Конспект проведения мастер- класса для педагогов ДОУ на тему "Использование приема мнемотехники для развития связной речи
консультация по развитию речи (старшая группа)

Знакомство  педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master_klassa_potolashko_a.v.docx17.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект мастер - класса для педагогов ДОУ на тему «Использование приема мнемотехники для развития связной речи». Подготовила и провела воспитатель: Потолашко Анна Владимировна. МДОУ «Д/с  №8«Сказка» города Южноуральска Челябинской области.

Цель: Познакомить  педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.

Задачи:

-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;

- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при заучивании текста.

Ход мастер-класса.

Девиз сегодняшнего мастер-класса звучит так:

Послушай - ты узнаешь!

Посмотри - ты поймешь!

Сделай - ты научишься!

На сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Мнемотехника, как и любая работа, строится от простого к сложному. Начинала я работу с простейших мнемоквадратов (для детей 3-4 лет),последовательно перешла к мнемодорожкам (для детей 4-5 лет),а в старшей группе перешла к мнемотаблицам.

      Мнемоквадрат - это отдельная карточка с изображением предмета, действия или другого символа. Сначала я проводила работу над словом. Например, для слова «мальчик» предложила детям его символическое обозначение. Дети постепенно поняли, что значит «зашифровать» слово.

     Мнемодорожка - это последовательное изображение нескольких квадратов с символами, т.е. вместе с детьми мы поэтапно кодировали сочетания слов. У детей шло запоминание и воспроизведение предложений.

      Мнемотаблица - это схема, состоящая из нескольких квадратов, в которую заложена определённая информация.

Цвет предметов в мнемотаблицах может быть различным - в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Для детей 3-5 лет я давала цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, лисичка- оранжевая, небо – синее, елочка – зелёная.  Для детей старшей группы я подготовила чёрно-белые мнемотаблицы.
В качестве символов-заместителей используются:

- предметные картинки,

- силуэтные изображения,

- геометрические фигуры.

Мнемотаблицы я использую для:

• обогащения словарного запаса;

• при обучении составлению рассказов;

• при пересказах художественной литературы

• при отгадывании и загадывании загадок;

• при заучивании стихов.

Самое главное правило работы с мнемотаблицей – это передавать условно-наглядную схему так, чтобы нарисованное было понятным.
                      Этапы работы с  
мнемотаблицей :

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов  слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах с моей  помощью, в старших – дети должны уметь самостоятельно.
А сейчас мы приступим к следующему заданию, делимся на 3 
группы:

Задание для 1 группы: нарисовать графически схему к стихотворению-

Много игрушек в нашем саду

Наши игрушки стоят на виду

Кот в сапогах, длинноухие зайки,

Куклы нарядные в платьях сидят,

И барабаны и балалайки,

Куклы на мишек и зайцев глядят

Мы наши игрушки не бьем, не ломаем

Их у друзей не отнимаем.

Задание для 2 группы: отгадать сказку по мнемотаблице, а потом ее рассказать.

Задание для 3 группы: игра «Перепутанные карточки»- вам нужно отобрать и и составить из карточек мнемотаблицы по описанию времен года.

Демонстрация выполненного материала.

Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений, составления рассказов, пересказов сказок более простым, интересным, творческим.

Мнемотехника

- сокращает время запоминания;

развивает основные психические процессы;

развивает умение перекодировать информацию;

- устанавливает причинно-следственные связи;

- помогает делать выводы и систематизировать материал.

Желаю вам успехов и творчества в вашей работе с детьми! А в заключении прошу выразить свое мнение о сегодняшнем мероприятии в мнемодорожке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов на тему: "Использование интегрированных занятий по развитию связной речи с детьми старшего возраста"

Развитие связной речи у старших дошкольников оказывает огромное влияние на успешность обучения в школе. Интегриированные занятия позволяют ребенку реализовтаь свои творческие возможности.....

Мастер-класс для педагогов: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников"

Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного в...

Мастер-класс для родителей на тему: "Использование приема мнемотехники для развития связной речи"

Цель: ознакомление родителей с методикой.Задачи: дать понятие мнемотехники,вовлечь в процесс, познакомить с этапами работ, дать рекомендации родителям.Оборудование: проектор, презентация.Ход мас...

Мастер- класс для родителей на тему: «Использование приема мнемотехники для развития связной речи».

Цель: ознакомление родителей с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.Задачи:-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, эт...

Мастер-класс для педагогов «Кубики историй» или «сторителлинг» как средство развития связной речи у старших дошкольников

Знакомство педагогов с техникой «сторителлинг» и игровыми пособиями «Кубики историй»...