Мастер-класс для родителей на тему: "Использование приема мнемотехники для развития связной речи"
учебно-методический материал (средняя группа)
Цель: ознакомление родителей с методикой.
Задачи: дать понятие мнемотехники,вовлечь в процесс, познакомить с этапами работ, дать рекомендации родителям.
Оборудование: проектор, презентация.
Ход мастер-класса.
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на сегодняшнем мастер-классе, в ходе которого вы познакомитесь с такими понятиями, как "Мнемотехника", "Мнемоквадрат", "Мнемодорожка",
"Мнемотаблица", а так же узнаете, как и для чего можно использовать мнемотаблицы в домашних условиях.
Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютерами и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие
речи становится все более актуальной проблемой.
Вы, наверное замечали, что не все стихи быстро запоминаются детьми, путаются строчки. В то же время ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого
мультфильма. В чем причина?
Дело в том, что пером случае , при разучивании стихотворения, требуется произвольные запоминание ( когда мы запоминаем что то специально , это требует волевых усилий), а во втором действует
непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка. Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга , сопровождающиеся музыкой не требует усилий для запоминания.
Одни дети лучше запоминают слова (развита слуховая память - музыкальные , речевые звуки), а другие - зрительные образы( развита зрительная память).
Ассоциативна память - память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой ассоциативно.
А что такое ассоциация? Это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечет за собой появление другого. Например, мы чувствуем запах пирога и вспоминаем старый деревенский дом, в
котором провели свое детство. Или кто-то говорит нам "лес", и в нашем сознании всплывает образ ели.
Поскольку мы с вами определили , что память бывает разная , и она влияет на то, как развивается мышление ребёнка и его речь , то нам необходимо найти такие приемы , которые бы развивали детскую память в
целом. Такие приемы есть. Одним из них является мнемотехники.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Цель обучение мнемотехники - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Мнемотехника особенно эффективна при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка; таким, образом , все стихотворение
зарисовывается схематически(кодируется).После чего ребенок памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.(Показ мемоквадратов на стихотворение "Подарки осени")
На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему), а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают схемы.
Мнемотехника, как и любая работа , строится от простого к сложному. Мнемоквадрат - мнемодорожка - мнемотаблица.
В качестве символов - заместителей используются:
- предметные картинки,
- силуэтные изображения,
- геометрические фигуры.
Самое главное правило работы с мнемотаблицей - это передавать условно - наглядную схему так , чтобы нарисованное было понятным .
Этапы работы с мнемотаблицей:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации.
3 этап: Пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах с моей помощью , в старших - дети должны уметь самостоятельно.
Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем
продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.
Уверенна, что вы согласитесь со мной, если я скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше , потому что закрепляется не только слово, но и образ, и движение руки( так же, как вы сами писали шпаргалку ).Верно?
Как еще можно использовать мнемотаблицы, занимаясь с ребенком дома?
Варианты игр с мнемотаблицами:
1. Восстановить последовательность картинок по памяти.
2. Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме.
3. Определять, где должна находиться "выпавшая" картинка среди других.
4. Найти лишнюю картинку.
5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста.
6. "Распутать" два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы).
7. Игра "Не зевай", нужную картинку подумай". Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.
Таким образом, вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка.
А сейчас мы приступаем к практической части нашего мероприятия.
Задание №1: нарисовать графически схему к стихотворению: А.Плещеев "Осень"
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..
Задание №2 отгадать сказки по мнемотаблицам, а потом одну из них рассказать.( Мнемотаблицы в разобранном виде).
Задание №3 игра "Не зевай - нужную картинку понимай" - читаются отрывки из описаний времен года, нужно поднять соответствующих мнемоквадрат.
- к югу потянулись птицы....
- ветер дует все сильнее...
- ярко светит солнышко...
- погода стоит морозная...
- часто моросит дождь...
- под ногами слышен шелест листьев....
Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений, составления рассказов ,пересказов сказок более простым, интересным ,творческим.
Мнемотехника
- сокращает время запоминания
- развивает основные психические процессы
- развивает умение перекодировать информацию
- устанавливает причинно - следственные связи
- помогает делать выводы и систематизировать материал
Обращаю ваше внимание на то, что при регулярном использовании такого способа запоминания текста, у детей вырабатывается хорошая привычка перекодировать образы в рисунки. Например, дерево ,и наоборот, к
когда он смотрит на таблиц, то на увиденный рисунок у нег возникает ассоциация со словом "дерево".
