Конспект открытого занятия по развитию речи «Составление рассказа с опорой на мнемотаблицу о Весне »
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
1.Способствовать закреплению и расширению словаря детей по теме «Весна»;
2. Формировать грамматический строй речи;
3. Способствовать формированию умения рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий;
4. формировать умение выявлять причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы.
5. Способствовать формированию умения детей соотносить знаковые символы с образами;
6. Способствовать развитию памяти, внимания, наглядно-образного мышления.
7. Развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста;
8. закреплять знания детей о весне и использовать их в составлении рассказов.
9. Воспитывать бережное отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей - сочувствовать, проявлять помощь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по развитию речи «Составление рассказа с опорой на мнемотаблицу о Весне »
Задачи:
1.Способствовать закреплению и расширению словаря детей по теме «Весна»;
2. Формировать грамматический строй речи;
3. Способствовать формированию умения рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий;
4. формировать умение выявлять причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы.
5. Способствовать формированию умения детей соотносить знаковые символы с образами;
6. Способствовать развитию памяти, внимания, наглядно-образного мышления.
7. Развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста;
8. закреплять знания детей о весне и использовать их в составлении рассказов.9. Воспитывать бережное отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей - сочувствовать, проявлять помощь.
Методы и приемы:
- словесный: беседа, диалог, чтение письма, вопросы, пословицы, составление рассказов с помощью мнемотаблиц, слушание музыки.
Оборудование: мнемотаблицы «Весна» (разные варианты, письмо в конверте, весеннее дерево, мяч, мнемотаблица, карандаши, краски, альбомные листы, магнитофон и аудиозапись произведения П. И. Чайковского «Времена года».
Ход ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель:-Ребята, сегодня к нам в детский сад пришли гости. Давайте нашим гостям, и друг другу пожелаем доброго утра.
Доброе утро, - нам шепчут цветы,
Доброе утро, - журчат ручейки,
Доброе утро, - шумят тополя,
Доброе утро, - родная земля.
Доброе утро, - солнцу и птицам,
Доброе утро, - улыбчивым лицам!
Воспитатель:- Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.
После таких теплых слов стало еще больше радости и светлых лиц.
Воспитатель:- Ребята, посмотрите, здесь дерево, а на нем письмо.
Воспитатель:- Хотите узнать, что в нём написано?
Воспитатель:- Давайте прочитаем.
«Дорогие ребята! Пишут вам маленький медвежонок Умка.
Мы никогда не видели весну и хотели бы узнать, что это такое? Расскажите нам, что такое Весна, пожалуйста?»
Воспитатель:- Давайте вместе подумаем, как мы сможем помочь Умке?
Воспитатель:- Правильно, мы можем поговорить о весне, рассказать о ней, загадать загадки о весне, нарисовать рисунок, послушать мелодии весны.
Воспитатель:- Ребята, а где живет Умка? (Умка живет в Антарктиде) Покажите на глобусе, где находится Антарктида.
Воспитатель:- Молодцы, правильно!
Воспитатель:- А как вы думаете, почему Умка не видел весну? (потому, что в Антарктиде всегда зима, лёд, снег и очень холодно, а весны не бывает).
Посмотрите на экран, действительно, в Антарктиде никогда не бывает весны и наш медвежонок с друзьями хотят узнать о ней, как можно больше.
Мы сегодня с вами как можно подробнее и интереснее расскажем о времени года весна. И отправим нашему медвежонку Умке в Антарктиду не обычное письмо, а видео письмо, посмотрите, видео оператор (И.О. оператора) нам поможет, помашите ручкой нашим друзьям, ну, что, готовы?
Она идет и зиму прогоняет.
Когда придет, вокруг всё расцветает.
От солнышка прекрасного ясна.
Зовут ее, конечно же,... (Весна )
Воспитатель:- Что же такое «весна»? (Это время года).
Воспитатель:-Какие изменения происходят в природе весной? (ответы детей)
(Стало тепло, птицы прилетают из тёплых стран, закапали капельки воды с крыш домов, дни стали длиннее, снег потемнел, стал рыхлым, появились проталины).
Воспитатель:- Ребята, как вы думаете, почему тает снег, лёд, бегут ручьи? (Снег тает потому, что солнышко стало сильнее пригревать).
Воспитатель:- Конечно, солнце припекает, и на земле образуются проталинки! А что появляется на проталинках,
(А на проталинках появляются первые цветы.)
Воспитатель:- Как называются первые цветы? (первоцветы)
Сейчас мы и узнаем, как хорошо вы знаете первоцветы:
Воспитатель:- Сейчас мы подойдём к столику, где я приготовила для вас картинки, после прочтения загадки, говорим ответ и находим цветок на картинке и показываем его, а затем все вместе проверяем, договорились?
1. Слушайте внимательно и отгадывайте загадки:
1. У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой.
Нашли мы маленький цветочек
Полузамёрсший, чуть живой.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
Из – под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. (подснежник).
Воспитатель:- -Давайте найдём, где у нас представлены подснежники.
(воспитатель вместе с детьми рассматривает и находят фото с изображением подснежников).
2.«Замечательный цветок,
Словно яркий огонёк.
Пышный, важный, словно пан,
Нежный, бархатный … (тюльпан).
3. «Белые звоночки
У меня в садочке
На зелёном стебельке
Прячутся в тенёчке.» (ландыш).
5 «Он цветочный принц – поэт,
В шляпу жёлтую одет.
Про весну поёт на бис
Замечательный (нарцисс)
Я знаменита не цветами,
А необычными листами:
То твердыми, холодными,
То мягкими и теплыми. (мать- и –мачеха)
То он Солнышко лучистое,
То он Облачко пушистое.
Лета ждать не захотел.
Ветер дунул - облетел (Одуванчик)
2. Пальчиковая игра «Цветы»
Наши дивные цветы раскрывают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши дивные цветы закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
Воспитатель:- А теперь поиграем со словом ВЕСНА.
3. Игра «Добавь словечко»
• Пришла….
• Мы ждали….
• Мы рады…
• Мы встречали …
• Мы будем гулять….
• Мы поём песни о ….
Воспитатель:-Мы очень рады весне. Давайте сейчас попробуем подобрать слова и выразить ими нашу радость, любовь и восхищение весной. Расскажите — какая бывает весна?
4. Игра «Какая, какое?»
Воспитатель:- Весна (какая) - ранняя, поздняя, тёплая, холодная, долгожданная, радостная, дождливая, звонкая, солнечная, цветущая, красивая, неожиданная, звонкая…
Солнышко (какое) - яркое, весеннее, лучистое, тёплое, ласковое, блестящее, весёлое, большое, нежное…яркое, желтое,
Облака (какие) - лёгкие, пушистые, воздушные…
Небо (какое) - голубое, облачное, серое…
Воспитатель:- Вы наверное устали, пора немного отдохнуть, встаём в колонну по свободнее.
ФИЗМИНУТКА
5. Игра «Весеннее, весенняя, весенние».
Ребята, давайте придумаем словосочетания со словом «весенний»:
Воспитатель:- Встаньте в круг.
Воспитатель:-Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но уже со словом «весенний», «весенняя», «весеннее»,
например: день — весенний день, погода — весенняя погода,
солнце, настроение, проталины, гроза, месяц, лучи, дерево, листва, цветы, дождь, гроза, солнце, месяцы, лес, трава, небо.
(Дети называют словосочетания.)
6. «Составь предложение»
Воспитатель:- А сейчас давайте придумаем предложения о весне,
каждое предложение должно начинаться со слова «весной».
Весной солнце светит ярче, теплее.
Весной солнце яркое, лучистое, теплое, ласковое.
Весной облака легкие, перистые, пушистые.
Весной на крышах домов тают сосульки.
Весной на деревьях появляются зелёные листики.
Весной появляются первый цветы.
Весной на проталинах расцветают подснежники, мать-и-мачеха.
Весной трава молодая, светло-зеленая, шелковистая, нежная, душистая.
Весной с юга прилетают птицы.
Весной прилетают перелетные птицы: грачи, ласточки, скворцы.
Воспитатель:- Молодцы, ребята, много придумали красивых предложений.
Воспитатель:- А сейчас я предлагаю вам составить рассказ о весне для Умки.
Воспитатель:- В этом нам помогут наша помощница-таблица.
Воспитатель:- Давайте вспомним правила: что рассказывать надо слева направо, используя все рисунки.
Воспитатель:- Каждая карточка - это новое предложение.
Воспитатель:- Весна - прекрасное время года! Весной набухают почки. Солнце греет всё ярче и ярче, становится теплее после зимы. Природа оживает. Журчат ручьи, распускаются всеми любимые первые цветы - подснежники. Капает капель, на реках трескается лёд. Тает снег, появляются проталины. Идёт теплый весенний дождик, на небе появляется радуга. Травка зеленеет. Птицы возвращаются с юга и вьют гнёзда. Весна бывает тёплая, бывает холодная. Все радуются приходу весны. а после весны наступит лето.
Воспитатель:-Здорово, молодцы ребятки.
Воспитатель:-Вот как интересно мы с вами рассказали о весне нашему друга Умке!
Воспитатель:-Какое красивое время года – весна. Про весну поэты пишут стихи, художники рисуют картины, композиторы сочиняют красивую музыку.
Воспитатель:- А хотите послушать музыку о весне?
Мы прослушаем отрывок из произведения П. И. Чайковского «Времена года».
Воспитатель:- Понравилась вам музыка? Что вы услышали, когда слушали эту прекрасную музыку?
(Дети отвечают, что услышали, как звенит капель, капают сосульки, журчит ручей, радостно чирикают воробушки и т. д.)
Воспитатель:- Ребята, как вы думаете, Умка узнает много о весне из нашего сегодняшнего занятия?
Воспитатель:- А что самое интересное будет для него ?
Воспитатель:- Он всё это увидят из нашего видео и очень много узнает о весне.
Воспитатель:- Спасибо, огромное, ребята и гости нашего занятия, а я хочу угостить вас сладкими призами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по развитию речи «Составление индивидуального рассказа по серии картин «Зоопарк»»
Занятие построенно в соответствии с лексической темой " Животные жарких стран".Возраст детей: 6 - 7 лет...
Конспект открытого занятия по развитию речи: "Составление описательного рассказа о насекомых, используя при этом план-схему".
Составление описательного рассказа о насекомых....

Открытое занятие по развитию речи "Составление рассказа с использованием мнемотаблицы на тему «Весна красна» (подготовительная к школе группа)
Составление рассказа с использованием мнемотаблицы на тему «Весна красна»...

открытое занятие по развитию речи "Составление рассказа по схеме"
конспект открытого занятия по развитию речи...
Открытое занятие по развитию речи. Составление рассказа по серии картинок: «Щенок нашел друзей»
Открытое занятие по развитию речи. Составление рассказа по серии картинок: «Щенок нашел друзей»...

Конспект открытого занятия по развитию речи «Пересказ рассказа «Мышки» по К.Д. Ушинскому»
Цель: Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы. ...

Конспект открытого занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»
Обобщение представлений об осени. Актуализация словаря по теме «Осень». Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображённом на ней. Совер...