Конспект занятия «Сад - огород» старшая группа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шуман Римма Владимировна

Конспект занятия по развитию речи для обучающихся старшей группы компенсирующей направленности (ОНР  IIIII уровень)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_sad_-_ogorod_st.gr_.docx275.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи для обучающихся старшей группы компенсирующей направленности (ОНР  II – III уровень)

Тема занятия:         «Формирование лексико-грамматических конструкций (согласование прилагательных, образование относительных прилагательных)»

Лексическая тема недели:         «Сад - огород».

Цель:         Формирование и развитие навыков образования уменьшительно-ласкательных существительных и относительных прилагательных.

Задачи:

  • расширять активный и пассивный словарь по теме: “Овощи”, «Фрукты»;
  • ввести новые понятия сад и огород;
  • учить образовать относительные прилагательные;
  • формировать навыки использования согласовательных конструкций прилагательных с существительными.

Словарь:

1.        Предметный: сал, огород, овощи, фрукты, помидор, огурец, капуста, морковь, свекла, яблоко, апельсин, лимон, персик.

2.        Словарь признаков: овощной, фруктовый, яблочный, апельсиновый, лимонный, персиковый, свекольный, морковный, капустный, картофельный и т.п..

3.        Глагольный словарь: рубим, трем, солим, жмем.

        

Оборудование:        муляжи овощей и фруктов (которые использовались для формирования словаря по лексической теме), картинки с изображением огорода и фруктового сада, большая корзина и две маленькие корзины с синей и красной лентой, куклы Ваня и Таня, игра «овощной суп» и «фруктовый компот».

Ход занятия.

Этап

Содержание

Примечание

Орг. момент

Логопед показывает корзину, в которой лежат муляжи овощей и фруктов, накрытые салфеткой

Слуховое внимание

Послушайте, про какой фрукт или овощ я сейчас буду говорить. Кто угадает, тот возьмет себе эту игрушку.

Жёлтый, кислый, сочный -  лимон.

Сладкий, круглый, сочный - персик

Спелое, красное, гладкое - яблоко

Оранжевый, круглый, большой - апельсин

Круглый, красный, твёрдый - помидор

Твёрдый, зелёный, овальный - огурец

Золотистый, горький, полезный - лук

Круглая, тяжёлая, зеленая - капуста

Оранжевая, полезная, длинная – морковь

C:\Users\Шуман\Downloads\WhatsApp Image 2024-10-28 at 15.01.36.jpeg

Простые согласовательные конструкции прилагательных с существительным.

Закрепление навыка -

самостоятельное формирование фразы.

Скажите, какой фрукт или овощ у вас в руках? Вспомните красивые слова, которое я говорила, про ваши фрукты и овощи, когда вы их отгадывали.

Педагог даёт образец фразы «У меня оранжевый апельсин» или « У меня большая зеленая капуста»

Дети называют, какой фрукт они держат:

Прил.+сущ (лля II ур.р.р)

Прил.+прил+сущ (лля III ур.р.р)

Дифференциация понятий «овощи» и «фрукты»

Предлагаю овощи и фрукты разложить по разным корзинкам. В корзину с синей лентой – овощи, а с красной лентой – фрукты.

Дети раскладывают овощи и фрукты, логопед уточняет у некоторых детей почему он кладет свой предмет именно в эту корзину.

Введение новых понятий "сад" и "огород"

Как вы думаете, где Осень взяла так много овощей? (ответы детей).

Огород - это огражденный участок земли, где есть грядки и парники. Там люди выращивают овощи (показ).

Хорошо, а где она собрала фрукты? (Ответы детей).

Садом называют ограждённую территорию с плодовыми деревьями - это яблочное дерево, сливовое дерево и др.(показ).

Физ. минутка

Овощи и фрукты –    (наклониться вниз, достать до пола

                                     руками (огород) выпрямиться,

                                     потянуться руками вверх (сад))

вкусные продукты.   (погладить правой рукой по

                                      животику, затем левой рукой)

        

в огороде                   (наклоны вниз, достать руками до

                                   пола (собираем урожай на грядках)

и в саду                   (выпрямиться, потянуться руки вверх

                                    (собираем урожай в саду)

для еды я их найду    (погладить правой рукой по

                                     животику, затем левой рукой)

Дети отвечают, а педагог располагает картинки. Picture backgroundPicture background

Образование относительных прилагательных.

Посмотрите сколько у нас фруктов и овощей, а что из них можно приготовить?

Из фруктов готовят…. (ответы детей)

Давайте попробуем сказать, какой сок мы можем получить из овощей и фруктов?

Сок из яблока – яблочный, из персика - …, из апельсина - …, , из сливы – сливовый.

А вы знаете, что сок можно делать также и из овощей.

Вспомните, как называется сок из моркови – морковный, а из помидора – томатный.

А какое варенье получится из:?

Яблока – яблочное, из апельсина – апельсиновое, из сливы – сливовое, из персика – персиковое.

А давайте вспомним, что ваши мамы готовят из овощей? (салаты, супы, пюре и др.).

А какой салат получится из: свёклы – свекольный, из моркови – морковный, а из капусты – капустный.

На доску прикрепляются картинки

C:\Users\Шуман\Downloads\WhatsApp Image 2024-10-28 at 15.11.45.jpeg

Динамическая пауза

Закрепление слов действий.

Сейчас мы с вами попробуем тоже приготовить свой салат из капусты и моркови с помощью пальчиков.

Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим»

Мы капусту рубим

Мы морковку трём

Мы капусту солим

Мы капусту жмёт

Что мы делали с капустой? С морковкой?

Педагог проговаривает и показывает действия, а дети повторяют за взрослым.

Закрепление навыка -

самостоятельное формирование фразы

Посмотрите, к нам пришли в гости куклы Ваня и Таня. Ваня любит овощные супы, значит, они будут из чего? (ответы детей)

Таня любит фруктовые компоты, из чего они?

Сейчас будете вытягивать картинку с нарисованной кастрюлей и картинкой овоща или фрукта, и угощать Таню и Ваню супами и компотами.

Педагог даёт образец фразы «Тане дам яблочный компот».

Дети достают картинку  и отдают ее определенной кукле проговаривая, кого и чем угощают.

C:\Users\Шуман\Downloads\WhatsApp Image 2024-10-28 at 15.01.35 (2).jpeg

C:\Users\Шуман\Downloads\WhatsApp Image 2024-10-28 at 15.01.35 (1).jpeg

Подведение итогов

 С какими двумя новыми словами мы сегодня познакомились? «Огород», «Сад»

Что повторили?

В какие игры играли?

Спасибо ребята! Мне очень понравилось, как вы играли. Я вас хочу угостить спелыми, сочными яблоками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике старшая группа. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа.

Конспект занятия по математике старшая группа. Провела Седова О. А. 23.03.2021.-25.03.2021.  Литература. И. А. Помораева. Формирование элементарных математических представлений.Ста...

конспект открытого логопедического занятия на тему "Весна" план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

конспект открытого логопедического занятия на тему "Весна"план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме...

конспект занятия «Школа дорожных наук» план-конспект занятия по обж (старшая группа)

Цель занятия. Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем ми...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе с использованием техники правополушарного рисования "Грачи прилетели" план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Цель: формировать восприятие живописи и красок весны, эмоциональное развитие дошкольников.Задачи занятия: Образовательная: познакомить детей со способами изображения весны в творчестве ...