Обучение рассказыванию ,работа с картинкой-матрицей и раздаточными карточками
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Куксова Татьяна Валентиновна

Обучение детей рассказыванию по картине ,умение составлять описательный рассказ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didak_mater_na_zanyatiyakh_po_obuch_gram_proekt.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект «В игры со звуками играю — лучше их запоминаю»

"Ясный выговор слова,  чтобы каждый из звуков был слышен,  и чуткое ухо в различении

 этих звуков - вот главные основания обучения грамоте".    К. Д. Ушинский

 Участники проекта:

 дети, учитель-логопед, воспитатели и родители.

Паспорт проекта:

По доминирующему методу – творческий;

 По продолжительности – долгосрочный (2 года, 2012-2014 год) ;

 Взаимоотношения - контакт с семьёй и педагогами;

 По характеру охвата – фронтальный, индивидуальный;

 Интеграция всех ОО и в РМ.

 Актуальность:

 Речевая функция является одной из важнейших психологических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Они не тождественны и возникают в какой-то степени независимо друг от друга.

 На современном этапе развития логопедии остро стоит вопрос о резком росте речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Среди всех речевых дефектов общее недоразвитие речи и фонетико-фонематическое недоразвитие является наиболее распространённым.

 Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения.

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.

Различные нарушения в речевом развитии не дают возможность детям овладевать в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем и, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом.  Однако трудности своевременной диагностики и не охваченность значительной части детей целенаправленной дошкольной подготовкой в логопедическом плане приводит к тому, что эти дети приходят в школу с нарушениями восприятия звуков, звукопроизношения и несформировавшимися процессами языкового анализа и синтеза.

Много раз, обращаясь к нашим классикам педагогики и психологии (Л. С. Выготскому, А. Р. Лурии, Л. И. Божович, Д. Б. Элькониной, З. М. Истоминой, Л. Н. Леонтьевой, Е. Е. Кравцовой и т. д., пришли к выводу: проблема сущности готовности к школе очень актуальна и сегодня.

Таким образом, только принцип системного подхода к анализу нарушений речи дает возможность видеть как первичные проявления основного дефекта, так и более отдельные его последствия, позволяет более четко квалифицировать все проявления речевой недостаточности и определить эффективные пути коррекционного обучения.  

 Обоснование:

 Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение детей, тем выше будет его результат. Во-первых, речевое развитие – это показатель и уровня интеллекта, и уровня культуры. Во-вторых, от того насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в обучении в целом. В-третьих, развитие и перспективы ребёнка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадает в дошкольном образовательном учреждении и школе.

 У детей в среднем возрасте, начавших ходит в детский сад - упущены основы звуковой культуры речи, недостаточный словарный запас слов и недостаточно развито фонематическое восприятие. Проведя диагностику и проанализировав её, мы пришли к выводу, что у большинства детей недостаточно развит фонематический слух и фонематическое восприятие. Недостатки в построении высказываний связаны с лексическими затруднениями, что определяется бедностью словарного запаса, несформированностью лексических дифференцировок и другими особенностями. У многих детей построение высказываний затрудняется в связи с грамматико-синтаксическими нарушениями, особенно при передаче пространственных, атрибутивных и других межпредметных отношений. Мы решили выстроить совместную работу – педагоги – учитель – логопед – дети - родители.

 Цель:

 Повышение мотивации воспитанников к изучению звуко - буквенного состава слова путём использования наглядно- дидактического материала.

 Задачи:

 • Повысить интерес детей к фонематическому восприятию через игровую деятельность.

• Расширить словарный запас, обогатить активный словарь.

 • Развивать мелкую моторику.

 • Формировать у детей фонематический слух.

 • Развивать у детей фонематическое восприятие и навыки звукового анализа и синтеза через осознание звукового строя языка.

 • Формировать представление о соотношении между звуками и буквам.

• Повысить компетентность родителей о фонематическом восприятии.

 Гипотеза:

 Если задания по обучению грамоте будут иметь игровой характер, то дошкольник быстрее и лучше сможет понять сложный для него абстрактный мир звуков и букв.

Принципы:

 • Деятельности (ребёнок находится в процессе открытия новых знаний) .

 • Креативности (педагог поощряет активность детей) .

 • Непрерывности (процесс продолжается во всех режимных моментах с педагогами и узкими специалистами) .

 • Последовательности.

 • Доступности.

 • Систематичности.

 • Интеграции.