Как вы думаете, этот приём им пригодится в жизни? а конкретно где? Действительно ,это, в дальнейшем, поможет учиться в школе: при написание изложений и диктантов, при составлении и решении задач . Этот
причём запоминания может пригодиться не только детям, но и вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!
Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала сегодня, вам пригодится и так же понравится вашим детям. Их можно использовать в домашней игротеке. Это очень интересно и увлекательно.
- Уважаемые родители, я предлагаю вам дома совместно с ребенком нарисовать мнемотатаблицу к заучиваемому стихотворению или прочитанной сказке. С вашей помощью мы соберем папку мнемотаблиц, которая пригодится нам для развития речи детей.
Желаю вам успехов и творчества в вашей работе с детьми! А в заключении прошу выразить свое мнение о сегодняшнем мероприятии в мнемодорожке. Давайте ее вместе составим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_3.docx | 14.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: ознакомление родителей с методикой.
Задачи: дать понятие мнемотехники,вовлечь в процесс, познакомить с этапами работ, дать рекомендации родителям.
Оборудование: проектор, презентация.
Ход мастер-класса.
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на сегодняшнем мастер-классе, в ходе которого вы познакомитесь с такими понятиями, как "Мнемотехника", "Мнемоквадрат", "Мнемодорожка",
"Мнемотаблица", а так же узнаете, как и для чего можно использовать мнемотаблицы в домашних условиях.
Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютерами и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие
речи становится все более актуальной проблемой.
Вы, наверное замечали, что не все стихи быстро запоминаются детьми, путаются строчки. В то же время ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого
мультфильма. В чем причина?
Дело в том, что пером случае , при разучивании стихотворения, требуется произвольные запоминание ( когда мы запоминаем что то специально , это требует волевых усилий), а во втором действует
непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка. Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга , сопровождающиеся музыкой не требует усилий для запоминания.
Одни дети лучше запоминают слова (развита слуховая память - музыкальные , речевые звуки), а другие - зрительные образы( развита зрительная память).
Ассоциативна память - память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой ассоциативно.
А что такое ассоциация? Это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечет за собой появление другого. Например, мы чувствуем запах пирога и вспоминаем старый деревенский дом, в
котором провели свое детство. Или кто-то говорит нам "лес", и в нашем сознании всплывает образ ели.
Поскольку мы с вами определили , что память бывает разная , и она влияет на то, как развивается мышление ребёнка и его речь , то нам необходимо найти такие приемы , которые бы развивали детскую память в
целом. Такие приемы есть. Одним из них является мнемотехники.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Цель обучение мнемотехники - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Мнемотехника особенно эффективна при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка; таким, образом , все стихотворение
зарисовывается схематически(кодируется).После чего ребенок памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.(Показ мемоквадратов на стихотворение "Подарки осени")
На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему), а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают схемы.
Мнемотехника, как и любая работа , строится от простого к сложному. Мнемоквадрат - мнемодорожка - мнемотаблица.
В качестве символов - заместителей используются:
- предметные картинки,
- силуэтные изображения,
- геометрические фигуры.
Самое главное правило работы с мнемотаблицей - это передавать условно - наглядную схему так , чтобы нарисованное было понятным .
Этапы работы с мнемотаблицей:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации.
3 этап: Пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах с моей помощью , в старших - дети должны уметь самостоятельно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников"
Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного в...
Мастер-класс для педагогов "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников".
Данный мастер-класс предназначен для педагогов ДОУ, в котором представлен опыт работы по развитию связной речи дошкольников приемами мнемотехники....
Конспект мастер-класса для родителей на тему: "Использование приема мнемотехники для развития связной речи"
Что такое мнемотехника,цели,этапы...
Программа Мастер-класса "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР"
Обучение участников применению приемов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего возраста....
Мастер- класс для педагогов «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей с ОНР».
Мастер- класс для педагогов«Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей с ОНР».Ссылка на презентацию к мастер-классу: https://cloud.mail.ru/public/4uJh/Y2em8zpbm...
Мастер-класс "Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей младшего дошкольного возраста".
Знакомство педагогов с эффективной методикой запоминания текста....
Мастер- класс для родителей на тему: «Использование приема мнемотехники для развития связной речи».
Цель: ознакомление родителей с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.Задачи:-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, эт...