«Учим говорить правильно к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
презентация урока для интерактивной доски по развитию речи (старшая группа)
Актуальность проблемы речевого развития
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остаётся стабильно высоким
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 279.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проблемы речевого развития Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остаётся стабильно высоким
Большинство поступающих в школу детей не владеют навыками связной речи в достаточном объёме. Ребёнок – дошкольник, обладающий хорошей речью – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. 1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. 2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. 3. Употребление нелитературных слов и выражений. 4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. 5. Неспособность выстроить монолог: например, описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. 6. Отсутствие умения обосновать свои утверждения. 7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. 8. Плохая дикция.
Направления речевого развития (ФГОС ДО)
«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи.» /Ушакова О.С./ Формирование грамматического строя речи Развитие связной речи Обогащение словарного запаса Звуковая культура
Цель работы по речевому развитию детей (ФГОС ДО) Целью работы воспитателя по речевому развитию детей дошкольного возраста является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа
1. Владение речью как средством общения и культуры 2. Обогащение активного словаря 3. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи 4. Развитие речевого творчества 5. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха 6. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы 7. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте Задачи речевого развития (ФГОС ДО)
Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности Целевой ориентир (по ФГОС ДО)
владеть всеми средствами звукового анализа слов, определять качественные характеристики звуков в слове (гласный-согласный, твердый -мягкий, ударный -безударный гласный, место звука в слове). ориентироваться в разнообразных ситуациях общения, усваивать вариативные формулы речевого этикета, осознанно их использовать в соответствии с обстоятельствами и задачами общения; строить связную речь без пауз, запинок, прерывистости, повторений, неточностей словоупотребления; качественного совершенствования словаря: употребление семантической точности синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений; строить интонационный рисунок высказывания и интонационно расчленять предложения; проявлять самостоятельность в сочинении сюжетных рассказов, различных историй с использованием в них образных выражений, эпитетов, сравнений; различать на слух и правильно воспроизводить все звуковые единицы родного языка Планируемые результаты освоения образовательной программы
Требования к речи педагога Речь взрослых – пример и образец для подражания Требования к качеству речи педагога ДОУ Правильность - соответствие речи языковым нормам. Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли . Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком и со взрослыми, но и слышать его.
Психолого-педагогические требования к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС ДО
Наполнение речевого уголка должно отражать все направления работы по развитию речи: - развитие словаря ребёнка - работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи) - развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами) - воспитание звуковой культуры речи (совершенствование диафрагмально-речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения,) - подготовка к обучению и обучение грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ предложения) - развитие мелкой моторики - знакомство с художественной литературой (можно выделить отдельно в книжный уголок)
Методы речевого развития НАГЛЯДНЫЕ Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдения в природе, экскурсии), опосредованного наблюдения (изобразительная наглядность). СЛОВЕСНЫЕ Чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, рассказывание с и без опоры на наглядные материалы. ПРАКТИЧЕСКИЕ Дидактические игры, игры драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хоровые игры.
Приёмы, развивающие речевую активность НАГЛЯДНЫЕ Показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению . СЛОВЕСНЫЕ Речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка речи, вопрос. ИГРОВЫЕ Игровое сюжетно-событийное развёртывание, игровые проблемно-практические ситуации, ролевые обучающие игры, дидактические игры.
Формы речи
Задачи диалогической речи
Диалогическая речь Методы и приёмы: разговоры и беседы с детьми (индивидуальные, коллективные, разговоры по инициативе детей), содержанием разговоров служит жизнь детей в детском саду и дома, их игры и развлечения, уход за животными и растениями, поступки детей, книги и т.д.; игры инсценировки, игры драматизации, дидактические игры ( правила которых предусматривают построение диалога) Для приучения детей к очерёдности реплик: подвижные игры , содержащие диалоги («Гуси-гуси», «Краски» и др.) Образцы диалогического взаимодействия, педагоги дают через чтение художественной литературы , этим самым дают возможность ребёнку освоить не только форму различных высказываний, но и правила очерёдности, усвоить разные виды интонации, помогают в развитии логики разговора.
Последовательность, системность Связная речь (диалогическая, монологическая) ПЕРЕСКАЗ - по вопросам по образцу РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ - по предметной картине - по сюжетной картине - по серии сюжетных картин - на выбор из 2-х картин - по пейзажным картинам - коллективные РАССКАЗЫВАНИЕ ОБ ИГРУШКЕ - по одной игрушке по двум игрушкам одного наименования но разных по внешнему виду - по набору игрушек - коллективное рассказывание РАССКАЗЫВАНИЕ ИЗ ОПЫТА На основе: прогулок, экскурсий, праздников, интересных случаев - восприятие труда (как мы устроили цветник) - бесед, чтения книг (как звери живут зимой) - сравнение разных времён года ТВОРЧЕСКОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ по плану воспитателя придумывание завершения и продолжения рассказа - придумывание рассказа по теме воспитателя или ребёнка - придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему - придумывание рассказа о природе по схеме придумывание сказки по слову придумывание сказки на новый лад заменить поведение героев в сказке
Планирование Среди многих важных задач воспитания и обучения детей в детском саду – обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Чтобы добиться выполнения этой задачи, надо иметь чёткий план. План - это условие: целеустремлённости и организованности труда педагога; от односторонности в работе и пропуска каких – то существенных сторон развития речи детей. План помогает равномерно, ритмично выполнять программу. Обязательная для воспитателя документация – комплексно-тематическое планирование. Именно в нём указывается содержание, организация речевой деятельности детей в течении дня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Современные походы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования...

Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования
Материал сотержит разьяснительную записку по теме включая игры речевого развития...

Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования
В статье представлены иновационные формы работы по речевому развитию дошкольников....

«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС В ДОУ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1 «ТЕРЕМОК» ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО...

Педагогический совет «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Цель педагогического совета:-Обновление и актуализация знаний воспитателей в вопросах использования инновационных подходов к построению речевого пространства....

Презентация к педагогическому совету «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
данная презентация сопровождает педсовет «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дошкольный возраст — период активного познавательного развития. В этот период последовательно формируются и развиваются все психические процессы. В раннем возрасте происходит развитие восприятия...