Конспект тематического интегрированного занятия по картине В. М. Васнецова «Богатыри» в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Преснякова Наталия Валерьевна

тематическое занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_bogatyri_zemli_russkoy.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект тематического интегрированного занятия

по картине В. М. Васнецова «Богатыри»

Тема. Составление рассказа по картине В. М. Васнецова «Богатыри».

Цель. Развитие речи.

Образовательные задачи. Обучение составлению рассказа по сюжетной

картине. Расширение представлений о Русском фольклоре, знаний о русских

богатырях — защитниках земли Русской. Совершенствование навыков ориен-

тировки на плоскости. Совершенствование навыков звукового анализа.

Развивающие задачи. Развитие диалогической речи,

связной речи, зрительного восприятия и внимания, ловкости, меткости, координации движений, мелкой моторики, межполушарного взаимодействия.

Воспитательные задачи. Воспитание патриотизма, любви к родной земле, уважения к защитникам Отечества.

Предварительная работа

Рассматривание картины В. М. Васнецова «Три богатыря», словарная работа, обогащение словаря,

подготовка к рассказыванию по картине. Вырезывание фигур богатырских коней

Оборудование. Репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри», игра «Дартс», Плоскостные изображения снаряжения и оружия богатырей, фон для коллективной аппликации, плоскостные изображения богатырских коней, вырезанные детьми; клеевые карандаши, влажные салфетки, мольберт, магнитная доска.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Ход занятия

1. Организационный момент. Создание эмоционального положительного фона занятия.

Дети вбегают в музыкальный зал под музыку В. Витлина, изображая всадников. Как только музыка заканчивается, останавливаются.

Воспитатель. Сегодня мы побываем в далеком прошлом и продолжим знакомиться с русскими богатырями — защитниками земли Русской.

2. Беседа по картине В. М. Васнецова «Три богатыря». Развитие зрительного восприятия и внимания, диалогической речи, расширение словаря(обогащение синонимами, эпитетами).

Воспитатель приглашает детей на стульчики, стоящие полукругом перед мольбертом с репродукцией картины.

Воспитатель.

Собрались мы здесь не зря.

Это три богатыря.

Великаны, молодцы,

Силачи и удальцы!

Землю Русскую хранили,

Честь свою не уронили.

И враги родной земли

Победить их не смогли.

-Расскажите, кого вы видите на картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

1-й р е б е н о к. На картине «Богатыри» изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

Воспитатель. Верно. Фигуры богатырей на конях, расположенные на переднем плане картины, символизируют силу и мощь русского народа. Что вы можете сказать о богатырях? Какие они?

Д е т и. Сильные. Могучие. Красивые. Огромные.

Воспитатель. Верно. Богатыри — это надежная и мощная сила, защитники родной земли. Так и хочется сказать: «Здесь русский дух! Здесь Русью пахнет». Опишите каждого из богатырей.

2-й р е б е н о к. В самом центре картины изображен Илья Муромец. Это могучий русский воин. Илья Муромец сидит на коне с копьем наперевес. Этим копьем он готов поразить врагов родной земли. На его правой руке висит булава — тоже мощное оружие, которое пригодится ему в бою.

Воспитатель. В былинах говорится: «А конь под Ильей — лютый зверь». Мощная фигура коня украшена цепью, а не упряжью. Художник подчеркивает этим мощь коня.

3-й р е б е н о к. Добрыня Никитич изображен на картине слева. Он гордый. У него красивое лицо. Он решительно вынимает меч из ножен и готов броситься в бой, чтобы защитить свою родину.

Воспитатель. Хорошо, что вы обратили внимание на то, какое благородное лицо у Добрыни Никитича. По народным преданиям он был очень образованным человеком. С его именем связано много чудес, например заговоренная броня, которую не могли пробить его враги, волшебный меч-кладенец, который придавал богатырю необыкновенную силу и непобедимость.

4-й р е б е н о к. Алеша Попович — самый молодой из богатырей, он находится на картине справа. Он изображен с луком и стрелами в руках. К его седлу привязаны гусли. Алеша не только бесстрашный воин, но и гусляр.

Воспитатель. Да. Сохранились сказания о том, что Алеша Попович был не только смелым воином и защитником родной земли, но и песенником, весельчаком. Вы хорошо рассказали о богатырях. А я хочу обратить ваше внимание на то, как они защищены, на их кольчуги, шлемы, щиты. Чтобы быть уверенным в бою, воин должен быть хорошо защищен А теперь расскажите о природе, которая изображена на картине.

5-й р е б е н о к. Богатыри изображены в чистом поле. За их спиной мы видим холмы, покрытые лесом. Над головами богатырей хмурое небо, темные тучи.

Воспитатель. Верно. И поле, и лес изображены мрачными. А хмурые тучи как будто предупреждают об угрозе и готовности всегда быть начеку, быть готовыми к бою с врагами, которые хотят захватить Русскую землю. Сильная и богатая Русь всегда вызывала зависть врагов. И ее защитники всегда были начеку, были готовы к сраженью с врагами. Они не уронили своей чести, всегда вставали на защиту родины. На Руси человек, который был трусом и прятался

от врагов, считался бесчестным.

3. Подвижная игра «Богатырское состязание». Развитие меткости, ловкости, координации движений.

Инструктор по физической культуре приглашает детей в центр зала, где на стойке закреплена мишень для игры «Дартс» на «липучках».

П е д а г о г. Представьте, что вы — молодые русские богатыри. И вам нужно стать ловкими и меткими. Давайте потренируемся и посмотрим, кто у нас самый меткий богатырь.

Дети по очереди метают дротики в мишень, а потом выбирают самого ловкого «богатыря».

4. Подвижное упражнение «Конь вороной». Упражнение в ходьбе с высоким подниманием колена.

Инструктор по физической культуре предлагает детям построиться в колонну друг за другом.

П е д а г о г. А теперь молодые богатыри покажут, как они гарцуют на конях. (Музыкальное сопровождение упражнения. Дети произносят текст и шагают по кругу друг за другом с высоким подниманием колена.)

Д е т и.

Конь мой, коник вороной

Скачет дальней стороной.

Грива развивается,

Люди удивляются:

«Вот так всадник на коне!» —

И дают дорогу мне.

5. Составление рассказа по картине В. М. Васнецова «Богатыри».

Развитие связной речи, навыка составления рассказа по сюжетной картине.

Воспитатель вновь приглашает детей к картине.

Воспитатель. А теперь давайте составим рассказ по картине. Сначала расскажите, кто изображен на картине, на каком фоне и почему. Потом опишите каждого богатыря. Закончите рассказом тем, понравилась ли вам картина.Не забывайте употреблять выражения «на переднем плане, на заднем плане, в центре полотна».

1-й р е б е н о к. На картине «Богатыри» Виктора Михайловича Васнецова изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Богатыри изображены на переднем плане картины на конях в чистом поле. За их спиной мы видим холмы, покрытые темным лесом. Над головами богатырей хмурое небо, темные тучи. Тучи как будто предупреждают о том, что враги готовы напасть на Русскую землю, а богатыри должны быть готовы к бою с врагами, которые хотят захватить Русскую землю.

2-й р е б е н о к. В самом центре картины изображен Илья Муромец. Это могучий русский воин. Илья Муромец сидит на коне с копьем наперевес. Этим копьем он готов поразить врагов родной земли. На его правой руке висит булава — тоже мощное оружие, которое пригодится ему в бою.

3-й р е б е н о к. Добрыня Никитич изображен на картине слева. Он гордый. У него красивое лицо. Он решительно вынимает меч из ножен и готов броситься в бой, чтобы защитить свою родину.

4-й р е б е н о к. Алеша Попович — самый молодой из богатырей, находится на картине справа. Он изображен с луком и стрелами в руках. Он готов выпустить стрелы по врагу в любой момент. К его седлу привязаны гусли. Он не только бесстрашный воин, но и гусляр.

5-й р е б е н о к. Мне понравилась картина, потому что на ней изображены богатыри — защитники земли Русской. Они смелые, сильные, могучие. Так и хочется сказать: «Здесь русский дух! Здесь Русью пахнет!»

Воспитатель. Вы составили замечательный рассказ, и я горжусь вами!

6. Пальчиковая гимнастика «Кони». Развитие мелкой моторики, координация речи с движением.

Воспитатель приглашает детей выйти в центр зала, встать в круг и выполнить упражнение.

Воспитатель. А теперь давайте вспомним упражнение о богатырских конях, которые пасутся на лугу, сделаем пальчиковую гимнастику, подготовим ручки к работе над аппликацией.

Дети поют и выполняют пальчиковую гимнастику. На первые четыре строки они сжимают и разжимают кулаки. На последующие строки загибают пальцы на обеих руках, начиная с большого пальца, на каждое название коня.

Д е т и.

Кони гуляют гурьбой на лугу,

Я всех коней перечислить могу.

Кони пасутся у речки гурьбой.

Их посчитаем еще раз с тобой:

Черный как уголь, белый как снег,

Рыжий как пламя красивее всех.

Серый весь в яблоках с гривой седой,

Конь шоколадный совсем молодой.

8. Коллективная аппликация «Богатырские кони». Формирование навыков ориентировки на плоскости и составления композиции из готовых фигур.

Воспитатель приглашает детей к магнитной доске, на которой закреплен фон для аппликации.

Воспитатель. Давайте закончим аппликацию, для которой мы все подготовили. Наклеивайте фигурки коней по очереди и рассказывайте, где вы их размещаете.

1-й р е б е н о к. Я возьму изображение черного коня и наклею его в центре картины. Ребенок наклеивает изображение коня.

2-й р е б е н о к. Я возьму изображение белого коня и наклею его слева от черного коня. Ребенок наклеивает изображение коня.

3-й р е б е н о к. Я возьму изображение рыжего коня и наклею его справа от черного коня. Ребенок наклеивает изображение коня.

4-й р е б е н о к. Я возьму изображение серого коня и наклею его в нижний правый угол картины под деревом. Ребенок наклеивает изображение коня.

5-й р е б е н о к. Я возьму изображение коричневого коня и наклею его в нижний левый угол картины возле камня. Ребенок наклеивает изображение коня.

Воспитатель. Что вы можете сказать о картине, которая у вас получилась?

Дети высказывают свои мнения.

9. Организация окончания занятия.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии,

что им было интересно делать, что нового они узнали о богатырях, а затем

положительно оценивает их работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового интегрированного занятия по ФЭМП и ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе Тема: «С математикой в пути».

     Программное содержание:1.    Закреплять умение составлять и решать задачи в одно действие, пользоваться знаками действий: +, _, =.2.    Закрепи...

конспект интегрированного занятия по окружающему миру «Планеты солнечной системы» в подготовительной к школе группе .

Цели и задачи:Систематизировать знания о строении Солнечной системы.Расширять знания о небесных телах (работа с картой солнечной системы, рассказ о космосе, , планете).Расширить словарный запас ( солн...

Конспект интегрированного занятия по картине В. М. Васнецова «Богатыри»

в конспекте представлена интеграция образовательных областей(речевое развитие и физическое развитие)...

Конспект интегрированного занятия, посвященного Дню Космонавтики «Мы космоса просторы покоряем…» Подготовительная к школе группа

Занятие сочетает в себе разные виды деятельности: беседа, рассказ педагога, просмотр видеосюжетов с использованием ИКТ, творческая деятельность, игровая...

Конспект подгруппового интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога для детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи III уровня "Гуси-лебеди"

В методической разработке занятия рассматривается совместный практический опыт интеграции деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Чтобы воспитать гармо...

Конспект итогового интегрированного занятия по речевому развитию и изодеятельности (рисованию) в подготовительной к школе группе "Лес, полный чудес"

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №46»   Конспектитогового интегрированногозанятия по речевому развитию и изодеятельности (рисованию) в подготовительной к шк...

Конспект итогового интегрированного занятия по развитию речи и познанию (ФЭМП) в подготовительной к школе группе «Путешествие на ковре-самолете»

Целью этого занятия  является   обобщение и закрепление знаний детей по развитию речи, подготовке к грамоте и формированию элементарных математических представлений....