Формирование связной речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
статья по развитию речи
Формирование связной речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование связной речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
Человек всю жизнь доводит до совершенства личную речь, овладевает всеми богатствами языка, и любой возрастной рубеж вносит что-то новое в его речевое становление. Самые весомые ступеньки овладения речью приходятся на дошкольный период.
Становление связной речи – это актуальная задача на рубеже подготовки детей к школьному обучению. Объясняется все тем, что, речь считается приемом формирования и формулирования идеи, средством общения и воздействия на окружающих.
Развивать связную речь дошкольников - это значит прививать им ряд точных умений:
- умение понять тему, вдумываясь в нее, осмыслить ее границы,
с относительной полнотой раскрыть ее в своем связном высказывании; - умение подчинять определенной мысли свои высказывания;
- умение для любого связного текста подобрать материал;
- умение систематизировать материал, располагая его в логической последовательности;
- умение критически относится к своей речи, совершенствовать ее, «редактировать» составленные связные высказывания, тексты.
Любой процесс развития ребенка требует постоянного педагогического руководства, а уж тем более развитие речи. Без овладения связной речью, становится невозможно дальнейшее развитие и образование ребенка.
Чтобы выяснить, что такое связная речь, я обратилась к междисциплинарному словарю «Язык. Речь. Коммуникация», в котором связная речь трактуется как термин, употребляемый в трех значениях:
1) деятельность говорящего, процесс выражения мысли (процесс связной речи);
2) текст, высказывание, продукт речевой деятельности (анализ связной речи);
3) раздел методики развития речи (методика формирования связной речи).
Связность здесь понимается как структурная целостность, внешнее выражение смысловой и коммуникативной целостности текста. В общем виде можно говорить о том, что связность устанавливаясь на разных уровнях, обеспечивается интонационными, семантическими, лексическими, грамматическими средствами, которые образуют органическое единство.
В широком понимании связная речь рассматривается как акт коммуникации. Стоит заметить, что связной речью являются отрезки речи, которые не обладают значительной протяженностью и не расчленяются на самостоятельные части, а могут характеризоваться как самодостаточностью смысла так и коммуникативной автономностью. С лингвистической точки зрения высказывания, словосочетания, предложения и тексты, являются единицами связной речи.
Таким образом, связная речь – это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Развитие связной речи и формирование навыков общения являются одними
из главных задач дошкольного учреждения.
Если в раннем возрасте речь малыша ситуативная, экспрессивна, то к концу дошкольного возраста ребенок овладевает и контекстной речью. К семи годам нормально развивающийся ребенок должен овладеть основными формами устной речи – внешней (устной) и внутренней, диалогической и монологической.
Диалогическая речь – это самая простая форма устной речи, которую можно характеризовать семантическим, структурным и смысловым единством. Служит такая речь для непосредственного живого общения людей. Диалогическая речь довольно мозаична и эмоциональна, так как участвующие в диалоге используют неязыковые выразительные средства: жесты, мимику, интонации, взгляды. Диалог состоит из отдельных реплик и поддерживается собеседниками, что позволяет опускать некоторые элементы развернутого высказывания, использовать стереотипные разговорные конструкции.
Развитие диалогической речи находится в тесной связи с развитием внимания, памяти, мышления, формированием словаря и грамматического строя речи детей
Диалог – это разговор двух или нескольких лиц, осуществляющийся в основном в устной форме и протекающий при непосредственном контакте общающихся, каждый из которых может выступать в роли говорящего или в роли слушающего. Поэтому диалогическая речь представляет собой чередование высказываний собеседников. Для диалогов характерно:
- применение неполных предложений;
- использование разговорной лексики, обращений, междометий, частиц, фразеологизмов, пословиц и поговорок.
Одним из основных языковых средств, отражающих специфику диалога, считается реплика. Она способна раскрыть сущность диалогического общения – развивающийся, перемежающийся обмен высказываниями. Как особая языковая единица, реплика имеет относительную формально-грамматическую законченность. Таким образом реплика определяет и многие синтаксические особенности диалогической речи: краткость, лаконизм его синтаксических конструкций, особенности их сочетаемости друг с другом По своей формальной организации и интонации диалогические единства делятся на ряд типов:
- вопросно-ответные единства;
- единства, в которых последующая реплика продолжает незаконченную предыдущую;
- реплики, связанные одним предметом мысли;
- единства, в которых последующая реплика содержит утверждение или отрицание по поводу предыдущей реплики.
Монологическая же речь обладает гораздо большей по сравнению с диалогом традиционностью в выборе языковых средств, в передаче содержания и в своем построении. «Свободное владение формами монологической речи – искусство», – указывал В.В. Виноградов. В отличие от диалога, монолог более произволен, требует волевого усилия, а иногда значительной подготовительной работы. Монологическая речь не может быть стихийной. Она всегда организованна. Говорящий или пишущий заранее планирует весь монолог как целое, составляет его план (письменно или устно), готовит отдельные фрагменты, языковые средства.
В сравнении с диалогической речью, монолог более контекстен и излагается в полной форме, с тщательным отбором адекватных лексических средств и использованием разнообразных, в том числе сложных, синтаксических конструкций.
В поисках эффективных средств развития связной речи дошкольников педагоги все больше обращают внимание на использование разных видов искусства. Одним из главных методических средств для решения целого комплекса задач по развитию связной речи является театрализованная деятельность.
По мнению основателя русской актерской школы К. С. Станиславского, «природа театра и его искусства сплошь основана на общении действующих лиц между собою и каждого с самим собою, …на сцене происходит взаимное и непрерывное общение, так как игра артистов состоит почти исключительно из диалогов»
Проживая с героями различные ситуации, недоступные в реальной жизни, ребенок, познавая новые формы и стили общения, приобщается к культуре взаимоотношений и частично переносит их в повседневную деятельность.
В процессе игры-драматизации формируется диалогическая, эмоционально-насыщенная речь и активизируется словарь ребенка. С помощью подобных игр дети осваивают элементы общения – мимику, позу, интонацию, модуляцию голоса. Ребенок осваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли. В театрализованной работе энергично развивается разговор как форма социализированной, коммуникативной речи. Сценические диалоги, выверенные хронологически, логически, чувственно. Заученные в период подготовки к спектаклю литературные эталоны речи ребята употребляют в дальнейшем как готовый материал в вольном общении. Таким образом, происходит фактическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации.
Дети-дошкольники овладевают основами театрально-творческих действий путем знакомства со сценической речью и движением как средствами выразительности языка театра. На развитие подобных театральных звеньев направлены специальные упражнения, игры и этюды. Кроме того, в ходе занятий непременно возникают беседы о видах театра, о составных компонентах спектакля, его созидателях. В процессе дети знакомятся со специальным словарем, которым пользуются во время тренингов, тем самым расширяется и обогащается их словарный запас.
Сам процесс подготовки проведения театрализованной игры решает множество задач по развитию связной речи:
- систематическое выполнение игровых упражнений, направленных на развитие мимики и пантомимики, благодаря чему движения приобретают большую уверенность. Дети начинают легче переключаться с одного движения на другое, понимать тонкости жестов, выражения лица и движений другого ребенка;
- введение игр и упражнений па развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации;
- переход к драматизации стихов, прибауток, потешек: дети заранее заучивают тексты, затем разыгрывают их, используя различные виды театра (пальчиковый театр или настольный);
- переход к более сложному виду деятельности – драматизации рассказов и сказок, где используются разные маски или элементы костюмов и виды театров- настольный, пальчиковый, дети могут разыгрывать текст в качестве актеров.
Одной из наиболее эффективных форм работы по развитию речи является театрализованная игра. Она задействует эмоции школьников: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, что облегчает процесс развития речи. Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по театрализованной деятельности с детьми 4-7 лет «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Цель данной работы - помочь воспитателям дошкольных образовательных учреждений организовать и провести работу с детьми от 4 до 7 лет по формировании творческих способностей детей дошкольного возраста ...
Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Актуальность выбранной темы: Общение является важным компонентом формирования личности ребенка, ведущим видом человеческо...
Презентация: " Развитие связной речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"
Театрализованные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи....
План по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
План по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»...
План по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» 2019-2020 учебный год
План по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» 2019-2020 учебный год...
Формирование связной речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
Формирование связной речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности...
План по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Ахметзяновой Н.Х.
План по самообразованию«Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»...