Отчет по самообразованию " Устное народное творчество как средство развития речи детей"
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)
отчет по самообразованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu_zimireva_i.v._za_23-24_god.docx | 25.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г. Нижневартовска детский сад № 56 «Северяночка»
Отчёт по самообразованию
Тема: «Устное народное творчество как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста».
на 2023-2024 учебный год
Воспитатель: Зимирева И.В.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
В своей работе я стараюсь активно уделять особое значение речевому развитию ребенка. И главная задача педагога в области развития речи детей старшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Считаю важнейшим источником развития выразительности детской речи-произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные, сказки, заклички и т.д.). Так как, устное народное творчество необходимое условие в речи детей старшего дошкольного возраста, позволяет в наиболее доступной и привлекательной форме достигнуть нового качества информированности родителей, профессионального мастерства педагогов. Реализуя цель по повышению качества в области развития речи детей старшего дошкольного возраста через устное народное творчество, раскрытию влияния русского устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста, изучения путей и методов ознакомления детей с народным творчеством, развития навыков свободного общения с взрослыми и детьми; развития творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества, поставила перед собой следующие задачи: повышать профессиональное мастерство и внедрять в область развития речи произведения устного народного творчества в совместную деятельность педагогов, детей, использовать в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей, знакомить с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь, обогащать словарный запас детей, развивать диалогическую и монологическую связную речь. Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
Именно в этом мне и помогает, созданная мною картотека скороговорок и чистоговорок, картотека русских народных игр и фольклора; электронная библиотека, которая включает в себя презентации, проекты, конспекты на темы устного народного творчества и развития речи дошкольников. Такая медиатека занимает очень мало места. Для переноса информации использую флэш-карты, Гугл диск и Яндекс диск.
С целью повышения качества образовательной деятельности особое внимание уделяю самообразованию и саморазвитию. Работаю над темой: «Устное народное творчество как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста». По данной теме разработала программу кружка по развитию речи «Говорим правильно». Представила свой опыт на секции воспитателей ресурсного методического центра по теме «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности». Представила опыт своей работы на мастер – классах, семинарах, педагогических советах в образовательной организации: консультации для воспитателей «Играем пальчиками-развиваем речь»; «Пальчиковый театр как средство развития связной речи детей дошкольного возраста», поделилась с коллегами посредством публикаций на образовательных сайтах; разработала памятки.
В межаттестационный период прошла в качестве дополнительного образования повышение квалификации: «Речевое развитие и развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с учетом ФГОС», в обьеме 144 часов, г. Новосибирск, 2022г., Педагогическая и коррекционно-развивающая помощь детям с речевой патологией в условиях реализации ФГОС ДО, в обьеме 72 часов, г. Нижневартовск, 2022г, Организация обучения и воспитания детей с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи и ЗПР) коррекционных групп в условиях реализации ФГОС ДО», в обьеме 144часов, г. Нижневартовск, 2022г, Специальное дефектологическое образование. Логопедия. Присвоена квалификация: Учитель-логопед, в обьеме 1368 часов, г. Новосибирск, 2022г; Организация работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи в группе компенсирующей направленности в соответствии с ФГОС ДО и ФАОП ДО, в обьеме 72часа, г.Нижневартовск , 2023г., Подготовка педагогов дошкольного образования к решению профессиональных задач в соответствии с ФОП ДО», в обьеме 72часа, г. Шадринск, 2024г.
План по самообразованию
Цель: Повысить свой профессиональный уровень, расширить свои знания по теме, усилить совместную работу педагога и родителей по развитию речи детей.
— изучить современные подходы к использованию устного народного творчества для развития речи дошкольников;
— внедрить эффективные методы и приёмы в собственную систему работы по развитию речи, распространить положительный опыт;
— ознакомить детей с произведениями русского фольклора;
— развивать коммуникативные и творческие способности детей на основе устного народного творчества;
— вызвать у родителей интерес к совместной работе в данном направлении.
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ С ВОСПИТАННИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ | ||
СРОК | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ | ПРОДУКТ |
сентябрь | Анкетирование детей и родителей . | Результаты анкет |
сентябрь | Создание картотеки дидактических игр на развитие речи. | Картотека |
сентябрь | Занятие ООД по развитию речи : «Портрет моего сказочного друга» | конспект |
октябрь | Знакомство с народной куклой. | Изготовление куклы-оберега дома .Выставка кукол в народных костюмах(совместная работа с родителями) |
октябрь | Инсценирование сказок: «Репка», «Теремок». | Показ сказок |
октябрь | Знакомство с русской избой. | Экскурсия в краеведческий музей |
ноябрь | Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. | Рассказывание |
ноябрь | Развлечение на тему «Значение устного народного творчества в развитии речи старших дошкольников». | Конспект |
ноябрь | Работа с загадками, составление загадок. | Картотека |
декабрь | Русские народные игры. | Картотека |
декабрь | Совместные рисунки детей и родителей к любимым потешкам. | Выставка рисунков |
декабрь | Настольный театр «Маша и медведь» | Показ сказки |
январь | Сочиняем сказку сами. | Сказка «Колобок-великан» |
январь | Знакомство с колыбельными песнями. | Создание альбома с иллюстрациями к колыбельным песням |
январь | Инсценирование сказки: «Теремок (на новый лад)» | Показ сказки |
февраль | Создание библиотеки русских народных сказок | Выставка сказок |
февраль | Мастер-класс для родителей: «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста» | конспект |
февраль | Рисуем скороговорки вместе с родителями. Картотека скороговорок и чистоговорок. | Выставка рисунков, картотека |
март | Знакомимся с предметами русского быта. | Экскурсия в музей истории русского быта |
март | Развлечение «Широкая Масленица» | Конспект |
март | Составление комплекса закаливающей гимнастики после сна. | Картотека |
апрель | Создание картотеки фольклор | Картотека |
апрель | Игра-викторина: «Знаем ли мы русские народные сказки?» | Конспект |
апрель | Создание альбома с иллюстрациями «Альбом пословиц и поговорок, народных примет о временах года» | Альбом |
май | Литературный КВН на знание потешек. | Конспект |
май | Знакомство с историей русского костюма. | Показ слайдов |
май | Квест-игра «Путешествие на остров Правильной речи» | Конспект |
Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное
использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.
Считаю, что правильно и четко организованная работа по приобщению детей в детском саду к устному народному творчеству способствует не только развитию речи, но и развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений. Систематизированный комплекс произведений устного народного творчества
имеет огромное познавательное и воспитательное значение, способствует
обогащению словаря, развитию их речевой активности детей старшего
дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Актуальным был и остается вопрос об овладение детьми родным языка. Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве, но это сложнейшая задача...
Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста
Актуальным был и остается вопрос об овладение детьми родным языка. Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве, но это сложнейшая задача...
Статья "Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"
В статье раскрывается роль устного народного творчества в развитии детей младшего дошкольного возраста....
Конспект организованной деятельности по теме самообразования "Устное народное творчество, как средство развития речи детей"
Детям в младшем возрасте интересно слушать и обыгрывать потешки. Они развивают эмоциональное восприятие и речь детей....
Программа по самообразованию на 2021-2022 учебный год по теме: «Устное народное творчество как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»
quot;Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, это источник любви к Родине...Пусть ребенок почувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсе...
План самообразования «Устное народное творчество как средство развития речи детей 6-7 лет».
Цель: Повысить свой профессиональный уровень, расширить свои знания по теме, усилить совместную работу педагога и родителей по развитию речи детей.Задачи: - активизировать работу по речевому развитию ...
План самообразования «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Цель работы: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклор...