Картотека по упражнений по развитию выразительности речи в старшем дошкольном возрасте
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Картотека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека упражнений по развитию выразительности речи
Упражнение «Прыжок»
Это упражнение способствует развитию гибкости голоса. Учитель просит ребят представить себе, что они смотрят по телевизору соревнования по прыжкам в высоту. Прыжок спортсмена всегда повторяют в замедленном виде, поэтому движения прыгуна более плавные. Нужно попытаться нарисовать голосом линию прыжка. Голос должен свободно и легко подниматься и опускаться.
Упражнение «Поход»
Это упражнение направлено на умение распределять высоту голоса. Учитель говорит школьникам о том, что при чтении не следует быстро повышать голос: необходимо, чтобы голоса хватило на все строки. Читая каждую строку, нужно представить себе, что вы «шагаете голосом» прямо к солнцу, передать голосом движение вверх:
По тропинке узкой горной
Вместе с песенкой задорной мы с тобой идем в поход,
За горой нас солнце ждет,
Наш подъем все выше, круче,
Вот шагаем мы по тучам,
За последним перевалом
Нам навстречу солнце встало.
Упражнение «Пещера»
Упражнение способствует развитию гибкости голоса, умению повышать и понижать голос. Учащиеся удобно садятся, закрывают глаза и представляют себя в пещере. Любой звук (слово) гулко отдается под сводами пещеры Нужно попробовать воспроизвести «звуки», «слова» в пещере, уходя все дальше и дальше.
Упражнение «Ответы»
Скоро наступит жаркое лето.
Учитель предлагает детям дважды прочитать это предложение так, чтобы оно при первом чтении отвечало на вопрос «Когда наступит жаркое лето?», а при втором чтении – на вопрос «Какое лето скоро наступит?». Оба предложения анализируются и выразительно читаются повторно.
Упражнение «Ударение»
Педагог последовательно и выразительно читает два-три предложения. Дети внимательно слушают и по окончании чтения каждого предложения указывают, на каком слове сделано логическое ударение.
Серебряный туман пал на город.
Я накажу тебя.
Ручьи слез покатились по лицу.
Упражнение «Пословицы»
Детям предлагаются пословицы, тематика которых подбирается в соответствии с изучаемым художественным произведением. Они должны выразительно прочитать пословицы, соблюдая указанные логические ударения и объяснить смысл пословиц.
Родина – мать, умей за нее постоять.
Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
Жить – Родине служить.
Тот герой, кто за Родину горой.
Честный труд – наше богатство.
Больше дела – меньше слов.
Упустишь минуту – потеряешь часы.
Упражнение «Ударение»
Педагог просит детей произнести предложения, поочередно делая логические ударения то на одном, то на другом слове, и объяснить, какой новый смысловой оттенок получается в каждом случае.
Мама купила куклу.
Мама купила куклу.
Мама купила куклу.
Упражнение «Ответы»
Детям предложено некое предложение: «Сегодня ребята читали сказки Пушкина». Педагог предлагает произнести предложение так, чтобы можно было уловить четыре различных смысловых оттенка, зависящие от перемещения логического ударения в нем. Для этой цели он задает следующие вопросы:
Когда читали дети сказки Пушкина?
Кто читал сегодня сказки Пушкина?
Что делали сегодня дети?
Что читали дети сегодня?
Чьи сказки читали дети сегодня?
Упражнение «Читаем сами»
Педагог предлагает уже знакомый отрывок из изучаемого произведения.
Учащиеся должны самостоятельно расставить логические ударения и приготовиться к выразительному чтению с соблюдением этих ударений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/25/picture-695525-1445765884.jpg)
«Развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к устному народному творчеству»
Интонационная выразительность речи. Так ли она важна?...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/02/picture-1005599-1517552568.jpg)
Характерные особенности развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
В статье рассматривается понятие "выразительность речи". Описаны основные интонационные характеристики, особенности развития выразительности речи детей 6-7- лет....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/02/picture-654431-1517597342.jpg)
Картотека игр и упражнения для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития....
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/24/picture-1232116-1708776042.jpg)
Игра-драматизация - это средство развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
Игры-драматизации это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Важно, что в такой игре малыш создает свой маленький мир и чувствует с...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/18/picture-1316091-1613616130.jpg)
Театрализованные игры как средство развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста
Выразительность речи является основным компонентом формирования связной речи. Выразительность является качественной характеристикой речи, а также признаком большого уровня самостоятельности....
Развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования произведений устного народного творчества
Устное народное творчество в содержании дошкольного образованияКультуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонс...