Конспект проведения мастер- класса для педагогов ДОУ на тему "Использование приема мнемотехники для развития связной речи
консультация по развитию речи (старшая группа)
Знакомство педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_master_klassa_potolashko_a.v.docx | 17.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект мастер - класса для педагогов ДОУ на тему «Использование приема мнемотехники для развития связной речи». Подготовила и провела воспитатель: Потолашко Анна Владимировна. МДОУ «Д/с №8«Сказка» города Южноуральска Челябинской области.
Цель: Познакомить педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.
Задачи:
-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;
- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при заучивании текста.
Ход мастер-класса.
Девиз сегодняшнего мастер-класса звучит так:
Послушай - ты узнаешь!
Посмотри - ты поймешь!
Сделай - ты научишься!
На сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Мнемотехника, как и любая работа, строится от простого к сложному. Начинала я работу с простейших мнемоквадратов (для детей 3-4 лет),последовательно перешла к мнемодорожкам (для детей 4-5 лет),а в старшей группе перешла к мнемотаблицам.
Мнемоквадрат - это отдельная карточка с изображением предмета, действия или другого символа. Сначала я проводила работу над словом. Например, для слова «мальчик» предложила детям его символическое обозначение. Дети постепенно поняли, что значит «зашифровать» слово.
Мнемодорожка - это последовательное изображение нескольких квадратов с символами, т.е. вместе с детьми мы поэтапно кодировали сочетания слов. У детей шло запоминание и воспроизведение предложений.
Мнемотаблица - это схема, состоящая из нескольких квадратов, в которую заложена определённая информация.
Цвет предметов в мнемотаблицах может быть различным - в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Для детей 3-5 лет я давала цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, лисичка- оранжевая, небо – синее, елочка – зелёная. Для детей старшей группы я подготовила чёрно-белые мнемотаблицы.
В качестве символов-заместителей используются:
- предметные картинки,
- силуэтные изображения,
- геометрические фигуры.
Мнемотаблицы я использую для:
• обогащения словарного запаса;
• при обучении составлению рассказов;
• при пересказах художественной литературы
• при отгадывании и загадывании загадок;
• при заучивании стихов.
Самое главное правило работы с мнемотаблицей – это передавать условно-наглядную схему так, чтобы нарисованное было понятным.
Этапы работы с мнемотаблицей :
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах с моей помощью, в старших – дети должны уметь самостоятельно.
А сейчас мы приступим к следующему заданию, делимся на 3 группы:
Задание для 1 группы: нарисовать графически схему к стихотворению-
Много игрушек в нашем саду
Наши игрушки стоят на виду
Кот в сапогах, длинноухие зайки,
Куклы нарядные в платьях сидят,
И барабаны и балалайки,
Куклы на мишек и зайцев глядят
Мы наши игрушки не бьем, не ломаем
Их у друзей не отнимаем.
Задание для 2 группы: отгадать сказку по мнемотаблице, а потом ее рассказать.
Задание для 3 группы: игра «Перепутанные карточки»- вам нужно отобрать и и составить из карточек мнемотаблицы по описанию времен года.
Демонстрация выполненного материала.
Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений, составления рассказов, пересказов сказок более простым, интересным, творческим.
Мнемотехника
- сокращает время запоминания;
- развивает основные психические процессы;
- развивает умение перекодировать информацию;
- устанавливает причинно-следственные связи;
- помогает делать выводы и систематизировать материал.
Желаю вам успехов и творчества в вашей работе с детьми! А в заключении прошу выразить свое мнение о сегодняшнем мероприятии в мнемодорожке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов на тему: "Использование интегрированных занятий по развитию связной речи с детьми старшего возраста"
Развитие связной речи у старших дошкольников оказывает огромное влияние на успешность обучения в школе. Интегриированные занятия позволяют ребенку реализовтаь свои творческие возможности.....
Мастер-класс для педагогов: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников"
Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного в...
Конспект мастер-класса для родителей на тему: "Использование приема мнемотехники для развития связной речи"
Что такое мнемотехника,цели,этапы...
Мастер-класс для родителей на тему: "Использование приема мнемотехники для развития связной речи"
Цель: ознакомление родителей с методикой.Задачи: дать понятие мнемотехники,вовлечь в процесс, познакомить с этапами работ, дать рекомендации родителям.Оборудование: проектор, презентация.Ход мас...
Мастер - класс для педагогов " Использование схем и знаковых моделей в развитии связной речи дошкольников".
Мастер- класс для педагогов...
Мастер- класс для родителей на тему: «Использование приема мнемотехники для развития связной речи».
Цель: ознакомление родителей с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.Задачи:-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, эт...
Мастер-класс для педагогов «Кубики историй» или «сторителлинг» как средство развития связной речи у старших дошкольников
Знакомство педагогов с техникой «сторителлинг» и игровыми пособиями «Кубики историй»...