Творческий отчет «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста по средствам сказкотерапии»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
В работе представлен такой метод развития связной речи детей дошкольного возраста как сказкотерапия. Сказкотерапия - это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, развития речи, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром, в котором используются различные приемы работы со сказкой: анализ, пересказ, рассказывание, сочинение, драматизация сказок и постановка сказок с помощью кукол. Целью данного метода является способствование формированию связной речи детей.
В результате проведения работы с помощью сказкотерапии я пришла к выводу, что знания детей улучшились, повысился уровень их развития. Дети могли объяснить зависимости, устанавливать связи взаимодействия, последовательно и логично рассказать для собеседника о фактах. Увидев положительный результат диагностики, полученный методом сказкотерапии, мы сделали вывод о необхоимости продолжить данную работу и применять метод сказкотерапии при работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_otchet.docx | 60.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Удмуртской республики Завьяловское управление народного образования Хохряковский детский сад структурное подразделение МБОУ «Хохряковская СОШ»
Творческий отчет
«Формирование связной речи у детей дошкольного возраста по средствам сказкотерапии»
Выполнила:
Воспитатель Григорьева Надежда Анатольевна
Общий педагогический стаж 22 года
Стаж работы в ОУ 16 лет
1 категория
2020 год д.Хохряки
Введение
« У кого в детстве не бывает сказки,
тот вырастает сухим, колючим, и
люди об него ушибаются, как ле-
жащий на дороге камень, и укалы-
ваются, как лист осота»
И. Токмакова
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.
Можно сказать, что речь – это инструмент развития высших отделов психики.
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена рядом факторов:
- социальным заказом на развитие связной речи у детей дошкольного возраста;
- необходимостью совершенствования качества работы педагогов по развитию связной речи у детей дошкольного возраста путем создания специальных педагогических условий в ДОУ.
Проблема развития связной речи у дошкольников нашла отражение в трудах таких известных педагогов, как Е.И.Тихеева, Ф.А.Сохин, Г.М.Лямина, О.С.Ушакова, Н.Ф.Ладыгина.
Закономерности речевого развития дошкольников изучались А.Н.Гвоздевым, Л.С.Выготским, Д.Б.Элькониным, А.А.Леонтьевым и др.
Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в работах М.С.Лаврик, Т.А.Ладыженской, Ф.А.Сохина и др.
О.С.Ушакова, Е.А.Смирнова, В.П.Глухов и др.считают, что формирование грамматически правильной, логичной, осознанной, последовательной речи у детей дошкольного возраста есть необходимое условие речевого развития и подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Однако, в настоящее время, несмотря на традиционное декларирование необходимости развития связной речи у детей дошкольного возраста эта проблема не достаточно исследована в педагогике.
В процессе исследования проблемы развития связной речи у дошкольников возникает противоречие между необходимостью развития связной речи у детей дошкольного возраста и недостаточной специальной педагогической работой по ее развитию в условиях ДОУ.
Наличие данного противоречия позволило обозначить проблему нашего исследования, которая заключается в поиске педагогических условий, обеспечивающих развитие связной речи у детей дошкольного возраста .
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам, и интенсивно разрабатывается как российскими, так и зарубежными специалистами.
Давно установлено, что к дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребенка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи – рассуждения (объяснительная речь, речь- доказательство, речь- плани рование), пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.
Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.
По мнению психологов и педагогов эффективным средством обучения связной речи детей является сказка. О влиянии сказки на развитие личности ребенка говорили такие великие ученые как Б.Беттельхейм, Р.Гарднер, К.Юнг, В.Пропп, Э.Фромм. В методике развития речи детей дошкольного возраста имеется не мало исследований, посвященных использованию сказки в развитии речи детей: Е.Н.Водовозовой, О.С.Ушаковой, О.Л.Шороховой. Свое окончательное оформление в виде психолого-педагогической технологии «Комплексная сказкотерапия» получила в работе доктора психологических наук Татьяны Дмитриевны Зинкевич-Евстигнеевой. Все эти исследования свидетельствуют о возможности использовании сказки для развития связной речи детей.
Работа по сказкотерапии ведется со старшей группы. Сказкотерапия имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе работы со сказкой сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. В процессе работы со сказкой развивается умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, умение последовательно передавать происходящие события. Именно это помогло мне определить тему моей работы.
Актуальность темы обусловлена современными требованиями ФГОС ДО и тем, что в настоящее время проблемы , связанные с развитием связной речи, являются центральной задачей речевого воспитания детей.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех компонентов устной речи: фонематической, лексической, грамматической.
Современные дети находятся под воздействием большого объема информации, рекламы, технических новинок, ярких игрушек. Поэтому важно использовать более эффективные, интересные, занимательные для детей методы и приемы. Проанализировав данную ситуацию, мы выделили для себя метод сказкотерапии, который позволяет в рамках сказки решать обучающие и воспитательные задачи.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Для ребенка этот жанр литературы не просто вымысел, фантазия- это особая реальность. Ребенок наполовину живет в воображаемом мире, и не просто живет, а активно действует в нем, преобразуя его и себя.
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, развития речи, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Он является новационным методом в работе с детьми, который позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи.
Учитывая значимость рассмотренной проблемы, были определены цель и задачи нашей работы.
Цель: способствовать формированию связной речи детей используя метод сказкотерапии.
Задачи:
1. Формировать связную речь детей, как средства свободного общения со взрослыми и сверстниками.
#1056;азвивать образность речи, умение использовать в речи разнообразные выразительные средства.
#1056;азвивать способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
#1056;азвивать умение использовать игровые импровизации в самостоятельной деятельности.
#1042;оспитывать интерес и любовь к художественной литературе и народному фольклору.
Ведущей педагогической идеей нашей работы является утверждение, что систематическое и целенаправленное использование метода сказкотерапии способствует качественному развитию связной речи у детей дошкольного возраста.
Всю мою работу условно можно разделить на три этапа:
#1055;рогностический: заключается в изучении психолого-педагогической литературы по теме, определение целей и задач работы, составление перспективного плана.
#1044;еятельностный: заключался в реализации поставленных задач, взаимодействии с семьями воспитанников.
#1040;налитико-рефлексивный: проанализированы проведенные мероприятия, сделаны выводы, определены перспективы работы.
Для успешного решения поставленных задач мною был разработан перспективный план работы с детьми.( См.Приложение)
В своей работе я использую различные методы и приемы работы со сказкой, учитывая возрастные и индивидуальные возможности детей.
#1040;нализ сказок.
Цель- осознание, интерпретация того, что стоит за сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведение героев.
Например, для анализа выбирается известная сказка. При этом ребенку предлагается ответить на ряд вопросов: « Как вы думаете, о чем эта сказка?, Кто из героев больше всего понравился и почему?, Почему герой совершил те или иные поступки?, Что произошло бы с героями, если они не совершили бы тех поступков, которые описаны в сказке?».
#1055;ересказ сказок (групповой, пересказ по кругу,)
Прием помогает лучше запомнить содержание сказки, образные слова и выражения.
#1056;ассказывание сказок.
Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображение. Процедура состоит в следующем: ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например: как сказку о Колобке рассказала бы лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая.
#1055;ередумывание сказок. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и так далее. Передумывая сказку, дописывая свой конец ,или вставляя, необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения -в этом заключается психокоррекционный смысл передумывания сказки. Например, мы с детьми придумали другое окончание сказки «Красная Шапочка», «Морозко».
#1055;остановка сказок с помощью кукол. Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведение куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которых обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявлять. Мы инсценировали сказки при помощи кукол би-ба-бо, различного вида театров(пальчиковый, на фланелеграфе, настольный). Например: фланелегрф «Репка» , «Курочка ряба»: настольный «Колобок»,пальчиковый «Три поросенка» и т.д.
#1044;раматизация сказок. Превращение детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей, развивается диалогическая речь детей. Мы драматизировали русские народные и авторские сказки. Например: мы с детьми показывали сказку «Колобок» переделанную на современный лад. Дети с удовольствием показывали эту сказку другим группам.
#1057;очинение сказок. Составляя сказку, ребенку нужно самостоятельно придумать содержание, логически выстроить повествование, облечь в словесную форму.Например: детям в подготовительной группе было домашнее задание сочинить сказку «Разноцветные зверята», «Колобок».
Работу свою начала с наблюдения за детьми. Наблюдая за детьми в процессе игры, в непосредственно- образовательной деятельности, на экскурсиях, в свободной деятельности, можно заметить, что там, где не надо мобилизовать свое внимание, память, т.е не на произвольном уровне, дети раскрепощаются, легко перевоплощаются в любимых и близких по духу героев сказок, любят фантазировать, живо и образно стремятся выразить свою мысль. Перевоплощаясь, дети легко и непринужденно решают сказочные задачи, проявляя индивидуальное творчество.
Я начала работу с построения развивающей среды. Для развития самостоятельного художественного творчества детей большое значение имеет организация среды. В группе мы старались создать такие условия, чтобы дети могли реализовать свои желания, действовать, развивать фантазию, а следовательно, и речевую активность. В самостоятельной художественно- речевой деятельности используем ковролин с набором фигурок персонажей и декораций, игрушки для настольного театра (объемные, мягкие, плоскостные, элементы декораций), пальчиковый театр, перчаточных кукол- самоделок, шапочки- маски, костюмы в уголке ряжения, ширмы для кукольного театра).
Но для развития творчества важна не только сама среда, но и то, как ее воспринимает ребенок, так как обучение творчеству возможно только в совместной деятельности ребенка и взрослого и в комфортном для ребенка состоянии.
Для ознакомления родителей с методом «Сказкотерапия» было проведено собрание , на котором была дана информация о том, что такое сказкотерапия, какие она решает проблемы. И только совместная деятельность ребенка, родителей и педагога будет наиболее успешной. Договорились о совместном изготовлении кукол к театрам: пальчиковым, настольным, куклам би-ба-бо, кукол- марионеток. Определили удобный день для всех родителей, пришла большая часть мам и бабушек, Мы показали различные театры. Родители предложили свою помощь в создании театров. У нас оказались очень талантливые родители, которые умеют вязать, шить, рисовать. Провели мастер – класс по созданию некоторых образцов кукол. Были установлены сроки по изготовлению кукол. Мы предложили родителям, чтобы дети принимали участие в создании кукол. Обратили внимание на то ,что чудо произойдет только в том случае, если ребенок помогает маме шить куклу; что-то пришьет сам или поможет советом. Театры развивают мелкую моторику, фантазию детей, их образное мышление, а также укрепляет союз «Ребенок- родитель- воспитатель». Играя с куклой, ребенок реально становится волшебником, заставляя неподвижную куклу двигаться так, как он считает нужным. Ребенок, общаясь с куклой, проявляет те эмоции, чувства, движения, которые в обычной жизни по каким- либо причинам он не может или не позволяет себе проявить. А наш театрализованный уголок пополнился различными театрами, сделанными своими руками.
Мы наблюдали за живой и неживой природой (повторяли движение веток при ветерке или сильном ветре, повторяли полет сороки и ее приземление, ходьбу девочки, мамы и бабушки и т.д.) Предлагали детям вместе с родителями посмотреть мультфильм и изобразить героя сказки, а в садике играли в игру «Отгадай сказочного героя».Дети старались передать движение и характер героя. Сначала изображали животных, детям было проще изобразить кошек, собак, хомячков, домашних птиц, тех животных и птиц, которые непосредственно живут вблизи детей. Дети наблюдают за ними каждый день. Но передо мной встала другая задача, если дети показали движения и повадки, то не произносили слова.
На этом этапе работы большое внимание уделялось мелкой моторике пальцев рук. Мы решили начать работу с настольного театра, здесь были использованы игрушки, плоскостные фигурки, фигурки из картона, магнита, из природного материала. Детям оказалось легче показывать такой театр, но почему? Потому что фигуры можно поставить, а потом говорить. Детям было сложно в речи использовать предлоги. Поэтому мы использовали игровые упражнения: «Где спрятался колобок?» (в ящик, под стол, за домик и т.д.), вторым этапом работы было использование наручного театра, мы использовали пальчиковые игры и упражнения, чтобы развивалась мелкая моторика. Когда дети научились совмещать действия пальчиками со словами. Сначала я работу включила пальчиковый театр. Детям были очень интересны пальчиковые театры, так как на их ладошке оживала сказка. Мы сразу учились подражать повадкам героя, меняли тональность голоса (мышка или медведь). Продумывали качества, поступки и характер героев.Сначала дети показывали простые двиижения (побежали, наклонились, повернулись), играли с детьми в игру: «Как показать здравствуйте, до свидания одним пальчиком»). Когда дети научились «владеть» пальчиками, в игру вступили перчаточные театры, где на руке можно играть сразу несколькими героями. Особо любимы детьми сказки, язык сказок отличается большой живописностью, в нем много метких сранений, эпитетов, образных выражений, диалогов, монологов, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку и обогатить его словарный запас. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.
В группе мы оборудовали театральный уголок, где ребенок мог побыть один и прорепетировать какую- нибудь роль или просмотреть иллюстрации к сказкам. Поскольку предметно- развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности я разместила разные виды театра- настольный, стендовый, наручный, театр живой куклы, а так же маски, куклы, декорации. Кроме того, периодически обновляла материал, ориентируясь на интересы разных детей. Это создало условия для персонифицированного общения с каждым ребенком.
Содержание моей непосредственно- образовательной деятельности являлось не только знакомство с тексом какого- либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движениями, костюмами. Важнейшим методическим принципом являлась практическое действие каждого ребенка. При чтении или рассказывании чего- либо я пыталась выразить искренность и неподдельность своих чувств к прочитанному или рассказанному. Но ни в коем случае не пытались навязывать свои оценки, отношения. Наоборот, представляла детям возможность высказаться, проявить эмоциональную активность, старалась не подавить робкого ребенка, превратив его только в зрителя. Старалась не допустить у детей страха перед ошибкой, чтобы ребенок не боялся высказать свою точку зрения, исполнить мимику, движения героя по своему, как это видит он, стараясь не повторяться. Поэтому, предлагая ребенку «сыграть» или «показать» что- либо, я исходила из реальных возможностей конкретных детей.
Чтобы ярче раскрыть свои возможности и таланты, дети должны приобрести много навыков и умений.
Предлагала детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» (приветливо, небрежно, просящее, требовательно). Привлекала внимание детей к тому, как можно изменить смысл фразы путем перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «Принеси мне игрушку», «Мама ушла на работу». А так же использовала задания – упражнения «Разные настроения», «Я радуюсь, когда…», «Я грущу, когда…»
Для развития дикции я использовала чистоговорки, игры «Подскажи словечко», «Эхо», «Телефон».
С целью развития воображения, мышления ,памяти предлагала детям закончить «Короткие истории» например:
-Мальчик вернулся домой с прогулки, его встречает мама и говорит: «А у меня для тебя новость!». Какая новость может быть у мамы?
-Мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!» Чего он может бояться?
Для развития пластической выразительности я предлагала детям:
-Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.
- От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).
-Изобразить прогулку трех медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и действовали по- разному.
При выполнении этих упражнений детьми, я следила за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику.
Особенно нравились детям упражнения для развития выразительной мимики:
( Соленый чай, Ем лимон, Сердитый медведь, Грязная бумажка и т.д.)
А так же я предлагала детям разыграть маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как мальчику подарили новую машину или как ребенок испугался медведя.
Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения, я старалась так организовать деятельность детей, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя в какой- то роли. Для этого я использовала разнообразные приемы:
-выбор детьми роли по желанию;
-назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей:
-распределение ролей по карточкам;
-проигрывание ролей в парах;
Дети всегда готовы играть сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребенок развивается быстрее, полноценнее. Он, входя в сказку, получает роль одного из ее героев, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое дает силу и стойкость в будущей жизни.
Игра позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную напрвленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.
Театрализованная деятельность- это один из самых эффективных способов воздействия на детей , в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения : учить играя.
Известно, что рисование- одно из самых любимых детских занятий, которые воспитывает в ребенке много положительных качеств, таких как усидчивость и терпение, внимательность, воображение, способность мыслить и многое другое. Все они очень пригодятся малышу в дальнейшей жизни. Наряду с традиционными методами изображения предмета или объекта на бумаге( рисование карандашами, кистью и красками, гуашью) в своей работе используем и нетрадиционные техники. Считаю, что они больше привлекают внимание маленьких непосед. Они интересны деткам всех возрастов и позволяют им полностью раскрыть свой потенциал во время творческого процесса. Работа над созданием рисунков не является сложной, поэтому малыши с удовольствием ее выполняют, приобретая навыки работы с материалами и знакомясь с живописью.
Детские рисунки- это полянка с цветами, сказочный лес, в котором есть избушка на курьих ножках, пещера Алладина. В своих работах дети находили много разных существ и придумывали о них истории и сказки, что является прекрасным средством обогащения словаря, проявлением творчества и фантазии.
Это развитие творческого мышления и воображения. Детям давались различные сказочные задачи, а решение этих задач должны найти дети.
Например: перед нами широкая речка, как нам попасть на другой берег? Дети предлагают смастерить мост, сделать плот, катер,лодку и переплыть на другой берег, сесть на самолет, ковер- самолет и перелететь. Были и такие ответы, перепрыгнуть через речку. Тогда задавали такие вопросы: «У тебя хватит сил, чтобы перепрыгнуть?» Ребенок придумывал другой ответ».
Задания были направлены на то, чтобы не повторять ответы товарищей. При решении сказочных задач дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны опыт ребенка, его мировоззрение, наиболее понятные и результативные для него способы взаимодействия с миром. Сначала дети терялись в ситуации выбора, а затем их ответы становились не похожими на ответы других ребят. Процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка: чем больше он будет слышать ответы детей, тем более адаптированным он будет в жизни.
Читая сказку, используем эмоциональные средства( выделение голосом ярких выражений, мимика, жесты, пантомимика, использование игрушек, ярких иллюстраций, продуктов детской деятельности). В беседе по содержанию сказочного произведения используем вопросы, направленные на уточнение последовательности событий и понимание особенностей сказки. Во время беседы постоянно обращаемся к личному опыту детей, поощряя высказывания детей. Предлагая детям сочинить продолжение сказки, сказочного героя ставлю в различные проблемные ситуации, в которых ему требуется помощь ребенка. Эффективным приемом «путешествия» по сказке может стать участие самого ребенка в решении проблемы или перенесение на себя одного из сказочных образов. При этом мною используются различные приемы: вариативные схемы- образцы продолжения сказки, речевой пример, вопросы, побуждающие к продолжению сказки, побуждение к обдумыванию замысла, составления плана сказки. После рассказывания привлекаю детей к разносторонней оценке сказок, придуманных детьми, обращая внимание на использование выразительных средств языка при составлении сказки. Для этого мною используются разнообразные приемы побуждения детей к сочинению сказок, предлагая разнообразные сюжеты и интересные темы. Составляя творческий рассказ или сказку, ребенку нужно самостоятельно придумать содержание, логически выстроить повествование, облечь в словесную форму, соответствующему этому содержанию. Такая работа требует большого запаса слов, композиционных навыков, умения точно передавать свой замысел. Всеми умениями ребенок овладевает в процессе систематического обучения, путем постоянных упражнений.
Развитию творческой активности детей способствовали не только НОД, но и индивидуальная работа с каждым ребенком. В мире большое количество сказок: русские народные, зарубежные, авторские, поэтому нам не составило большого труда найти сказку, чтобы она соответствовала лексическим темам, которые предложены на ФГОС. Сюжеты различных сказок были использованы в НОД. В сказкотерапии существует определенная структура:
-приветствие
-ритуал вхождения в сказку
-сказочная задача
-пальчиковая игра
-вопросы по сказке
-путешествие в сказку
-обощение приобретенного опыта
-ритуал выхода из сказки
Структура проведения НОД гибкая, поэтому можно какой- нибудь из пунктов заменить, потому что пальчиковая игра, в таких НОД, как познавательное развитие (ФЭМП), в художественно- эстетическом развитии – этот пункт будет лишним, так как на них уделяется большое внимание развитию мелкой моторики.
Были разработаны конспекты НОД с использованием сказкотерапии:
По познавательному развитию: «Путешествие в волшебный лес», «Гуси- лебеди», «Красная Шапочка», «Построим дом для трех поросят», «Три медведя».
По художественно- эстетическому развитию: «Бабушкины сказки», «Колобок на окошке», «Выросла репка пребольшая» и т.д.
Итоговая работа послужило созданию книг: «Разноцветные зверята», «Колобок» дети проиллюстрировали свои придуманные истории, а родители сочинили новые сказки «Группа Одуванчик», «Сова, Пес и Лиса».
Новизна опыта заключается в создании педагогических условий,
включающих: разработку перспективного плана работы с детьми, подборка сказок различной тематики; для работы с родителями разработан консультативный материал; для расширения опыта педагогов по данной теме разработана консультация и составлена презентация на тему: «Сказкотерапия как средство формирования развития речи дошкольников- Осторожные сказки».
Работа по теме « Формирование связной речи у детей дошкольного возраста по средствам сказкотерапии» велась со старшей группы. В начале учебного года 2017 году я провел предварительный мониторинг «Обследвания связной речи» по методике О.С.Ушаковой и Е.М Струниной.
Результативность работы. Перед началом работы по теме «Формирование у детей дошкольного возраста связной речи по средствам сказкотерапии» 2017 году, я провела предварительную диагностику и выявила следующие результаты: высокий уровень развития связной речи был у 10 детей из 30, что составлило 33,4%, средний уровень – 12 детей, соответственно 40%, низкий уровень был у 8 детей 26,6%. В конце года 2018 году была проведена промежуточная диагностика, ее результаты: высокий уровень – 11 детей 36,7%, средний уровень 14 детей 46,6%,низкий уровень – 5 детей 16,7%. В 2019 году также провела диагностику и выявили следующие результаты: высокий уровень – 16 детей 53,4%, средний уровень- 12 детей 40%, низкий уровень -2 ребенка 6,6%. Итоговая диагностика 2019 год помогла определить эффективность систематичной и планомерной работы по теме «Формирование у детей старшего дошкольного возраста связной речи по средствам сказкотерапии» и наблюдается положительная динамика развития связной речи, используя сказкотерапию.
Используя разные формы работы и методы на занятиях и в совместной деятельности , и проведя анализ сформированности знаний ,я пришла к выводу, что знания детей улучшились, повысился уровень их развития.
Дети могли объяснить зависимости, устанавливать связи взаимодействия.
Последовательно и логично, понятно для собеседника рассказывать о фактах.
В общении со взрослыми и сверстниками пользовались формулами словесной вежливости.
Увидев, положительный результат диагностики, полученный методом сказкотерапии, мы сделали вывод, что необходимо продолжить данную работу и начинать ее с детьми младшей группы. Поэтому в этом учебном году 2019-2020 мы решили взять долгосрочный проект по теме: «Сказкотерапия, как средство развития речи у дошкольников»
Цель: Содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку.
Задачи:
- Развитие умения связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения;
- Побуждение к использованию сказочных сюжетов в самостоятельной игровой и творческой деятельности;
- Воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству.
Участники проекта: воспитатели; дети; родители.
Срок реализации: 1 год, 2019-2020 учебный год.
Актуальность выбранной темы
В настоящее время, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.
Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления.
Благодаря инновационной форме работы, через элементы сказкотерапии можно дать детям не только знания, умения, навыки, которые необходимы для обучения в школе, а и потребности в общении с окружающими людьми, умение налаживать контакты со взрослыми и сверстниками, взаимодействовать с ними, адекватно реагировать на происходящее вокруг, эмоционально откликаться на возникающие ситуации в общении, проявлять свои эмоциональные состояния, принятые в человеческом обществе.
Все это и составляет необходимые условия успешного развития ребенка и его подлинная интеграция в общество.
Реализация проекта будет способствовать:
- расширению словарного запаса и формированию связного высказывания;
- привития любви к людям, книгам, окружающему миру;
- социально – эмоциональному развитию детей.
Формы работы.
- Чтение детям сказок.
- Беседы по содержанию сказок.
-Пальчиковые игры по сказам.
- Подвижные игры.
- Рассматривание иллюстраций к сказкам для правильного восприятия текста сказок.
- Инсценировка сказок.
- Отгадывание загадок по сказкам.
-Художественно-продуктивная деятельность (работа в раскрасках, аппликация, лепка).
Этапы проекта.
1. Подготовительный.
Определение проблемы проекта.
Анкета для родителей по развитию речи.
Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
Оформление книжного уголка.
Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала. Список методической литературы.
2. Практический этап.
Для детей.
1. Познакомить детей со сказками.
2. Образовательная деятельность по развитию речи с использованием сказок.
3. Рассматривание иллюстраций по сказкам (выделить героев, определить их характер).
4. Чтение и рассказывание сказок.
5. Сюжетно – ролевые игры: «В гости к сказкам», «Поможем сказке» и т. д.
6. Подбор загадок по сказкам.
Для родителей.
1. Помощь родителей в подборе сказок.
2. Чтение сказок с родителями дома.
4. Рисунки родителей и детей «Моя любимая сказка».
Заключительный.
Обобщение результатов. Подведение итогов. Показ инсценировки сказки.
Предполагаемый результат:
В результате поставленных задач у детей сформировываются следующие знания, умения, навыки:
- знание определенных сказочных сюжетов;
- умение понимать сюжетную линию сказки;
- развивается речь детей; умение излагать сказку связно, последовательно, логично, передавать в пересказе основные моменты сказочного произведения;
- выражать свои мысли и чувства в речи;
- умение передавать художественный образ в рисунке, в словесной форме;
-развитие потенциала, фантазии, воображения, способность к словотворчеству.
Перспективу работы я вижу в следующем:
-продолжать целенаправленную систематическую работу по формированию связной речи воспитанников, используя метод сказкотерапии;
-использовать проекты по развитию связной речи, используя метод сказкотерапии в условия ДОУ;
-продолжать работу по подбору методического материала по теме;
-продолжать работу по обогащению развивающей предметно- пространственной среды;
-вести работу с родителями по теме, проводить практикумы, открытые мероприятия.
Заключение
Мы, считаем, что работа по сказкотерапии дает хорошие результаты. Дети учатся думать, уважать мнение других ребят и прислушиваться к нему, учатся ставить себя на место другого и видеть мир с разных сторон. Дети стают более раскованы, они свободно вступают в контакт со взрослыми и со сверстниками, учатся фантазировать, сами организовывают игры по сказкам, их речь становится более выразительной. Возможности сказкотерапии уникальны в педагогической деятельности, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка. В итоге применения сказкотерапии, как эффективного метода для развития речи, дети приобретают немало новых, не свойственных именно своему характеру черт, таких как творчество, активность, эмоциональность, самостоятельность.
Хочется отметить немаловажный факт, взаимодействия всех педагогов( воспитатели, логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию) дает положительную динамику в развитии речи детей.
Проведенная работа показала, что использование сказки в развитии речи должно занимать одно из центральных мест. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являющих неисчерпаемым источником развития детской речи.
