Статья "Развитие навыка поддержания речевого диалога в сюжетно-ролевой игре у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"
статья по развитию речи

Бегунович Ирина Александровна

В  исследовании выявлены особенности речевого диалога в сюжетно-ролевой игре у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи  и обозначены перспективы их развития.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_statya_begunovich_i.a.docx63.31 КБ

Предварительный просмотр:

Бегунович Ирина Александровна,

воспитатель,

Муниципальное казённое

образовательное учреждение

«Начальная школа-детский сад № 16

Г. Алзамай»

Begunovich I. A.,

 educator,

Municipal state educational institution

"Primary school-kindergarten No. 16

G. Alzamai"

РАЗВИТИЕ НАВЫКА ПОДДЕРЖАНИЯ РЕЧЕВОГО ДИАЛОГА

В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ

С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Аннотация: В нашем исследовании мы  выявили особенности речевого диалога в сюжетно-ролевой игре у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи  и обозначили перспективы их развития.  Для этого проведен констатирующий эксперимент, результаты которого  представлены в статье. На основании данных эксперимента были разработаны методические рекомендации по становлению речевого диалога в сюжетно-ролевой игре с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи.

Ключевые слова: речевой диалог, сюжетно-ролевая игра, дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

DEVELOPING THE SKILL OF MAINTAINING A SPEECH DIALOGUE IN A STORY-ROLE-PLAYING GAME FOR PRESCHOOLERS WITH SEVERE SPEECH DISORDERS

Annotation: In our study, we identified the features of speech dialogue in the story-role-playing game in preschoolers with severe speech disorders and outlined the prospects for their development. To do this, a ascertaining experiment was conducted, the results of which are presented in the article. Based on the experimental data, methodological recommendations were developed for the formation of a speech dialogue in a story-role game with preschoolers with severe speech disorders.

Keywords: speech dialogue, story-role-playing game, preschoolers with severe speech disorders (TNR).

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в содержание образовательной деятельности дошкольных учреждений должна быть включена образовательная область "Речевое развитие" [6]. Актуальность развития навыка поддержания речевого диалога у детей в сюжетно-ролевой игре дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи обусловлена проблемой своевременного развития у них основ коммуникации и социализации. Развитие навыков коммуникаций считается первоочередной задачей в осуществлении социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Интеллектуальное развитие ребенка, формирование эмоций, характера, личности в целом непосредственно зависят от речи.

Необходимость настоящего исследования определяется значимостью развития навыка поддержания речевого диалога в сюжетно-ролевой игре у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

В связи с этим, мы поставили цель, выделили объект и предмет исследования, определили задачи.

Цель: Выявление особенностей речевого диалога в сюжетно-ролевой игре у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, обоснование методических рекомендаций по его поддержанию. 

Объект: речевой диалог в сюжетно-ролевой игре дошкольников.

Предмет: Особенности поддержания речевого диалога у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Задачи:

1. Изучить литературные источники по проблеме поддержания речевого диалога у детей.  

2. Подобрать диагностические методики и критерии анализа, направленные на изучение особенностей поддержания речевого диалога в сюжетно-ролевой игре у дошкольников.

3. Выявить уровень и трудности поддержания речевого диалога у детей с тяжелыми нарушениями речи

4. Обосновать методические рекомендации по развитию навыка поддержания речевого диалога в сюжетно-ролевой игре у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

 Многие известные психологи и педагоги занимались вопросом изучения развития диалогической речи дошкольников.

Проблема развития диалогической речи детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх находит свое практическое отображение в ряде психолого-педагогических исследований. Этими проблемами занимался Выготский Л.С. и его последователи (Запорожец А. В., Усова А. П., Эльконин Д. Б. и др.) [2].

Для изучения особенностей речевого диалога в сюжетно-ролевой игре дошкольников с тяжелыми нарушениями речи были использованы материалы диагностической методики кандидата педагогических наук,  Алиции Петровны Зарин, апробированной в педагогике. Был отобран 21 критерий, подходящий теме нашего исследования. Также мы использовали пособие А. П. Зарин «Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка с проблемами в развитии», в котором содержится оценка изучаемых параметров и рекомендации по оформлению интерпретации полученных данных [3]. Все параметры оцениваются по семи бальной шкале: от 0 до 6. Максимальная оценка каждого параметра составляет 6 баллов.

Для исследования нами были рассмотрены две группы детей. Одну группу составляли дети с нормальным уровнем развития, вторую – дети с тяжёлыми нарушениями речи. Наблюдение за детьми проводилось во время сюжетно-ролевой игры.

В ходе исследования сформированности речевого диалога и особенностей сюжетно-ролевой игры по методике А.П.Зарин, мы получили следующие результаты.

Рисунок 1.  Уровни сформированности речевого диалога и

особенностей сюжетно-ролевой игры дошкольников

Согласно этим результатам, мы сделали выводы по уровням:

«Высокий» – Ребенок называет свои действия, легко входит в речевое общение, адаптируя голос под разные роли, отличается настойчивостью и дружелюбием в общении, с легкостью может провести речевой игровой диалог, проявляет интерес в развитии игрового сценария через смену ролей.

«Средний» – Ребёнок может включаться в речевой диалог со взрослыми и сверстниками. Он меняет тон голоса во время совместной деятельности, легко идет на контакт в процессе игры, может самостоятельно определять свои роли.

 «Низкий» – Для ведения речевого общения и в играх со взрослыми, и со своими ровесниками требуется поддержка. Случаются сложности в договоренностях о правилах игры, а также в проявлении дружелюбия к другим участникам игры. Мотивы игры у ребенка монотонны, только по вопросам воспитателя может назвать свою роль в игре.

«Очень низкий» – Ребенок способен упомянуть свою роль лишь в ответ на прямой вопрос взрослого и испытывает трудности в обращении к своим сверстникам по именам их персонажей, что усложняет ведение речевого диалога. Такие дети, как правило, участвуют в ролевых взаимодействиях только при активной поддержке взрослых. Игровой сценарий у таких детей часто бывает предсказуемым и ограниченным.

Сравнив результаты этих двух исследований, мы видим значительную разницу между сформированностью речевого диалога и сюжетно-ролевой игры у дошкольников с нормальным уровнем развития и дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Нам удалось выяснить, что большинство детей с нормальным уровнем развития находятся на высоком уровне сформированности речевого диалога и сюжетно-ролевой игры. В отличие от них, большинство детей с тяжелыми нарушениями речи показывают низкий уровень.

В связи с этим возникла необходимость проведения целенаправленной работы по развитию речевого диалога у детей с тяжёлыми нарушениями речи в процессе проведения специально организованных сюжетно-ролевых игр, вследствие чего нами были подобраны и обоснованы методические рекомендации по развитию навыка поддержания речевого диалога в сюжетно-ролевой игре у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Цель: Обоснование теоретического подхода к методическим рекомендациям по развитию навыка поддержания  речевого диалога в сюжетно-ролевой игре у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.

Задачи:

- осуществить  отбор  методов  и  приёмов  работы  по  развитию  у  детей с тяжёлыми нарушениями речи умений строить диалог  в  игре;

- разработать  серию  тематических  сюжетно-ролевых  игр, направленных на развитие навыка поддержания  речевого диалога  у детей с тяжёлыми нарушениями речи;

- спроектировать  формы работы, направленные на развитие навыка поддержания  речевого диалога  у детей с тяжёлыми нарушениями речи в сюжетно-ролевой игре.

Перед проведением сюжетно-ролевой игры с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи необходима предварительная работа, которая проходит в несколько этапов.

На первом этапе – подготовительном –  проводится не менее 10 занятий. Это занятия на обогащение словаря по темам связанным с профессиональной тематикой –  детям дается лексика, первичные знания по профессиям, которые будут присутствовать в сюжетно-ролевых играх. У детей идет расширение словарного запаса (развитие словаря), обучение культуре диалога в социально значимых для них ситуациях. Среди методов, используемых на данном этапе, могут быть: беседы по тематике сюжетно-ролевой игры, чтение литературных произведений, экскурсии [4].

На втором этапе подготовки к сюжетно-ролевой игре –  основном – также проводится не менее 10 занятий. На этих занятиях происходит введение диалога в игровое взаимодействие – используются методы и приемы на закрепление пройденного, развитие связной речи в игровой ситуации.

К методам данного этапа можно отнести: дидактические игры, подвижные игры, направленные на закрепление диалогических умений. Для развития связной монологической речи лучшим приемом послужит прием коллективного рассказывания по сюжетной картинке [5].

Третьим – заключительным –  этапом проводятся сюжетно-ролевые игры профессиональной направленности, не менее 10, на основе пройденного материала.

В целом, наша работа отражает глубокое понимание того, как дети учатся и общаются, и предлагает позитивную и структурированную модель развития для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Успешная реализация данных рекомендаций может значительно улучшить речевые и коммуникативные навыки детей, что сделает их общение с окружающим миром более полноценным и разнообразным.

Практическая значимость:  материалы работы могут быть использованы в качестве методических рекомендаций для воспитателей, учителей-дефектологов, логопедов в процессе работы над речевым диалогом с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи, а также в качестве повышения педагогической компетенции родителей

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бородич, А. М. Методика развития речи детей: учебно-методическое пособие / А. М. Бородич. – М.: Изд-во «Просвещение», 2001. – 255 с.
  2. Выготский, Л. С. Психология развития ребёнка / Л. С. Выготский. – М.: Смысл, 2003. – 512 с.
  3. Зарин, А. П. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка с проблемами в развитии: учебное пособие для вузов / А. П. Зарин. – М.: Издательство «Юрайт», 2022. – 320 с.
  4. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева; под ред. Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, 2016. – 159 с.
  5. Ушакова, О. С. Закономерности овладения родным языком: развитие языковых и коммуникативных способностей в дошкольном детстве / О. С. Ушакова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 288 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс] / URL: https://fgos.ru/FGOS/standart _pdf.php?id=993 (дата обращения: 18.09.2023)

LITERATURE

  1. Borodich, A.M. Methods of speech development of children: an educational and methodical manual / A.M. Borodich. - M.: Publishing house "Enlightenment", 2001. - 255 p.
  2. Vygotsky, L. S. Psychology of child development / L. S. Vygotsky. - M.: Smysl, 2003. – 512 p.
  3. Zarin, A. P. Complex psychological and pedagogical examination of a child with developmental problems: a textbook for universities / A. P. Zarin. – M.: Yurayt Publishing House, 2022. – 320 p.
  4. Tikheeva, E. I. The development of children's speech / E. I. Tikheeva; edited by N. F. A. Sokhin. – M.: Enlightenment, 2016. - 159 p.
  5. Ushakova, O. S. Patterns of mastering the native language: the development of linguistic and communicative abilities in preschool / O. S. Ushakova. – 2nd ed., ispr. and additional. – M.: Shopping center Sphere, 2018. – 288 p.
  6. Federal State educational standard of pre-school education: Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated October 17, 2013 No. 1155 [Electronic resource] / URL: https://fgos.ru/FGOS/standart _pdf.php?id=993 (accessed: 09/18/2023)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Цель нашей работы состояла в исследовании особенностей формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Работа была организована на базе МБДОУ Детский сад №2...

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-коммуникативного развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Для всестороннего развития ребенка в соответствии с его возможностями, формирования предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих готовность к обучению в школе, социальную успешность и...

Использование здоровьесберегающих технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Использование здоровьесберегающих технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи....

«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ИНЖЕНЕРНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕГО КОНСТРУИРОВАНИЯ»

Игры с использованием наборов лего имеют огромное значение для развития важнейших социально - эмоциональных навыков дошкольников. А это как раз необходимые умения - узнавать и понимать, выражать личны...

«Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в подготовительной к школе группе».

Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.Аннотация: сформированный фонематический слух и умение проводить звуковой анализ и синтез пом...

Выступление на тему "Использование технологии музыкально-ритмического воспитания в развитии коммуникативных навыков старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

МАСТЕР-КЛАССЦель мероприятия: Обмен опытом педагогической деятельности по использованию технологии музыкально-ритмического воспитания в развитии коммуникативных навыков старших дошкольников с тяж...