Программа ДОУ детско-родительского клуба "Журавушка" для детей дошкольного возраста
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)

Зимирева Ирина Владимировна

программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_detsko-rodit_kluba_zhuravushka_24.docx40.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение

города Нижневартовска детский сад №56 «Северяночка»

C:\Users\User\Desktop\_Эмблема1.png

Программа детско-родительского клуба

«Журавушка»

(по истокам устного народного творчества)

                                                                               

                                                                                Автор- составитель:  

                                                                      воспитатель Зимирева И.В.

г. Нижневартовск, 2024

 

 

 Пояснительная записка

 

Значение семьи в жизни каждого человека, общества и государства трудно переоценить. Именно семья - неисчерпаемый источник любви, преданности и поддержки. В семье закладываются основы нравственности, духовности.

     Важнейшим источником развития выразительности  для детей являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).              Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование  в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

    Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.

Здоровая, крепкая, благополучная семья – залог стабильности и процветания любого общества.

Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте.

Нельзя обсуждать тему духовности народа, не зная его истории, не зная его традиции, накопленных нашими предками. Мир, согласие, любовь, дружба, отсутствие вражды, порядок. Как же нам не хватает этих качеств в современном мире! Как важно, чтобы наши дети были в ладу с собой и с другими людьми.

Возрождение народа невозможно без обращения к истокам, без постижения и принятия ценностей народной культуры. К сожалению, современная семья утратила многое из старых добрых традиций, включающих и воспитательные функции. С уверенностью можно сказать, что большинство, очень поверхностно знакомо с народной культурой и бытом.

В связи с этим ведущей целью работы детско-родительского клуба «Журавушка» в 2023-2024 учебном году является приобщение детей и родителей к русской народной культуре, к истокам устного народного творчества, традициям и обычаям.

 Актуальность : Одним из действенных средств воспитания такого человека и его полноценного развития является устное народное творчество.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество — неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Цель :Развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.

Задачи:

 1.Повысить  интерес у  детей дошкольного возраста к русскому фольклору- способствовать укреплению детско-родительских отношений  через творческую деятельность;

 2.Развивать у детей  дошкольного возраста память, внимание,     мышление через заучивание разнообразных форм фольклора; развивать взаимопонимание взрослых и детей, используя вербальные и невербальные средства общения;

3.Вызвать у детей эмоциональное сопереживание, эмоциональный отклик на произведение устного народного творчества;  интерес родителей и  получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;

4.Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах, развивать творческие способности и воображение  взрослых и детей в процессе  общения;  

5.Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе   работы, создавать комфортную обстановку для родителей, атмосферу доброжелательности, сотрудничества, расширять представления родителей о воспитании детей

Участниками Клуба являются дети дошкольного возраста , их родители (законные представители), педагоги и специалисты ДОУ.

 

Обязательное условие детско-родительских встреч: добровольность, компетентность, индивидуальный подход, открытость, постоянная обратная связь, соблюдение этических норм.

 

  Этапы работы:

Сентябрь – организационно-подготовительный

- Анкетирование родителей для выявления запросов и интересов, определения оптимальных форм работы;

- Выбор творческой группы педагогов ДОУ для работы в семейном клубе;

- Тематическое планирование работы семейного клуба на учебный год, написание конспектов, подбор необходимых материалов и игр.

 

Октябрь- Май – основной этап

Встречи семейного клуба 1 раз в месяц

 

         Июнь –заключительный этап

- Анкетирование родителей с целью определения удовлетворенности родителей работой семейного клуба, определения дальнейших перспектив работы на следующий учебный год.

- Оценка результатов реализации проекта.

- Оформление проекта по результатам работы семейного клуба.

- Распространение опыта среди педагогической общественности в рамках научно-практических конференций, мастер-классов, семинаров, публикаций в СМИ и Интернет.

 

Формы работы:

- игры и упражнения;

- релаксационные и динамические паузы;

- презентации, консультации;

- дидактические и подвижные игры;

- художественно – творческая деятельность;

- мастер-классы;

- дискуссия, круглый-стол;

- викторины, тематические занятия.

 

 

Тематический план встреч детско-родительского клуба

«Журавушка» на 2023-2024 учебный год

 

Сентябрь – октябрь

Подготовка консультации для педагогов и родителей по теме «Устное народное творчество»,

Чтение доклада для педагогов ДОУ «Устное народное творчество в жизни ребенка»;

Знакомство с народным календарем на сентябрь – октябрь месяц.

Ноябрь – декабрь

«Приобщение детей к родной культуре посредством устного народного творчества», «В гости к бабушке пойдем»;

Знакомство с народным календарем на ноябрь – декабрь месяц.

Январь – февраль

Игра – викторина для педагогов «В мире устного народного творчества»;

Развлечение для родителей и детей «В мире сказок»;

Беседы с детьми о малых жанрах фольклора;

Знакомство с народным календарем на январь – февраль месяц.

Развлечение для родителей «Влияние устного народного творчества на речевое развитие дошкольников»

Март – апрель

Ознакомление с традициями и обычаями русского народа;

Знакомство с народным календарем на март –апрель месяца. Викторина для детей «Что вы знаете о традициях?» Развлечение для родителей и детей «Игры наших бабушек»;

Май

Встреча с родителями в игровой форме «Малые жанры фольклора»;

Тематический план детско-родительского клуба «Журавушка» с детьми

Сентябрь

Разучивание потешки «Водичка -водичка»

Цель: учить получать радость от чтения новой потешки

Цель: закрепить названия частей тела.

Разучивание потешки «Это вся моя семья.»

Цель : закреплять знания детей о членах семьи              

П/и «Каравай»

Цель: учить выполнять движения в соответствии с

текстом. Настольный театр «Курочка ряба»        

Октябрь

Разучивание потешки «Петушок»

Цель: учить понимать содержание потешки. Загадки об   игрушках.

Загадки об овощах и фруктах

Цель: учить понимать образный язык загадок    

Игра «Огуречик»

Цель: учить убегать по сигналу.  

Настольный театр «Репка»  

Ноябрь

Разучивание потешки «Водичка, водичка»

Цель: воспитывать положительное отношение к умыванию.   Игра «У медведя во бору»

Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом. Театр кукол би-ба-бо «Теремок» . Разучивание потешки «Вот они сапожки»

Цель: воспитывать положительное отношение к одеванию.

Декабрь

Разучивание потешки «Наши уточки с утра»

Цель: закрепить умение звукоподрожания.   Загадки о домашних животных.

Цель: учить понимать образный язык загадок. Игра «Идет коза»

Цель: учить убегать по сигналу.  Кукольный спектакль «Угадай кто мы» Праздник елки. Разучивание потешки «Пальчик — мальчик». Загадки о елке, деде Морозе,

Снегурочке.  Игра «В лесу родилась елочка»

Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Январь

Разучивание колыбельной «Баю-баю, баиньки, купим сыну валенки»

Цель: вызвать у детей положительое отношение к дневному сну. Загадки о зимней природе.        

Игра «Как на тоненький ледок»

Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом. Разучивание потешки «Иголка». Цель: воспитывать бережное отношение к одежде. Игра «Лохматый пес»

Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом. Кукольный театр «Заюшкина избушка»

Февраль

Разучивание потешки «Пампушки»

Цель: развивать речевое внимание. Игра: «Мыши водят хоровод».

Цель: Учить убегать по сигналу. Пальчиковый театр «Колобок». Разучивание колыбельной «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю»

Цель: вызвать у детей положительное отношение к дневному сну. Загадки о диких животных

Цель: учить понимать образный язык загадок    

 

Март

Игра «Лиса и зайцы»

Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом. Настольный театр «Больная кукла» В.Берестов

Разучивание потешки «Сидит белка на тележке»

Цель: развивать мелкую моторику рук.         Загадки о транспорте.

Цель: учить понимать образный язык загадок    

Апрель

Загадки о весенней природе. Игра : «Воробей»

Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.  Разучивание потешки «Сапожок»

Цель: закреплять в речи названия предметов одежды.

Игра «Скачут по дорожке желтые сапожки»

Цель: развивать речевое внимание        

Кукольный театр «Топотушки»

Литература:

 

1.     Бойчук И.А., Папушева Т.Н. Программа «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчество»

2.     Боронина Е.Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду. – М.: Владос, 1999.

3.     Бударина Т.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» Санкт-Петербург «Детство-Пресс»2001

4.     Зацепина М.Б. «Народные праздники в детском саду» Москва; «Мозаика-Синтез»2006

5.     Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Методическое пособие «Народные праздники в детском саду» 

6.     Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. М.: Творческий центр, 2005 г.

7.     Князева О.Л., Маханева М.Д. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Санкт-Петербург «АКЦИДЕНТ» ,1997

8.     Комарова Т.С. «Народное искусство в воспитании детей», Москва;1997

9.     Хазова М.В. «Горенка». Программа комплексного изучения музыкального фольклора. М.: «Владос», 1999.

10. Шорыгина Т.А. «Родные сказки. Нравственно-патриотическое воспитание» Москва; Прометей Книголюб; 2003

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Детско-родительские отношения – один из видов человеческих отношений. По мнению Т.И.Пуховой, это система разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку, ребенка по отношению к родителю, особенн...

Программа по реализации дополнительной образовательной программы развитие спортивной одарённости у детей дошкольного возраста.

На сегодняшний день одной из приоритетных задач развития образования в России является развитие и поддержка одаренных детей. Об этом говориться в президентской программе «Дети России», вк...

Консультация для родителей «Особенности взаимосвязи детско-родительских отношений у детей дошкольного возраста»

 Социальная адаптация представляет собой начальную стадию социализации личности и совпадает с периодом детства. В этот период происходит вхождение ребенка в мир людей. Ребенок овладевает ...

Детско родительский клуб "Крепыши" старший дошкольный возраст.

Предоставлен отчёт о проделанной работе детско- родительского клуба "Крепыши" .Семинр- практикум по теме: "Наши мамы лучше всех!"Цель- повышение интереса воспитанников и родителей ...

Особенности детско-родительских отношений с детьми дошкольного возраста

Презентация "Особенности детско-родительских отношений с детьми дошкольного возраста" содержит цель, задачи, методы исследования детско-родительских отношений. Также предоставлен тест-опросн...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Пояснительная запискаВ отличие от других программ коррекционного развития детей, Программа «Волшебный язычок» направлена на синтез слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании с...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...