Составление рассказа по серии сюжетных картин "Девочка и ёж"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Анненкова Любовь Александровна

Развитие связанной речии по серии сюжетных картин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игры по развитию речи17.1 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи.

Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Девочка и ёж».

Педагогические задачи: Содействовать формированию умений отгадывать загадки, аргументируя свой ответ, внимательно рассматривать картину, выделять в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя) и озвучивать её, составлять целостный рассказ по сюжетным картинкам, пользуясь разными видами предложений; побуждать детей к придумыванию окончания рассказа; создавать условия для организации и проведения упражнения в подборе слов на заданную тему; способствовать развитию восприятия, памяти, внимания, умений выслушивать друг друга, не перебивать во время выполнения задания, договариваться и приходить к общему мнению.

Итоги освоения содержания темы:

  • Любознательный, активный – проявляют познавательную активность; принимают познавательную задач и решают её доступными способами (наблюдение, сравнение доказательство, высказывание предположения), интересуются животными и растительным миром.
  • Эмоционально отзывчивый – проявляют готовность помочь; высказывают мнение о причинах эмоционального состояния; понимают некоторые образные средства для передачи настроения в изобразительном искусстве.
  • Овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками – отвечают на вопросы развернутой фразой; с помощью воспитателя объединяются для совместной деятельности; имеют богатый словарный запас; безошибочно пользуются обобщающими словами и понятиями, обладают чистой, грамматически правильной и выразительной речью.
  • Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы,), адекватные возрасту, - стремятся к проявлению задачи (проблемы), адекватные возрасту, - стремятся к проявлению творческой инициативы; принимают тему, создают выразительные образы в художественной деятельности; проявляют самостоятельность в придумывании рассказов по картине, не повторяя рассказов других, пользуясь разнообразными средствами выразительности; замечают речевые ошибки сверстников, доброжелательно исправляют их.
  • Имеющий первичные представления о себе, природе – имеют положительную самооценку; стремятся к успешной деятельности; имеют представления о многообразии животных и растений, их потребностях как живых организмов.
  • Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – слушают и понимают взрослого; действуют по правилу; стремятся к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым.
  • Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками – сформированы специальными умения и навыками (речевые, изобразительные), необходимые для осуществления разных видов детской деятельности (коммуникативной, чтение художественной литературы.

Материалы: сюжетные картинки; жетоны, две корзинки; два набора элементов последней картины.

Организация познавательно коммуникативной деятельности

  1. Отгадывание загадок.

- Ребята, сегодня будем составлять рассказ по картинкам. А о ком и о чём будет рассказ, вы скажите сами, как только отгадаете загадки.

1. У неё косички,

Длинные реснички,

Юбочка с воланами,

Платьице с карманами.

Кто же это: белочка, Мальчик или девочка? (Девочка.)

- Как догадались? (ответы детей)

2.Пока дети –

Каждый в берете,

Повзрослели-

Шляпы надели. (Грибы)

-Почему решили, что грибы? (ответы детей.)

3. Что за белочка такая?

Это ёлочка живая.

В серенькой одёжке,

Ходит по дорожке. (Ёж.)

-Докажите, что это ёж. (Ответы детей.)

4. Богатырь стоит богат,

Угощает всех подряд:

Ваню – земляникой,

Машеньку – орешком,

Аню – костяникой,

Петю – сыроежкой,

Катеньку – малиной,

А Васю – хворостинкой. (Лес.)

- Почему решили, что это лес. Докажите. (ответы детей.)

- Значит, о ком и о чём мы будем составлять рассказ? (Ответы детей.)

2. Рассматривание картин. Беседа по содержанию картин.

Воспитатель показывает детям первую картину

-Что изображено на картине? Кто изображён? Что делает девочка? (Держит в руках пустую корзинку, разговаривает с ежом, наверное, о чём - то спрашивает.)

Воспитатель показывает детям вторую картину.

- Что изображено на этой картине? (Девочка набрала полную корзину грибов, уходит, машет рукой на прощание, ёж остаётся в лесу.)

3. Составление рассказа.

- Мы рассмотрели внимательно все картины. Теперь вы будете составлять рассказ по всем картинам от начала до конца, но постарайтесь каждый додумать, что могли бы сказать друг другу герои на прощание и что могло произойти с ними дальше (заслушиваются 5 – 5 рассказов).

4. Игры.

- Предлагаю поиграть. Вы разделитесь на две команды. Сегодня будете подбирать слова по теме «Лес». На каждое слово каждая команда кладёт жетон в свою корзинку. Главное условие: чтобы слова не повторялись. В конце игры мы посчитаем жетоны и выясним, какая команда знает больше слов на тему «Лес».

По окончании игры подчитывается количество жетонов в каждой команде и объявляется команда – победительница.

- Я предлагаю ещё одно интересное упражнение. С его помощью мы сможем проверить, какая у вас память, какие вы внимательные. Посмотрите внимательно на картину и постарайтесь запомнить, где расположено. (Дети смотрят в течении 15 – 20 секунд; воспитатель убирает картину.)

Теперь вы должны из отдельных частей собрать целую картину, как это было у художника.

По окончании выполнения задания дети считают, сколько ошибок было у каждой из команд.

5. Итог. Рефлексия деятельности.

- Что учились составлять?

- О ком составляли рассказ?

Какие задания вызвали затруднения?

Какие задания вызвали затруднения?

- Какие задания выполнили легко?

- Что интересного сегодня было на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок

В статье размещены методические рекомендации, по обучению детей с О.Н.Р....

Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок

В статье размещены методические рекомендации, по обучению детей с О.Н.Р....

Консультация для педагогов Тема: Обучение детей старшего дошкольного возраста с ТНР составлению рассказов по серии сюжетных картин.

статья знакомит педагогов с обучением детей составлению  рассказов по серии сюжетных картин....

Конспект НОД на тему «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Скворцы прилетели».

Сезонное занятие на тему весны с использованием нагляднсти....