Игра «Скажи наоборот» (Уточнение и пополнение активного словарного запаса антонимов)
учебно-методическое пособие по развитию речи

OLGA PONOMAREWA

Игра «Скажи наоборот».

 

Цель игры: научить детей использовать в речи слова, противоположные по смыслу, активизировать мыслительную активность детей, развивать вербальную па- мять, речевой слух; воспитывать интерес к речевым играм, культуру общения.

Инструкцию к выполнению каждого задания читает взрослый. В зависимости от уровня речевого развития ребенка ему предлагается повторить / сказать самостоя- тельно слова, словосочетания или предложения, ответить на вопрос одним словом или развернутым предложением.

Ребенок не просто слушает и повторяет за взрослым ответы, пассивно рас- сматривая картинки, но и активно работает с ними: находит нужные элементы, срав- нивает, обводит, закрашивает и т.д., что способствует более эффективному усвоению материала, одновременно развивает произвольное внимание, память, мышление и по- зволяет избежать утомления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazhi_naoborot.docx1019.12 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Скажи наоборот»

(Уточнение и пополнение активного словарного запаса антонимов)

Составитель:

Пономарева О. В.

Воспитатель I категории.

г. Братск

Игра «Скажи наоборот».

Цель игры: научить детей использовать в речи слова, противоположные по смыслу, активизировать мыслительную активность детей, развивать вербальную па- мять, речевой слух; воспитывать интерес к речевым играм, культуру общения.

Инструкцию к выполнению каждого задания читает взрослый. В зависимости от уровня речевого развития ребенка ему предлагается повторить / сказать самостоя- тельно слова, словосочетания или предложения, ответить на вопрос одним словом или развернутым предложением.

Ребенок не просто слушает и повторяет за взрослым ответы, пассивно рас- сматривая картинки, но и активно работает с ними: находит нужные элементы, срав- нивает, обводит, закрашивает и т.д., что способствует более эффективному усвоению материала, одновременно развивает произвольное внимание, память, мышление и по- зволяет избежать утомления.

Игры № 1: Картинку рассмотри, антоним назови

Цель игры: подбор антонимов и изменение их по категории рода.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть картинки, сравнить их. Далее взрослый задает вопросы, например: «Пюре какое? – гороховое, кабачковое, томатное, картофельное и т.д.

и т.д. Ребенок отвечает словом или словосочетани ем, например: «Высокий – низкий / Жираф высокий – дом низкий / Высокое – низкое

/ Дерево высокое – солнце низкое» и т.д. Затем можно попросит ребенка повторить всю фразу целиком самостоятельно.

Picture background

Picture background

[2]

Игра № 2 «Скажи наоборот»

Ход игры: взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть картинки, сравнить их. Далее взрослый проговаривает начало фразы, а ребенок заканчивает её, добавляя слово с противоположным значением. Затем можно попросит ребенка по- вторить всю фразу целиком самостоятельно.

Игра № 3:

Внимательно слушай, не зевай, антоним в предложение добавляй

Ход игры: взрослый проговаривает начало фразы, а ребенок заканчивает её, добавляя слово с противоположным значением. Затем можно попросит ребенка по- вторить всю фразу целиком самостоятельно.

Picture background

Picture background

Picture background

Игра № 4: Подбери антоним в рифму

Ход игры: взрослый читает стихотворение и делает паузы, чтобы ребенок до- бавил в стихотворение слово противоположное по смыслу. Далее можно выучить стихотворение наизусть.

Мы КОНТРАСТНЫЕ слова, зовут нас АНТОНИМЫ: Можем мы и ПОКУПАТЬ,

Можем мы и … (ПРОДАВАТЬ). ПРИБАВЛЯТЬ и … (ОТНИМАТЬ), ЗАБЫВАТЬ и … (ПОМНИТЬ).

Можем быть мы и в СТИХАХ, Можем быть и в … (ПРОЗЕ). Можем жить мы и в ЖАРЕ, Можем – на … (МОРОЗЕ).

ТЁМНОЙ НОЧЬЮ,

… (СВЕТЛЫМ ДНЁМ),

И в ЖАРУ, и в … (ХОЛОД)

В ЛЕКСИКЕ всегда живём,

Будь ты СТАР иль … (МОЛОД).

Взрослый: Скажу я слово «высоко», а ты ответишь… Ребенок: Низко.

Взрослый: Скажу я слово «далеко», а ты ответишь… Ребенок: Близко.

Взрослый: Скажу я слово «темнота», а ты ответишь… Ребенок: Свет.

Взрослый: Теперь скажу я слово «да!», а ты ответишь… Ребенок: Нет.

Взрослый: Скажу я тихо слово «ночь», а ты ответишь… Ребенок: День.

Взрослый: Скажу я громко слово «труд», а ты ответишь… Ребенок: Лень.

Взрослый: Скажу я слово Вам «слабак», ответите… Ребенок: Силач.

Взрослый: Теперь скажу я слово «смех», ответите мне… Ребенок: Плач.

Взрослый: Скажу я слово «говорить», ответишь ты… Ребенок: Молчать.

Взрослый: Теперь скажу слово «сорить», ответишь… Ребенок: Убирать.

Взрослый: Скажу такое слово: «грязь», ответишь… Ребенок: Чистота.

Взрослый: Скажу сурово слово «злость», ответишь… Ребенок: Доброта.

Взрослый: Скажу слово Вам «хороший», ответите… Ребенок: Плохой.

Взрослый: Теперь скажу слово «старик» ответишь… Ребенок: Молодой.

Взрослый: Скажу я слово Вам «мудрец», ответишь мне… Ребенок: Глупец.

Взрослый: В игре всегда начало есть, ну а сейчас… Ребенок: Конец! [6]

Стихотворения Олеси Емельяновой

Грустный клоун громко плачет, А … (веселый) клоун скачет, Хочет подвиг совершить – Хочет рёву рассмешить.

Разворчался старый дед:

«Доживешь вот до ста лет!» Внук ответил: «Никогда!

Буду … (молодым) всегда!»

Петя пил чай ледяной

И теперь лежит больной.

Если б пил компот сливовый,

Был бы, как Степан, … (здоровый).

Долго рисовала Даша Птиц оранжевой гуашью, Но вмешался Дима в дело:

«Ворон – черный, голубь – … (белый)!»

Вышел в поле храбрый рыцарь, Может он с любым сразиться, А … (трусливого) зайчонка Напугает и девчонка.

Вася птичкам сыплет крошки. Жору все боятся кошки –

Он гоняет их метлой.

Вася – добрый, Жора – … (злой)!

За высоким за забором Можно спрятать даже гору, А за … (низеньким), увы, Виден каждый пук травы.

Сел Мишутка на качели – Мышки легкие взлетели. Для забав подобных Мишка

Что-то уж … (тяжелый) слишком.

Очень толстый червячок Яблоку прогрыз бочок.

С … (тонким) он теперь соседом О скворцах ведет беседу.

В телевизоре включенном Сто ребят и сто девчонок. Но не будет никого,

Если … (выключить) его!

Любят кот и папа Тани Спать на мягком на диване, А на … (жесткий) табурет Вовсе претендентов нет.

Для красавицы спесивой Принц не очень-то красивый.

Но он станет в миг прекрасным

Рядом с монстром … (безобразным).

Нынче пасмурный день был, Глеб зонт взял, а Лев – забыл. Дождь пролился неплохой.

Лев – весь мокрый, Глеб – … (сухой)!

Любопытный карапуз Изучал продуктов вкус,

Но из всех запомнил только

Сладкий торт и перец … (горький).

Полный чемодан гордится, Что поедет за границу,

Ну а старый и … (пустой)

В шкаф отправят на постой.

Длинный сарафан для Маши, Чтоб была всех в мире краше, А … (короткий) – для Аленки, Маленькой ее сестренки.

«Ох, – вздыхает пес голодный, –

Съесть могу кого угодно!»

… (Сытый) же ему в ответ:

«Ну, тогда меня здесь нет!»

Любит даже царь подводный Пить в жару коктейль холодный, А эмир Али-Кучай

Пьет в жару … (горячий) чай.

Грязному автомобилю Путь машины преградили:

«… (Чистым) здесь зеленый свет! Остальным дороги нет!»

Игра № 5: Мяч бросай, антоним называй

Ход игры: взрослый предлагает ребенку поиграть с мячом и объясняет прави- ла: «Мы будем бросать друг другу мяч и называть слова с противоположным значе- нием». Взрослый бросает мяч ребенку и говорит: «Большой!» Ребенок ловит мяч и бросает его обратно, одновременно говоря: «Маленький!» Вновь взрослый бросает мяч и говорит: «Добрый!», ребенок отвечает «Злой!» и т. д.

Прилагательные для игры «Скажи наоборот»:

  • смелый – трусливый, сытый – голодный, легкий – тяжелый, умный – глупый, сильный – слабый, холодный – горячий, новый – старый, грязный – чистый, широ- кий – узкий, мелкий – глубокий, высокий – низкий, толстый – тонкий.

Наречия:

  • быстро – медленно, мелко – глубоко, рано – поздно, трудно – легко, светло – тем- но, близко – далеко, низко – высоко и т. п.

Глаголы с противоположным действием:

  • бросил – поймал, одел – раздел, поднял – опустил, нашел – потерял, плывет – то- нет, дал – взял, налил – вылил, ушел – пришел, влетел – вылетел.

Picture background

Picture background

Игра № 6: Картинки сравни, различия назови

Ход игры: взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть картинки, сравнить их, рассказать, что на них изображено. Далее взрослый просит ребенка на- звать различия в картинках, которые он видит, используя слова с противоположным значением. При необходимости взрослый задает наводящие вопросы. Взрослый сле- дит, чтобы ребенок отвечал полным предложением.

  • Не ограничивайтесь предлагаемым материалом, поддерживайте инициативу детей в под- боре новых пар антонимов. Предложите собственноручно сделать к ним рисунки.

Уставший, огорченный, мокрый(ая), грязный(ая), извилистая, ухабистая (раз-

битая), грунтовая, дождливый (пасмурный, ненастный, хмурый).

Отдохнувший, довольный, сухой(ая), чистый(ая), прямая, ровная, асфальтовая, солнечный (ясный, погожий, безоблачный).

Грязный(ая), неопрятный(ая), неряшливый(ая), лохматый(ая), ленивый(ая), не- радивый(ая), горячий.

Чистый(ая), опрятный(ая), аккуратный(ая), причесанный(ая), трудолюби- вый(ая), старательный(ая), холодный.

Щедрый, приветливый, гостеприимный, веселые (радостные), открытая.

Жадный (скупой), неприветливый, печальные (расстроенные, обиженные), за- крытая.

Проворный, бодрый, широкая, глубокая (полноводная).

Неповоротливый, сонный, узкая, мелкая (обмелевшая).

Голодная, недовольная, маленькое (мелкое), незрелое, кислое, твердое (жест-

кое).

Сытая, довольная, большое (крупное), спелое, сладкое, мягкое.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Жукова О. С. Учим малыша говорить / О. С. Жукова. – М. : Издательство АСТ, 2016. – 66 с.
  2. Кислякова Ю. Н. Развитие речи. Занимательные игры и упражнения : учеб. на- гляд. пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образоват. программу спец. образования на уровне дошк. образования / Ю. Н. Кислякова, М. В. Былино. – Минск : Нар. асвета, 2013. – 111 с. : ил.
  3. Новиковская О. А. Академия развивающих игр для детей от года до 7 лет

/ О. А. Новиковская. – М. : Издательство АСТ, 2015. – 104 с.

  1. Султанова М. Противоположности. Книжка с заданиями по развитию внимания. Для детей дошкольного возраста / М. Султанова. – М. : «Хатбер – Пресс», 2006.

– 18 с.

  1. https:// – сайт «Сцена- рии Олеси Емельяновой» / Емельянова О. Противоположности (антонимы). Сти- хи для детей, 2002. (дата обращения )

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей по теме: "Формирование активного словарного запаса детей с тяжелыми нарушениями речи в домашних условиях"

Конспект раскрывает цели, задачи, ход практикума: теоретическую часть,  характеризующую особенности словарного запаса детей с нарушениями речи и опирающуюся на адаптированную образовательную прог...

Личный творческий план Тема: «Речевые игры и упражнение как средство формирования активного словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста» 2017-2018 год

Личный творческий план Тема: «Речевые игры и  упражнение как средство формирования активного словарного запаса  у детей среднего дошкольного возраста» 2017-2018 год...

Обогащение словарного запаса: антонимы и синонимы

Обогащение словаря детей, расширение лексических категорий...

Формирование активного словарного запаса средствами детской литературы.

Тема: «Формирование активного словарного запаса средствами детской литературы.»...

Играем дома с мамой.Игра "Скажи наоборот"

Данная презентация будет полезна родителям при закреплении у ребенка навыка образования антонимов....

Личный творческий план Тема: «Речевые игры и упражнение как средство формирования активного словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста» 2018-2019

Личный творческий план Тема: «Речевые игры и  упражнение как средство формирования активного словарного запаса  у детей среднего дошкольного возраста» 2018-2019 год...

Интерактивная игра: «СКАЖИ НАОБОРОТ»: АНТОНИМЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

В данную игру «Скажи наоборот» («Подбери антонимы») можно играть с ребенком дома или на прогулке. Эта игра отлично подойдет для группы детского сада. Дидактическ...