Муниципальный конкурс профессионального мастерства "Учитель-логопед-новатор" Мастер-класс "Многофункциональное пособие по развитию лексико-грамматического строя речи "Грамотейка"
материал
Мастер-класс "Многофункциональное пособие по развитию лексико-грамматического строя речи "Грамотейка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 18.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
Многофункциональное пособие по развитию лексико-грамматического строя речи «Грамотейка»
Разработала учитель- логопед
МАДОУ №35 р.п.Приютово
Гиззатуллина Э.Э.
Цель: познакомить педагогов со способами использования многофункционального пособия «Грамотейка» в формировании лексико-грамматических категорий речи воспитанников.
Задачи:
• повышение эффективности образовательного процесса, путём использования многофункционального пособия «Грамотейка»
• активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.
• активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
Ход
I. Организационный момент.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Я держу в ладошках Солнце!
Я дарю его друзьям,
Улыбнитесь ясно, просто,
Лучик солнца - это вам!
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем наш мастер-класс.
1. Теоретическая часть
Введение:
Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем лучше развиваются его психические качества.
Нарушение речи – достаточно распространенное явление в наше время. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Все речевые нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности в общении с окружающими, в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности,.Поэтому поиски и совершенствование практических приемов и методов по предупреждению и устранению дефектов речи у дошкольников, не утратили своей актуальности и сегодня.
II. Основная часть
Лексико-грамматический строй речи считается достаточно развитым, если к 5 годам ребенок овладевает всеми грамматическими категориями родного языка. Т. е. говорит развернутыми фразами, используя сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, правильно согласовывает слова, используя падежные окончания, пользуется предлогами.
Сегодня учителям-логопедам предлагается много дидактических игр по развитию лексико - грамматический категорий. Но каждое из этих пособий направлено на развитие какого-либо одного компонента грамматики.
Увеличение количества детей с речевыми нарушениями и отсутствие на рынке комплексных пособий по формированию грамматического строя речи подтолкнули меня к необходимости создания комплексного пособия.
Представляю Вашему вниманию комплексное игровое пособие «Грамотейка»
Пособие представляет собой сюжетное поле, на него на липучки крепятся предметы.
Цель данного пособия:
Развитие лексико-грамматического строя речи детей.
Задачи, которые решаются в ходе использования данного пособия:
1. Обогащать словарный запас (Дидактическая игра «Назови кто это? Что это?» и т.д.)
2. Упражнять в умении соотносить существительные с местоимениями (Дидактическая игра «Мой – моя – моё - мои» и т.д.)
3. Упражнять в умение образовывать притяжательных прилагательные от существительных (Дидактическая игра Подумай и назови», «Чей? Чья? Чьи?» и т.д.)
4. Упражнять в употреблении слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Дидактическая игра «Назови ласково»)
5. Упражнять в согласовании существительных и числительных (Дидактическая игра «Посчитай?»)
6. Способствовать развитию умения подбирать к предмету несколько слов - признаков (Дидактическая игра «Какой? Какая? Какие?»)
7. Закреплять в речи предлоги в, на, под, около, возле и т.д. (Дидактическая игра «Расскажи где?»)
8. Воспитывать умение действовать сообща: в паре или группе детей.
Ценность пособия вижу в том, что:
- его можно использовать в кабинете логопеда, в группе воспитателем и самостоятельно – детьми старшего дошкольного возраста;
- можно использовать на индивидуальных и на подгрупповых
занятиях;
- пособие помогает развивать мышление, умение самостоятельно составлять и анализировать ответы;
- пособие позволяет реализовать разные формы взаимодействия: педагог – ребенок, ребенок – ребенок.
В ходе использования данного пособия были получены следующие результаты:
- возрос интерес детей к ООД;
- вырос уровень практических навыков по словообразованию и словоизменению;
- повысилось умение детей давать полный, развернутый, обоснованный ответ.
В дальнейшем планирую
- разнообразить базу персонажей по лексическим темам;
2. Практическая часть
А сейчас, давайте поиграем! Прошу желающих педагогов подойти к пособию
1. Я предлагаю Вам взять по одному предмету. Расскажите кто у вас и чей предмет?
(Например: «У кого солнышко? Чье солнышко? – Солнышко моё и т.д.)
Дидактическая игра «Мой – моя – моё – мои» многофункциональное пособие «Грамотейка» по сказке «Колобок»)
Цель: упражнять в согласование притяжательных местоимений с существительными.
2. Теперь я предлагаю вам взять ёще по одному предметы со стола. Расскажите каким он бывает? (Например: У меня Колобок. Он румяный, круглый и т.д.)
Дидактическая игра «Какой? Какая? Какие?» (многофункциональное пособие «Грамотейка» по сказке «Колобок»)
Цель: Закреплять умения подбирать к предмету несколько признаков. Закреплять
образование относительных прилагательных и согласования их с существительными.
Вы догадались из какой сказки эти герои? (сказка «Колобок»)
3. А теперь послушайте сказку.
«Однажды бабушка испекла Колобок. И положила его куда? (На окошко).
Колобок полежал, полежал, взял да и покатился. Откуда покатился Колобок? (с окна). По чему покатился Колобок? (по дороге). Катится Колобок и подкатился к кому? (к зайцу). Спел Колобок песенку зайцу и укатился от кого? (от зайца).
Дидактическая игра «Расскажи где?» (многофункциональное пособие «Грамотейка» по сказке «Колобок»)
Цель: Закреплять в речи предлоги на, с, по, к, от и т.д.
III. Заключительная часть
Учитель – логопед: Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам некоторые игры и приемы использования данного пособия. Так же для индивидуальных занятий у меня имеются вот такие маленькие пособия по лексическим темам: «Деревья», «Дикие животные», «Птицы» и «Космос».
Могу с уверенностью сказать, что они не только заряжают нас положительными эмоциями, но и оказывают эффективное воздействие на развитие четкого произношения. Буду рада, если вы воспользуетесь ими в своей педагогической деятельности!
А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер - классе нового. А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и объединим все в единое и скажем друг другу "Спасибо!"
А мне остаётся только поблагодарить вас за внимание и участие в работе
- Надеюсь, что знания, приобретенные вами на сегодняшнем мастер классе , помогут в решении творческих задач не только на занятиях с детьми, но и в жизни. Благодарю за сотрудничество. Будьте всегда здоровы!
И творческих вам успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Занимательный куб" - игровое пособие по формированию лексико-грамматического строя речи
«Занимательный куб» представляет собой куб среднего размера на основе плотного картона. На гранях куба расположены картинки – схемы заданий для занятий с детьми. Подбрасывая куб, дети сами определяют ...
Конспект комплексного логопедического занятия с детьми средней группы «Прогулка в лес»Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи.
Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи....
Комплексное игровое пособие по развитию лексико-грамматического строя речи «Речецветик».
Пособие представляет собой изображение цветка ромашки с шестью лепестками. Папка, в которой в файлах лежат карточки с описанием игр, и предметные картинки. На лепестки ромашки и на предметные картинки...
Дидактические пособия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР.
Данные дидактические пособия разработаны и предназначены для совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Эти игры помогут детям освоить трудные формы сло...
Дидактические пособия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР
Данные дидактические пособия предназначены для совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Эти игры помогут детям освоить трудные формы словоизменения, с...
учебно-методическое пособие по развитию лексико-грамматического строя и связной речи
Пособие адресовано логопедам, воспитателям логопедических групп, родителям детей с речевыми нарушениями...
Дидактическое пособие по формированию лексико-грамматического строя речи у ребенка и формированию у него целостной картины мира. Тема «Лес»
АННОТАЦИЯ к авторской разработке дидактического пособия по формированию лексико-грамматического строя речи у ребенка и формированию у него целостной картины мира. Тема «Лес» Автор Тим...