  учить дифференцировать эти звуки на слух и в собственной речи, отчетливо произносить слова и фразы с этими звуками; произносить фразы в различном темпе (умеренно, быстро, медленно), с разной силой голоса (громко, тихо, шепотом)

Логопедические картинки Сачковой Е.К.-занятия с которыми помогают детям быстрее освоить произношение трудных звуков, потренируют память, внимание и мышление.

       Заучивание стихов и песен

 В группе провели конкурс чтецов «Новогодние стихи», в котором дети проявили свои творческие способности, преодолевали стеснение и страх, учились эмоционально рассказывать небольшие стихотворения, посвященные зиме и  новогоднему празднику. Лучшие чтецы, выступали на новогоднем празднике.

       Пальчиковые игры и игры с массажными мячиками

Выучили и регулярно проводим игры из картотеки пальчиковых игр «Варежка», «Ежики», «Апельсин» и т.д.

Наглядный

      Театрализованные игры-настольный театр, театр бибабо.

Игры обогащают новыми впечатлениями, знаниями, развивают интерес к литературе, активизирует словарь, способствует их нравственно-эстетическому воспитанию.

Детям были представлены постановки знакомых сказок «Волк и семеро козлят», «Репка», «Колобок». Дети помогали строить сюжет, выбирать актеров, озвучивать некоторых персонажей.

Работа с родителями

 

Консультация «Уровень развития речи детей 4-5 лет»

Памятка для родителей «Рекомендуемая литература для чтения родителями детям 3-4 лет»

Памятка «Условия для успешного речевого развития»

Папка-передвижка «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста»

Оформление и пополнение центра развития речи дидактическими играми и пособиями.

Индивидуальные беседы и консультации с родителями «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование " Активизация словаря детей младшей группы"

: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов  в работе по речевому развитию детей....

Доклад на секционную часть Августовского совещания педагогов дошкольного образования Барун-Хемчикского кожууна (КМО воспитателей групп раннего возраста) на тему: «Активизация словаря детей младшей возрастной группы»

Цель: формировать полноценный лексический запас, соответствующий возрастным особенностям детей; побуждать использовать в своей речи накопленные лексические средства; стимулировать к использованию разв...

Активизация словаря детей младшей группы

Способы ,методы и пиемы активизации речи детей младшей группы...

конспект дидактической игры по формированию и активизации словаря детей старшей группы

Тема: Дидактическая игра «Магазин игрушек».Цель: Демонстрация умения понимать описательную речь педагога, самостоятельно описывать игрушки.Задачи:1. Правильно называть предметы и узнавать ...

Отчет по самообразованию на тему «Активизация словаря детей 4 -5 лет через русские народные сказки»

Актуальность данной темы заключается в том, что овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рожд...

отчет по самообразованию на тему " Активизация словаря детей 5-6 лет через русские народные сказки»

Актуальность данной темы заключается в том, что овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рожд...