 Проблема:

 • Как повысить эффективность усвоения программного материала?

 Причины:

 • Поступление детей в детский сад в 4 года;

 • Пропущена первоначальная ступень освоения звуковой культуры речи;

 • Маленький словарный запас слов;

 • Не все дети осваивают пройденный материал на занятии;

 • Малокомпетентность родителей о фонематическом восприятии.

 Ожидаемый результат

 • Сформирован фонематический слух у детей

 • Повысился интерес детей к фонематическому восприятию через игровую деятельность и развито фонематическое восприятие, и навыки звукового анализа и синтеза через осознание звукового строя языка

 • Сформировано представление о соотношении между звуками и буквами.

 • У родителей появилась заинтересованность в развитии фонематического восприятия.

 Изюминка проекта:

 Работа с детьми, у которых плохо развито фонематическое восприятие и слух.

 Механизм выполнения:

 Реализация данного проекта направлена на работу с детьми, у которых плохо развито фонематическое восприятие и слух, а также может использоваться в работе с детьми, у которых нет нарушения речи.

 Этапы реализации проекта:

 Подготовительный

 № п/п Мероприятие Ответственный Сроки

 1 Планирование по разделу «Обучение грамоте» Педагоги Сентябрь, 2012

 2 Изучение методической литературы по данному вопросу Педагоги Сентябрь, октябрь, 2012

 3 Изготовление пособий (таблиц, карточек) Педагоги Октябрь, ноябрь, декабрь, 2012

 4 Разработка дидактического материала для занятий по обучению грамоте

 Педагоги, учитель – логопед Октябрь, ноябрь, декабрь, 2012

 5 Разработка диагностической карты по данному разделу

 Учитель – логопед, педагоги Сентябрь, октябрь, 2012

 6 Первичное обследование детей

 Учитель - логопед Сентябрь, октябрь, 2012

 7 Анкетирование родителей Педагоги Октябрь, 2012

 8 Пополнение игротеки по данному разделу Педагоги, учитель – логопед Постоянно

 9 Консультация для родителей.

 Педагоги, учитель-логопед Октябрь, 2012

 Основной этап

 № п/п Мероприятие Ответственный Сроки

 1 Проведение фронтальных подгрупповых и индивидуальных занятий по обучению грамоте

 Педагоги В течение реализации проекта

 2 Проведение совместных мероприятий с родителями (клуб по интересам «АБВГД-ка») – создание буклетов

 Педагоги Каждая четвертая среда месяца

 3 Закрепление материала во время утренних и вечерних отрезков времени в игровой форме.

 Педагоги, младшие воспитатели, учитель – логопед, узкие специалисты Постоянно

 4 Создание родителями альбома «Весёлые буквы» Педагоги, родители Апрель 2013

 5 Работа кружка «Обучение чтению» Педагоги 1 раз в неделю в течение

 2-х лет

 6 Использование презентаций в НОД и в режимных моментах для постановки звуков Педагоги В течение проекта

 7 Слушание образцов звукопроизношений через прослушивание аудиоартикуляционных гимнастик и выполнение их Педагоги В течение проекта

 8 Настольно – печатные, словесные и дидактические игры Педагоги В течение проекта

 9 Промежуточный мониторинг Учитель - логопед Май 2013 г.

 Заключительный этап

 № п/п Мероприятие Ответственный Сроки

 1 Проведение итоговой диагностики

 Педагоги, учитель – логопед Апрель – май 2014 г.

 2 Анализ результатов составление диаграмм

 Педагоги, учитель – логопед Май 2013 г., 2014 г.

 3 Обсуждение итогов совместно с учителем - логопедом

 Педагоги Май 2013 г., 2014 г.

 4 Отчёт о результативности на итоговом педсовете Педагоги Май 2013 г., 2014 г.

 5 Представление апробированного материала для обсуждения на ТГ. Педагоги Май 2014 г.

 6 Защита разработки в РИМЦ.

 Педагоги 2013 г.

 Итог:

 В результате использования дидактического материала у детей повышается интерес к развитию фонематического восприятия. Об этом можно судить, сравнив результаты графиков, соответствующих уровню знаний детей в начале и в конце учебного года.

 Перспектива:

 Успешное обучение детей в школе;

 Профилактика дисграфии.

 Литература:

 1. Волосовец Т. В., Антипова Ж. В., Кутепова Е. Н., Шашкина Г. Р., Зимина И. А. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М. :, ТЦ Сфера: НИИ школьных технологий, 2008. - 224 с.

 2. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М. : АПН РСФСР, 1960. - 500 с.

 3. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практ. пособие. - М. : Айрис-пресс, 2004. - 224 с.

 4. Дуева Т. И., Суворова Е. Н. Интегрированные занятия для детей с нарушением речи. – «Логопед» № 8, 2010.

 5. Димитрова Т. А. Интеграция разных видов деятельности на логопедических занятиях. – Интернет-ресурсы, сайт «Открытый урок».

 6. З. Е. Агранович, Сборник домашних заданий: Санкт – Петербург «Детство – Пресс», 2004.

 Диагностика

 Критерии Показатели

 Повторение слогов, слов. Ребёнок может повторить цепочку слов и слогов.

 Количество звуков в слове. Определяет количество звуков в слове.

 Определение место звука в слове. Ребёнок умеет определять место звука в слове.

 Нахождение картинки с заданным звуком. Находит картинки с заданным звуком.

 Характеристика звука. Характеризует звуки (гласные, согласные, мягкие, твёрдые, звонкие, глухие) .

 Уровни

 Высокий: Ребёнок справляется со всеми заданиями – повторяет цепочку слов и слогов, определяет количество звуков в слове, может определить место звука в слове, находит картинку с заданным звуком, знает характеристику звука.

 Средний: Ребёнок справляется с заданиями – повторяет цепочку слов и слогов, находит картинку с заданным звуком; с помощью взрослого: определяет количество звуков в слове, определяет место звука в слове, характеризует звук.

 Низкий: Ребёнок выполняет все задания с помощью взрослого – повторяет цепочку слов и слогов за педагогом, затрудняется определить количество звуков в слове, не может определить место звука в слове, не может найти картинку с заданным звуком, не знает характеристику звука.

Похожие записи:

Дифференциация звуков [С]-[Ш] в слове. Электронное пособие-игра

Дидактическая кукла Говоруша.

Share on vk

Share on mymailru

Share on odnoklassniki_ru

Share on facebook

Share on google

Share on favorites

More Sharing Services

0        Ирина Чудинова. Блог

Педагогический проект «В игры со звуками играю — лучше их запоминаю»

Автор: Ирина Чудинова

Опубликовано: 21 августа 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ДВУХ ЗАНЯТИЙ «Красный, желтый, зеленый»,«Обучение рассказыванию: работа с картиной матрицей на тему «Весна».

кОНСПЕКТЫ ЭАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С пдд во2 младшей группе "Красный, желтый, зеленый" и конспект занятия в средней группе НОД "Обучение рассказыванию: работа с картиной матрицей   "Весна"...

Конспект НОД в средней группе «Обучение рассказыванию: работа с картиной-матрицей «Весна»

Тема: «Обучение рассказыванию: работа с картиной матрицей на тему «Весна».Цель: Учить детей создавать картину и рассказывать о её содержании.Материал: картинки на магнитной...

Конспект ООД по речевому развитию в средней группе Тема: «Обучение рассказыванию: работа с картиной - матрицей и раздаточными картинками: «Лесная поляна»

Цель данной деятельности: учить создавать картину и рассказывать о её содержании, развивать творческое мышлений дошкольников.Задачи:Образовательная: формировать умение создавать картину и рассказывать...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе на тему «Обучение рассказыванию: работа с картиной матрицей на тему «Весна»

Учить детей создавать картину и рассказывать о её содержании. очень полезное видео http://www.youtube.com/watch?v=age0oAohCVY 40 игр для развития мелкой моторики...

Тема: «Обучение рассказыванию: работа с картиной - матрицей и раздаточными картинками: «Лесная поляна»

Тема: «Обучение рассказыванию: работа с картиной - матрицей и раздаточными картинками: «Лесная поляна»Цель: Учить детей создавать картину и рассказывать о ее содержании, развивать тв...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Тема: «Обучение рассказыванию: работа с картиной - матрицей и раздаточными картинками: «Лесная поляна».

Цель: учить детей создавать картину и рассказывать о её содержании, развивать творческое мышление, развивать связную речь. Закреплять представление об окружающем мире....

Конспект занятия по развитию речи средняя группа «Обучение рассказыванию: работа с картиной - матрицей и раздаточными картинками: «Лесная поляна».

Конспект занятия для детей средней группы по развитию речи "Обучение рассказыванию: работа с картиной - матрицей и раздаточными картинками "Лесная полянка"...