доклад "Инновационные технологии в речевом развитии дошкольников"
статья по развитию речи
"Инновационные технологии в речевом развитии дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Я хочу поговорить о актуальности проблемы использования инновационных технологий в речевом развитии дошкольников Начать свое выступление я хотела бы со слов английского философа и педагога Джона Дьюи «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера» Речь является одной из главных потребностей и функций человека. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. С развитием речи связано формирование личности, как в целом, так и всех основных психических процессов. Следует отметить, что речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе, параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено, как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. | ||||||||||||
Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа и развития их коммуникативных способностей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному образованию, так и для комфортного общения с окружающими. | ||||||||||||
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: - ухудшение состояния здоровья детей - существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей - глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе - недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка - дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в стремлении к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении. | ||||||||||||
Причины низкого уровня развития речи детей. Причины низкого уровня формируются из-за: 1. Некомпетентность педагогов по проблемам становления речи. Воспитатель знает методику, но не технологию. При проведении занятия видит себя и приёмы, но не видит ребёнка. 2. Речевое развитие рассматривается, как изолированный психологический процесс в отрыве от мышления, воображения, эмоций. 4. Обучение языку идёт в лингвистической форме, игнорируют коммуникативные умения, отсюда – отсутствие культуры речи и культуры общения. 6. Работа по развитию речи кропотливая, ежеминутная, результата сразу не видно и воспитатель не хочет ею заниматься. 7. Родители не понимают своей функции – общение с ребёнком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в перенатальный период | ||||||||||||
Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя по развитию речи дошкольников. Для формирования и активизации речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, осуществлять поиск более эффективных технологий в дошкольном образовании и использовании современных, уже отработанных технологий, а также психолого-педагогических подходов к данному процессу. | ||||||||||||
Для успешного развития речи необходимо: 1. Интересно организовать жизнь ребёнка. 2. Постоянно побуждать ребёнка говорить. 3. Создавать соответствующую обстановку. 4. Не забывать про одарённых детей. Речью мы определяем судьбу ребёнка. Из всех талантов самый главный талант – ОБЩЕНИЕ. | ||||||||||||
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Они классифицируются по организационным формам, по предметам, авторские, по подходам к ребёнку и т. д. | ||||||||||||
К числу современных образовательных технологий можно отнести: • здоровьесберегающие технологии; • технологии проектной деятельности; • технология исследовательской деятельности; • информационно-коммуникационные технологии; • личностно-ориентированные технологии; • технология портфолио дошкольника и воспитателя; • игровая технология и др. | ||||||||||||
Итак, давайте разберем что же такое методика? Методика – набор конкретных приёмов, использующихся для реализации поставленных задач в сфере образования, науки, психологии. Методика должна быть понятной, реалистичной, воспроизводимой, результативной и обоснованной. Детализированная и разработанная, опробованная на практике, она обретает уровень технологии. Что такое технология? Технология – инструментарий конкретной области деятельности человека, набор процессов, методов и принципов, необходимый для создания конечного продукта, будь то изделие, программа или другое социальное благо. В объём понятия входят организационные приёмы и операции, которые применяются исполнителем в процессе труда. Инновационные технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. | ||||||||||||
В чем разница между методикой и технологией?
| ||||||||||||
Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе. | ||||||||||||
Но важно посмотреть и на другую сторону медали – это проблемы внедрения инноваций. Инновационные технологии в образовании «тормозятся» по различным причинам. Если рассматривать кадровый ресурс, то это: Барьер творчества. Педагоги, привыкшие работать по старым программам, не хотят что-либо менять, учиться, развиваться. Они принимают в штыки все нововведения в образовательной системе. Конформизм. Из-за приспособленчества, нежелания развиваться, боязни выглядеть в глазах других белой вороной, показаться смешными педагоги отказываются принимать необычные педагогические решения. Помимо прочего, педагоги зачастую не понимают, как внедрять педагогические технологии в образовательный процесс, поэтому видят в нём вред. Личностная тревожность. Из-за неуверенности в себе, способностях, силах, заниженной самооценки, боязни высказывать свои суждения открыто многие педагоги до последней возможности сопротивляются любым изменениям в ОУ. Ригидность мышления. Педагоги старой закалки считают свое мнение единственным, окончательным, не подлежащим пересмотру. Они не стремятся к приобретению новых знаний, навыков, негативно относятся к новым веяниям в современных ОУ. Если рассматривать финансовый ресурс, то это трудности экономического характера – нехватка средств, например, на техническое оснащение помещений и др. | ||||||||||||
Инновационные технологии – технологии особенные! Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Благодарю за внимание! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/05/picture-187101-1483635470.jpg)
Здоровьесберегающие технологии, способствующие речевому развитию дошкольников
При решении проблемы развития речи у детей, более значимой и приоритетной является оздоровительная направленность деятельности.Для решения данной задачи, целесообразно использовать различные тра...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/08/picture-199151-1360322386.jpg)
Современные технологии познавательно-речевого развития дошкольников
Сценарий педагогического совета с использованием ТРИЗ - технологий. Основная задача - вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области использования современных технологий п...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/19/picture-254562-1368983382.jpg)
Мнемотехника - как педагогическая технология в речевом развитии дошкольников.
Мнемотехника - как педагогическая технология в речевом развитии дошкольников.Консультация для воспитателей и презентация...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/19/picture-254562-1368983382.jpg)
Мнемотехника - как педагогическая технология в речевом развитии дошкольников.презентация
Презентация на тему мнемотехника...
Использование современных технологий в речевом развитии дошкольников
Развитие речи детей 2-3 лет посредством игровых технологий ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/02/picture-1005712-1517565249.jpg)
ТРИЗ - технология в речевом развитие дошкольника
Принципиальное отличие ТРИЗ от каких-либо методик и теорий в том, что это не сборник отдельных приемов, действий, навыков и не их формализация, а попытка создать и использовать метод, по...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/10/picture-1068172-1539201009.jpg)
Консультация на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в речевом развитии дошкольников»
Весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий.Новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют...