Конспект занятия "Обучение рассказыванию: работа с картиной - матрицей и раздаточными материалами"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Грачева Наталья Владимировна

Речевое развитие "Обучение рассказыванию: работа с картиной - матрицей и раздаточными картинками" старшая группа 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Теремок»

г. Болотного Болотнинского района Новосибирской области

Конспект занятия по речевому развитию

речевое развитие познавательное развитие

«Обучение рассказыванию: работа с картиной - матрицей и раздаточными картинками»

 Средняя группа

Грачева Наталья Владимировна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ детский сад «Теремок»

Конспект занятия

Образовательная область: речевое развитие познавательное развитие

Тема занятия: обучение рассказыванию: работа с картиной - матрицей и раздаточными картинками

Возрастная группа: средняя группа 

Цель занятия: Составление рассказа с использованием картины – матрицы и раздаточными картинками

Задачи занятия*

Образовательная задача: совершенствовать двигательную речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их; учить рассказывать: описывать предметы, картинку; упражнять в рассказывание рассказов по картинке.

Развивающая задача: развивать мышление, развивать зрительное восприятие

Воспитательная задача: воспитывать культуру речевого общения.

Дополнительные задачи ОО познавательное развитие: учить детей замечать изменения в природе весной.

Планируемый результат занятия:

1. У детей развита речь, дети участвую в беседе отвечают на вопросы, умеют составлять рассказы описывая предметы на картине.

2. У детей развито мышление и зрительное восприятие.  

3. У детей развита культура речевого общения.

4. Дети знают изменения природы. 

Материалы и оборудование: Картинка – матрица (Осень) раздаточные картинки,

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Замотивировать детей на предстоящую деятельность

- Ребята, скажите какое время суток? (Утро, день)

- А какое у нас время года? (Весна)

- Какое небо весной? (голубое, ясное, высокое чистое)

- А солнце какое? (весеннее, теплое, яркое)

- А ветер какой? (свежий, весенний, теплый)  

- А снег какой ранний весной? (темный, рыхлый, грязный)

- Что происходит со снегом весной? (тает, темнее, оседает)

- Что происходит с солнцем? (ярко светит, пригревает)

- Что происходит с деревьями? (У них набухают почки)

- Кто прилетает из теплых стран? (Птицы: ласточки, грачи, журавли, скворцы)  

- Что происходит на реках со льдом? (тает, трескается)

- А самый первый весенний цветок какой? (подснежник)

Словесный беседа

Игровой прием: загадка.

Дети слушают, отвечают на вопросы.

Дети замотивированы на дальнейшую деятельность.  

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Дополнительные задачи ОО познавательное развитие: учить детей замечать изменения в природе весной

- А сейчас я начну говорить предложения с зимними признаками, а вы будете называть эти предложения с весенними признаками. Я буду помогать.

- Зимой небо пасмурное, а весной (ясное)

- Зимой солнце светит низко, а весной (высоко)

- Зимой воздух холодный, а весной (теплый)

- Зимой дни короче, а весной (длиннее)

Дети знают изменения природы

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Образовательная задача: совершенствовать двигательную речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их; учить рассказывать: описывать предметы, картинку; упражнять в рассказывание рассказов по картинке.

Развивающая задача: развивать мышление, развивать зрительное восприятие

- Ребята, давайте с вами поиграем в ещё одну игру и называется она «Хорошо – плохо»

- Как вы думаете, как живется весной в лесу зверям, птицам – хорошо или плохо? (хорошо)

- Почему весной хорошо? (потому что тает снег и у животных и птиц есть еда, на улице становится тепло)

- А как живется животным и птицам в лесу зимой? (плохо)

- Почему плохо зимой? (холодно, мало еды)

- Правильно зимой холодно и голодно.

- Ребята, а вы помогали птицам зимой? (да)

- А как помогали? (делали кормушки и кормили птиц)

- А сейчас давайте с вами разомнемся, встаем так что бы не мешать друг другу.

Физминутка «Капель»

С крыши капает капель: кап-кап-кап!

 (Руки медленно опускаются вниз)

Это к нам пришел апрель: кап-кап-кап!

(Тоже самое)

Солнце припекло сильней

(Пальцы рук растопырить)

И быстрей звенит капель: кап-кап-кап! (Хлопки в ладоши)

-Какие молодцы!

-Ребята, посмотрите на доску и скажите, что вы видите? (весеннюю полянку)

- Правильно, но это не просто полянка, эта полянка называется картинка – матрица, на нее мы будем прикреплять персонажей и составлять рассказ.

- Для этого нам нужны следующие картинки: солнце, пушистое облако, дерево с почками, подснежник, зайчик, птицы, девочка Маша и мальчик Саша, дом.

- А сейчас очень внимательно слушайте меня я буду составлять рассказ, а после рассказ составите вы.

Словесный беседа

Практический метод: физкультминутка.

Дети слушают отвечают на вопросы, повторяют физминутку.

У детей развита речь, дети участвую в беседе отвечают на вопросы, умеют составлять рассказы описывая предметы на картине.

У детей развито мышление и зрительное восприятие.  

        

        

2.3.

Этап практического решения проблемы

Воспитательная задача: воспитывать культуру речевого общения.

«Наступила долгожданная весна. Небо весной голубое, ясное. (добавляю солнце) Солнце светит ярче, греет сильнее. (добавляю облако) Облака легкие, пушистые. Иногда идет дождь. (добавляю дерево) Дует теплый весенний ветер. Снег остался лишь в некоторых местах. Лед на реках почти растаял. На деревьях набухали почки. (добавляю подснежник) Появляются первые весенние цветочки. (добавляю зайку) Зайка сменил свою шубку с белой на серую. (добавляю птичку) Из дальних стран прилетают перелетные птицы. (добавляю мальчика и девочку) Люди стали по-весеннему легко одеваться. Дети рады весне. Они подошли к ручью. Во что бы им поиграть? (ставлю дом) Нужно вернуться домой. На крыше дома тает снег и превращается в сосульки.»

- Ребята, вам понравился рассказ? (ответ детей)

- Ребята, а кто может составить такой же рассказ? (выслушиваю 2-3 ребенка)

Словесный беседа

Дети слушают запоминают рассказ, после составляют рассказ

У детей развита культура речевого общения.

3.

Заключительный этап

Рефлексия

 - Ребята, вы такие молодцы.

- Ребята можно ли из маленьких картинок составить большую картинку и придумать рассказ? (да)

- Что на занятии вам понравилось больше всего?

-Молодцы ребята, вы очень хорошо постарались.

Словесный метод: беседа

Дети слушают отвечают на вопросы

Подведение итогов занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение рассказыванию ,работа с картинкой-матрицей и раздаточными карточками

Обучение детей рассказыванию по картине ,умение составлять описательный рассказ...

КОНСПЕКТ ДВУХ ЗАНЯТИЙ «Красный, желтый, зеленый»,«Обучение рассказыванию: работа с картиной матрицей на тему «Весна».

кОНСПЕКТЫ ЭАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С пдд во2 младшей группе "Красный, желтый, зеленый" и конспект занятия в средней группе НОД "Обучение рассказыванию: работа с картиной матрицей   "Весна"...

Конспект НОД в средней группе «Обучение рассказыванию: работа с картиной-матрицей «Весна»

Тема: «Обучение рассказыванию: работа с картиной матрицей на тему «Весна».Цель: Учить детей создавать картину и рассказывать о её содержании.Материал: картинки на магнитной...

Конспект ООД по речевому развитию в средней группе Тема: «Обучение рассказыванию: работа с картиной - матрицей и раздаточными картинками: «Лесная поляна»

Цель данной деятельности: учить создавать картину и рассказывать о её содержании, развивать творческое мышлений дошкольников.Задачи:Образовательная: формировать умение создавать картину и рассказывать...

Тема: «Обучение рассказыванию: работа с картиной - матрицей и раздаточными картинками: «Лесная поляна»

Тема: «Обучение рассказыванию: работа с картиной - матрицей и раздаточными картинками: «Лесная поляна»Цель: Учить детей создавать картину и рассказывать о ее содержании, развивать тв...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Тема: «Обучение рассказыванию: работа с картиной - матрицей и раздаточными картинками: «Лесная поляна».

Цель: учить детей создавать картину и рассказывать о её содержании, развивать творческое мышление, развивать связную речь. Закреплять представление об окружающем мире....

Конспект занятия по развитию речи средняя группа «Обучение рассказыванию: работа с картиной - матрицей и раздаточными картинками: «Лесная поляна».

Конспект занятия для детей средней группы по развитию речи "Обучение рассказыванию: работа с картиной - матрицей и раздаточными картинками "Лесная полянка"...