Использование технологии "Дидактический синквейн"
консультация по развитию речи

Белякова Людмила Михайловна

Одним из эффективных методов развития связной  речи ребенка, является  технология - дидактический синквейн. В дидактическом синквейне самое главное – это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дидактический синквейн22.19 КБ

Предварительный просмотр:

                       Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение № 189

                                           

                                           КОНСУЛЬТАЦИЯ

                                                для педагогов

        Тема: Использование технологии «Дидактический синквейн»

                         в работе по развитию речи дошкольников.

                                                                                                                  Подготовила: учитель-логопед

                                                                                                                   Белякова  Л.М.

Правильная, грамотная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития  ребенка. Чем богаче и правильнее речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательные и полноценные отношения  со сверстниками  и взрослыми.

Одной из проблем в процессе развития связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи является

  1. ограниченный  лексический  запас.
  2. несформированный грамматический строй речи.
  3. трудности при запоминании последовательности изложения текста.
  4. построение собственных рассказов лишь с опорой на заданный образец.
  5. затруднения при составлении связных высказываний без использования вспомогательных материалов – предметных или серии  сюжетных картинок.
  6. невозможность обобщения и анализа предложенного материала.

          Именно поэтому дети с общим недоразвитием речи не могут в полной мере самостоятельно овладеть связной монологической речью, и нуждаются в коррекционной помощи, направленной на формирование навыка построения связного монологического высказывания.

         Одним из эффективных методов развития связной  речи ребенка, является  технология - дидактический синквейн. В чём же его эффективность и значимость?

  • Его простота. Синквейн могут составить все.
  • В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности.
  • Синквейн является игровым приемом. Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!
  • Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
  • Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
  • Синквейн помогает пополнить словарный запас.
  • Синквейн учит краткому пересказу.
  • Синквейн помогает развивать речь и мышление.
  •  Сочинение синквейна – процесс творческий.
  • Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
  • Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Синквейн происходит от французского слова «пять» и означает нерифмованное  «стихотворение, состоящее из пяти строк».    

Синквейн, который используется с дидактическими целями, называется дидактическим.

В дидактическом синквейне самое главное – это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке.

 В.М.Акименко предлагает определенный алгоритм данной технологии, который    помогает   составить рассказ на любую лексическую тему. Лексические темы, которые усваивают дети коррекционной группы, служат темой синквейна 

Синквейн состоит из пятистрок, а форма составления  напоминает «елочку».

                                                 

                      Правила написания синквейна.

  • 1-я строка(вершина елочки) – тема, состоящая из одного слова, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Части речи – это существительное или местоимение, и отвечает на вопросы кто?что?
  • 2-я строка – два слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления, раскрывающие тему синквейна.Часть речи – прилагательное какой?,какая?, какое?
  • 3-я строка – состоит из трех слов, глаголов описывающих действия предмета что делает?
  • 4-я строка -  четыре слова. Это фраза или предложение, состоящее изнескольких слов.
  • 5-я строка(основание «елочки») – обобщающее слово.
  • Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно:

I этап – подготовительный

Цель этапа: обогащение и активизация словарного запаса понятиями: Работа на данном этапе начинается с уточнения и расширения словаря на материале лексичеких тем.Детей знакомят со словами, обозначающие предмет (живой и неживой), формируют умения задавать вопрос к слову предмету кто? что? Вводят графическое изображение слова  или обозначают его цветом. Затем продолжают знакомить  детей с понятием,слово обозначающее действие предмета формируют умение задавать вопрос к слову-действию что делает?, что делать?,  с понятием слово обозначающее признак предмета, формируют умение задавать вопрос какой? какая? какое.

Для того чтобы правильно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Работу на этом этапе надо начинать с дидактических игр и упражнений, направленных на уточнение, расширение и совершенствование словаря: «Отгадай загадки», «Кто это?Что это?», «Узнай по описанию», «Подбери признаки», «Какой?Какая? Какое?», «Найди пару», «Скажи наоборот».

II этап  –  основной.

Цель этапа: формирование первоначального умения составлять синквейн.

На втором этапе продолжается работа по обогащению и активизации словаря и одновременно начинается работа по составлению предложения из двух – трех слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картине. На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой, а затем  можно использовать  пословицы, поговорки по заданной теме.
На этом этапе целесообразно использовать следующие игры:

«Синквейн – загадка».

Педагог читает стихотворение, не называя первой строки, предлагая ребенку догадаться по содержанию текста, о каком предмете или явлении идет речь.

«Нарисуй предмет - отгадку» Все дети  одновременно рисуют отгадку.

«Закончи стихотворение»  Ребенок называет последнее слово стихотворения, как правило,  это обобщающее слово.

   

III этап –  практический.

  Цель этапа: совершенствование навыка самостоятельного составления дидактического синквейна по лексическим темам.

«Чей синквейн лучше»

Составляется  синквейн к разным словам предметам, связанных между собой  одной лексической темой, например разные виды одежды.

  А затем обсуждается, чей текст более удачный и почему.

  «Речецветик»  

Каждый ребенок  выбирает лепесток,  на котором  нарисован предмет по определенной лексической теме и самостоятельно составляет синквейн.

«Занимательный кубик»

 На каждой стороне кубика изображен предмет. Дети по очереди бросают кубик, выпавшая картинка и есть тема синквейна.

 «Волчок»

Круглое поле делиться на несколько секторов. В каждом секторе  изображен предмет изучаемой лексической темы. Ребенок вращает волчок, на какой предмет попадет стрелка, о том предмете составляется синквейн.

  Синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей  уже имеется  достаточный словарный запас по данной теме.

 На начальном этапе при  составлении синквейна работа проводиться со всей группой, или в подгруппах и только на заключительном этапе – индивидуально. Дети постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование технологии "Синквейн" в работе по развитию речи"

Методика для активизации познавательной деятельности. Испоьзуется как метод развития образной речи, позволяющей быстро получить результат....

Программа мастер-класса "Использование технологии "Синквейн""

Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях....

Конспект НОД для детей подготовительного возраста логопедической группы. с использованием ИКТ, синквейна. « На пути к олимпиаде знаний».

В результате проведенного мероприятия у дошкольников систематизируются ранее полученные представления о значимости обучения в школе, о самой школе , умения выстраивать полные грамматически правильные ...

Конспект НОД для детей подготовительного возраста логопедической группы. с использованием ИКТ, синквейна. « На пути к олимпиаде знаний».

В результате проведенного мероприятия у дошкольников систематизируются ранее полученные представления о значимости обучения в школе, о самой школе , умения выстраивать полные грамматически правильные ...

Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...