Игра «Скажи наоборот» (Уточнение и пополнение активного словарного запаса антонимов)
учебно-методическое пособие по развитию речи
Игра «Скажи наоборот».
Цель игры: научить детей использовать в речи слова, противоположные по смыслу, активизировать мыслительную активность детей, развивать вербальную па- мять, речевой слух; воспитывать интерес к речевым играм, культуру общения.
Инструкцию к выполнению каждого задания читает взрослый. В зависимости от уровня речевого развития ребенка ему предлагается повторить / сказать самостоя- тельно слова, словосочетания или предложения, ответить на вопрос одним словом или развернутым предложением.
Ребенок не просто слушает и повторяет за взрослым ответы, пассивно рас- сматривая картинки, но и активно работает с ними: находит нужные элементы, срав- нивает, обводит, закрашивает и т.д., что способствует более эффективному усвоению материала, одновременно развивает произвольное внимание, память, мышление и по- зволяет избежать утомления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazhi_naoborot.docx | 1019.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра «Скажи наоборот»
(Уточнение и пополнение активного словарного запаса антонимов)
Составитель:
Пономарева О. В.
Воспитатель I категории.
г. Братск
Игра «Скажи наоборот».
Цель игры: научить детей использовать в речи слова, противоположные по смыслу, активизировать мыслительную активность детей, развивать вербальную па- мять, речевой слух; воспитывать интерес к речевым играм, культуру общения.
Инструкцию к выполнению каждого задания читает взрослый. В зависимости от уровня речевого развития ребенка ему предлагается повторить / сказать самостоя- тельно слова, словосочетания или предложения, ответить на вопрос одним словом или развернутым предложением.
Ребенок не просто слушает и повторяет за взрослым ответы, пассивно рас- сматривая картинки, но и активно работает с ними: находит нужные элементы, срав- нивает, обводит, закрашивает и т.д., что способствует более эффективному усвоению материала, одновременно развивает произвольное внимание, память, мышление и по- зволяет избежать утомления.
Игры № 1: Картинку рассмотри, антоним назови
Цель игры: подбор антонимов и изменение их по категории рода.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть картинки, сравнить их. Далее взрослый задает вопросы, например: «Пюре какое? – гороховое, кабачковое, томатное, картофельное и т.д.
и т.д. Ребенок отвечает словом или словосочетани ем, например: «Высокий – низкий / Жираф высокий – дом низкий / Высокое – низкое
/ Дерево высокое – солнце низкое» и т.д. Затем можно попросит ребенка повторить всю фразу целиком самостоятельно.
[2]
Игра № 2 «Скажи наоборот»
Ход игры: взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть картинки, сравнить их. Далее взрослый проговаривает начало фразы, а ребенок заканчивает её, добавляя слово с противоположным значением. Затем можно попросит ребенка по- вторить всю фразу целиком самостоятельно.
Игра № 3:
Внимательно слушай, не зевай, антоним в предложение добавляй
Ход игры: взрослый проговаривает начало фразы, а ребенок заканчивает её, добавляя слово с противоположным значением. Затем можно попросит ребенка по- вторить всю фразу целиком самостоятельно.
Игра № 4: Подбери антоним в рифму
Ход игры: взрослый читает стихотворение и делает паузы, чтобы ребенок до- бавил в стихотворение слово противоположное по смыслу. Далее можно выучить стихотворение наизусть.
Мы КОНТРАСТНЫЕ слова, зовут нас АНТОНИМЫ: Можем мы и ПОКУПАТЬ,
Можем мы и … (ПРОДАВАТЬ). ПРИБАВЛЯТЬ и … (ОТНИМАТЬ), ЗАБЫВАТЬ и … (ПОМНИТЬ).
Можем быть мы и в СТИХАХ, Можем быть и в … (ПРОЗЕ). Можем жить мы и в ЖАРЕ, Можем – на … (МОРОЗЕ).
ТЁМНОЙ НОЧЬЮ,
… (СВЕТЛЫМ ДНЁМ),
И в ЖАРУ, и в … (ХОЛОД)
В ЛЕКСИКЕ всегда живём,
Будь ты СТАР иль … (МОЛОД).
Взрослый: Скажу я слово «высоко», а ты ответишь… Ребенок: Низко.
Взрослый: Скажу я слово «далеко», а ты ответишь… Ребенок: Близко.
Взрослый: Скажу я слово «темнота», а ты ответишь… Ребенок: Свет.
Взрослый: Теперь скажу я слово «да!», а ты ответишь… Ребенок: Нет.
Взрослый: Скажу я тихо слово «ночь», а ты ответишь… Ребенок: День.
Взрослый: Скажу я громко слово «труд», а ты ответишь… Ребенок: Лень.
Взрослый: Скажу я слово Вам «слабак», ответите… Ребенок: Силач.
Взрослый: Теперь скажу я слово «смех», ответите мне… Ребенок: Плач.
Взрослый: Скажу я слово «говорить», ответишь ты… Ребенок: Молчать.
Взрослый: Теперь скажу слово «сорить», ответишь… Ребенок: Убирать.
Взрослый: Скажу такое слово: «грязь», ответишь… Ребенок: Чистота.
Взрослый: Скажу сурово слово «злость», ответишь… Ребенок: Доброта.
Взрослый: Скажу слово Вам «хороший», ответите… Ребенок: Плохой.
Взрослый: Теперь скажу слово «старик» ответишь… Ребенок: Молодой.
Взрослый: Скажу я слово Вам «мудрец», ответишь мне… Ребенок: Глупец.
Взрослый: В игре всегда начало есть, ну а сейчас… Ребенок: Конец! [6]
Стихотворения Олеси Емельяновой
Грустный клоун громко плачет, А … (веселый) клоун скачет, Хочет подвиг совершить – Хочет рёву рассмешить.
Разворчался старый дед:
«Доживешь вот до ста лет!» Внук ответил: «Никогда!
Буду … (молодым) всегда!»
Петя пил чай ледяной
И теперь лежит больной.
Если б пил компот сливовый,
Был бы, как Степан, … (здоровый).
Долго рисовала Даша Птиц оранжевой гуашью, Но вмешался Дима в дело:
«Ворон – черный, голубь – … (белый)!»
Вышел в поле храбрый рыцарь, Может он с любым сразиться, А … (трусливого) зайчонка Напугает и девчонка.
Вася птичкам сыплет крошки. Жору все боятся кошки –
Он гоняет их метлой.
Вася – добрый, Жора – … (злой)!
За высоким за забором Можно спрятать даже гору, А за … (низеньким), увы, Виден каждый пук травы.
Сел Мишутка на качели – Мышки легкие взлетели. Для забав подобных Мишка
Что-то уж … (тяжелый) слишком.
Очень толстый червячок Яблоку прогрыз бочок.
С … (тонким) он теперь соседом О скворцах ведет беседу.
В телевизоре включенном Сто ребят и сто девчонок. Но не будет никого,
Если … (выключить) его!
Любят кот и папа Тани Спать на мягком на диване, А на … (жесткий) табурет Вовсе претендентов нет.
Для красавицы спесивой Принц не очень-то красивый.
Но он станет в миг прекрасным
Рядом с монстром … (безобразным).
Нынче пасмурный день был, Глеб зонт взял, а Лев – забыл. Дождь пролился неплохой.
Лев – весь мокрый, Глеб – … (сухой)!
Любопытный карапуз Изучал продуктов вкус,
Но из всех запомнил только
Сладкий торт и перец … (горький).
Полный чемодан гордится, Что поедет за границу,
Ну а старый и … (пустой)
В шкаф отправят на постой.
Длинный сарафан для Маши, Чтоб была всех в мире краше, А … (короткий) – для Аленки, Маленькой ее сестренки.
«Ох, – вздыхает пес голодный, –
Съесть могу кого угодно!»
… (Сытый) же ему в ответ:
«Ну, тогда меня здесь нет!»
Любит даже царь подводный Пить в жару коктейль холодный, А эмир Али-Кучай
Пьет в жару … (горячий) чай.
Грязному автомобилю Путь машины преградили:
«… (Чистым) здесь зеленый свет! Остальным дороги нет!»
Игра № 5: Мяч бросай, антоним называй
Ход игры: взрослый предлагает ребенку поиграть с мячом и объясняет прави- ла: «Мы будем бросать друг другу мяч и называть слова с противоположным значе- нием». Взрослый бросает мяч ребенку и говорит: «Большой!» Ребенок ловит мяч и бросает его обратно, одновременно говоря: «Маленький!» Вновь взрослый бросает мяч и говорит: «Добрый!», ребенок отвечает «Злой!» и т. д.
Прилагательные для игры «Скажи наоборот»:
- смелый – трусливый, сытый – голодный, легкий – тяжелый, умный – глупый, сильный – слабый, холодный – горячий, новый – старый, грязный – чистый, широ- кий – узкий, мелкий – глубокий, высокий – низкий, толстый – тонкий.
Наречия:
- быстро – медленно, мелко – глубоко, рано – поздно, трудно – легко, светло – тем- но, близко – далеко, низко – высоко и т. п.
Глаголы с противоположным действием:
- бросил – поймал, одел – раздел, поднял – опустил, нашел – потерял, плывет – то- нет, дал – взял, налил – вылил, ушел – пришел, влетел – вылетел.
Игра № 6: Картинки сравни, различия назови
Ход игры: взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть картинки, сравнить их, рассказать, что на них изображено. Далее взрослый просит ребенка на- звать различия в картинках, которые он видит, используя слова с противоположным значением. При необходимости взрослый задает наводящие вопросы. Взрослый сле- дит, чтобы ребенок отвечал полным предложением.
- Не ограничивайтесь предлагаемым материалом, поддерживайте инициативу детей в под- боре новых пар антонимов. Предложите собственноручно сделать к ним рисунки.
Уставший, огорченный, мокрый(ая), грязный(ая), извилистая, ухабистая (раз-
битая), грунтовая, дождливый (пасмурный, ненастный, хмурый).
Отдохнувший, довольный, сухой(ая), чистый(ая), прямая, ровная, асфальтовая, солнечный (ясный, погожий, безоблачный).
Грязный(ая), неопрятный(ая), неряшливый(ая), лохматый(ая), ленивый(ая), не- радивый(ая), горячий.
Чистый(ая), опрятный(ая), аккуратный(ая), причесанный(ая), трудолюби- вый(ая), старательный(ая), холодный.
Щедрый, приветливый, гостеприимный, веселые (радостные), открытая.
Жадный (скупой), неприветливый, печальные (расстроенные, обиженные), за- крытая.
Проворный, бодрый, широкая, глубокая (полноводная).
Неповоротливый, сонный, узкая, мелкая (обмелевшая).
Голодная, недовольная, маленькое (мелкое), незрелое, кислое, твердое (жест-
кое).
Сытая, довольная, большое (крупное), спелое, сладкое, мягкое.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
- Жукова О. С. Учим малыша говорить / О. С. Жукова. – М. : Издательство АСТ, 2016. – 66 с.
- Кислякова Ю. Н. Развитие речи. Занимательные игры и упражнения : учеб. на- гляд. пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образоват. программу спец. образования на уровне дошк. образования / Ю. Н. Кислякова, М. В. Былино. – Минск : Нар. асвета, 2013. – 111 с. : ил.
- Новиковская О. А. Академия развивающих игр для детей от года до 7 лет
/ О. А. Новиковская. – М. : Издательство АСТ, 2015. – 104 с.
- Султанова М. Противоположности. Книжка с заданиями по развитию внимания. Для детей дошкольного возраста / М. Султанова. – М. : «Хатбер – Пресс», 2006.
– 18 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум для родителей по теме: "Формирование активного словарного запаса детей с тяжелыми нарушениями речи в домашних условиях"
Конспект раскрывает цели, задачи, ход практикума: теоретическую часть, характеризующую особенности словарного запаса детей с нарушениями речи и опирающуюся на адаптированную образовательную прог...
Личный творческий план Тема: «Речевые игры и упражнение как средство формирования активного словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста» 2017-2018 год
Личный творческий план Тема: «Речевые игры и упражнение как средство формирования активного словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста» 2017-2018 год...
Обогащение словарного запаса: антонимы и синонимы
Обогащение словаря детей, расширение лексических категорий...
Формирование активного словарного запаса средствами детской литературы.
Тема: «Формирование активного словарного запаса средствами детской литературы.»...
Играем дома с мамой.Игра "Скажи наоборот"
Данная презентация будет полезна родителям при закреплении у ребенка навыка образования антонимов....
Личный творческий план Тема: «Речевые игры и упражнение как средство формирования активного словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста» 2018-2019
Личный творческий план Тема: «Речевые игры и упражнение как средство формирования активного словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста» 2018-2019 год...
Интерактивная игра: «СКАЖИ НАОБОРОТ»: АНТОНИМЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
В данную игру «Скажи наоборот» («Подбери антонимы») можно играть с ребенком дома или на прогулке. Эта игра отлично подойдет для группы детского сада. Дидактическ...