Используемая литература:
#1040;лексеева М.И., Яшина В.И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» издательский центр «Академия» 2000г.
#1040;рушенова А.Г. «Речь и речевое общение детей» книга для воспитателей детского сада –М.Мозаика- синтез 1999г.
#1041;еляковская Н.Н., Засорина Л.Н., Макарова Н.Ш. «Учим ребенка говорить» Творческий центр Сфера» 2009г.
#1043;риценко З.А. «Ты детям сказку расскажи...» М; Линка-Пресс, 2003г.
#1047;инкевич-Евстигнеева Т.Д. «Сказкотерапии» -СПБ «Речь» 2006г.
#1047;инкевич-Евстигнеева Т.Д. «Формы и методы работы со сказками» -СПБ «Речь» 2006г.
#1051;евушинв А.М. «Развтие связной речи у дошкольников» М- Издательский центр «Академия» 1999г.
Приложение
Мониторинг
Обследование связной речи (по О.С.Ушаковой ,Е.М Струниной)
Старший возраст.
Цель: выявляется умение описывать предмет (картину, игрушку),
составить описание без наглядности. Для этого ребенку сначала предлагается кукла.
Задание 1. Опиши куклу. Расскажи, какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.
1) Ребенок самостоятельно описывает игрушку: Это кукла; Она красивая, ее зовут Катя. С Катей можно играть;
2) рассказывает по вопросам педагога;
3) называет отдельные слова, не связывая их в предложение.
Задание 2. Составь описание мяча, какой он, для чего нужен, что с ним можно делать?
1) Ребенок описывает: Это мяч. Он круглый, красный, резиновый. Его можно бросать, ловить. С мячом играют;
2) перечисляет признаки (красный, резиновый);
3) называет отдельные слова.
Задание3. Опиши мне собаку, какая она, или придумай про нее рассказ.
1) Ребенок составляет описание (рассказ);
2) перечисляет качества и действия;
3) называет 2—3 слова.
Задание 4. Ребенку предлагают составить рассказ на любую из предложенных тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья».
1) Составляет рассказ самостоятельно;
2) рассказывает с помощью взрослого;
3) отвечает на вопросы односложно.
Задание 5. Взрослый читает ребенку текст рассказа или сказки (см. книгу «Занятия по развитию речи в детском саду») и предлагает пересказать.
1) Ребенок пересказывает самостоятельно;
2) пересказывает с подсказыванием слов взрослым;
3) говорит отдельные слова.
О.С Ушаковой., Е.МСтруниной - выделены 3 уровня развития связных описательных высказываний детей:
I уровень – высокий
Ребенок активен в общении, ясно и последовательно выражает свои мысли, описание полное, логичное, без пропуска существенных признаков, повторений. Использует образную речь, точность языка, развивает сюжет, соблюдает композицию. Умение выражать свое отношение к воспринимаемому. Лексический запас словаря достаточный для данного возраста, сформирована связность описательного рассказа.
II уровень - средний
Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, при описании допускает ошибки и незначительные паузы, отличается не высоким лексическим запасом словаря, чаще пользуются не связными между собой фразами, пытаясь обрисовать в слове виденное на картине, прибегают к усвоенным формулам, предложенным педагогом
III уровень – низкий
Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, не умеет последовательно излагать свои мысли по увиденному и воспринятому, точно передавать их содержания, словарь ребенка скуден, прибегают к усвоенным формулам, схематичности и свернутости высказываний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диалог- как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста.
Рекомендации для формирования правильной связной речи детей дошкольного возраста....
Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
формирование связной речи у детей с ОНР...
Формирование связной речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
Формирование связной речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности...
Формирование связной речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
Формирование связной речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности...
«Познавательная активность как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»
laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мирребенка вливается живительный поток представлений, понятий&raq...
Проект по формированию связной речи в дошкольном возрасте "Путешествие в страну красивой и правильной речи"
Данный проект может быть реализован в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, а воздействие на участников трудно недооценить. В его реализацию а...
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста
laquo;Без игры, нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений...