доклад "Инновационные технологии в речевом развитии дошкольников"
статья по развитию речи

Елена Владимировна Колпакова

"Инновационные технологии в речевом развитии дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Я хочу поговорить о актуальности проблемы использования инновационных технологий в речевом развитии дошкольников

Начать свое выступление я хотела бы со слов английского философа и педагога Джона Дьюи

«Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера»

Речь является одной из главных потребностей и функций человека. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. С развитием речи связано формирование личности, как в целом, так и всех основных психических процессов. Следует отметить, что речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе, параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

     

 В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено, как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой.

Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа и развития их коммуникативных способностей.

Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному образованию, так и для комфортного общения с окружающими.

В  настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

- ухудшение состояния здоровья детей

- существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей

- глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе

- недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка

- дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в стремлении к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в  равнодушном к нему отношении.

Причины низкого уровня развития речи детей.

 Причины низкого уровня формируются из-за:

1. Некомпетентность педагогов по проблемам становления речи. Воспитатель знает методику, но не технологию. При проведении занятия видит себя и приёмы, но не видит ребёнка.

2. Речевое развитие рассматривается, как изолированный психологический процесс в отрыве от мышления, воображения, эмоций.
     3. Также развитие речи рассматривают как подражание и забывают про формирование языковых обобщений.

4. Обучение языку идёт в лингвистической форме, игнорируют коммуникативные умения, отсюда – отсутствие культуры речи и культуры общения.
    5. При обучении педагоги ориентируются на средний уровень развития ребёнка и используют фронтальные методы.

6. Работа по развитию речи кропотливая, ежеминутная, результата сразу не видно и воспитатель не хочет ею заниматься.

7. Родители не понимают своей функции – общение с ребёнком

должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в перенатальный период

Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя   по развитию речи дошкольников.    Для формирования и активизации  речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, осуществлять поиск более эффективных технологий в дошкольном образовании и использовании современных, уже отработанных технологий, а также психолого-педагогических  подходов к данному процессу. 

Для успешного развития речи необходимо:

1. Интересно организовать жизнь ребёнка.

2. Постоянно побуждать ребёнка говорить.

3. Создавать соответствующую обстановку.

4. Не забывать про одарённых детей. Речью мы определяем судьбу ребёнка.

Из всех талантов самый главный талант – ОБЩЕНИЕ.
 

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Они классифицируются по организационным формам, по предметам, авторские, по подходам к ребёнку и т. д.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

• здоровьесберегающие технологии;

• технологии проектной деятельности;

• технология исследовательской деятельности;

• информационно-коммуникационные технологии;

• личностно-ориентированные технологии;

• технология портфолио дошкольника и воспитателя;

• игровая технология и др.

Итак, давайте разберем что же такое методика?

Методика – набор конкретных приёмов, использующихся для реализации поставленных задач в сфере образования, науки, психологии.

Методика должна быть понятной, реалистичной, воспроизводимой, результативной и обоснованной. Детализированная и разработанная, опробованная на практике, она обретает уровень технологии.

Что такое технология?

Технология – инструментарий конкретной области деятельности человека, набор процессов, методов и принципов, необходимый для создания конечного продукта, будь то изделие, программа или другое социальное благо. В объём понятия входят организационные приёмы и операции, которые применяются исполнителем в процессе труда.

Инновационные технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.  

В чем  разница между  методикой и технологией?

Методика обучения

Технология обучения

Совокупность приемов, способов и форм обучения

Система приемов, способов и форм обучения

Проблема целей не является ведущей, степень достижений определяется неточно, «на глазок»

Четкое определение цели

Исходным же объектом методики обучения является «усреднённый»  обучающийся, начальное состояние которого для построения методической системы не имеет значения

первый этап любой технологии - диагностический

В основе своей – это совокупность рекомендаций к проведению учебного процесса.

 

Технология отражает последовательность педагогической деятельности, её логику и поэтому всегда представлена этапами деятельности, каждый из которых имеет свою цель. Лишь после достижения поставленной цели одного этапа происходит переход к следующему этапу деятельности.

 

Ориентирована  на учителя

Ориентирована на обучающихся

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Но важно посмотреть и на другую сторону медали – это проблемы внедрения инноваций.

 Инновационные технологии в образовании «тормозятся» по различным причинам. Если рассматривать кадровый ресурс, то это:

Барьер творчества. Педагоги, привыкшие работать по старым программам, не хотят что-либо менять, учиться, развиваться. Они принимают в штыки все нововведения в образовательной системе.  

Конформизм. Из-за приспособленчества, нежелания развиваться, боязни выглядеть в глазах других белой вороной, показаться смешными педагоги отказываются принимать необычные педагогические решения. Помимо прочего, педагоги зачастую не понимают, как внедрять педагогические технологии в образовательный процесс, поэтому видят в нём вред. 

Личностная тревожность. Из-за неуверенности в себе, способностях, силах, заниженной самооценки, боязни высказывать свои суждения открыто многие педагоги до последней возможности сопротивляются любым изменениям в ОУ.

Ригидность мышления. Педагоги старой закалки считают свое мнение единственным, окончательным, не подлежащим пересмотру. Они не стремятся к приобретению новых знаний, навыков, негативно относятся к новым веяниям в современных ОУ.  

Если рассматривать финансовый ресурс, то это трудности экономического характера – нехватка средств, например, на техническое оснащение помещений и др.

 

Инновационные технологии – технологии особенные!

 Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии, способствующие речевому развитию дошкольников

При решении проблемы  развития речи у детей, более значимой и приоритетной является оздоровительная направленность деятельности.Для решения данной задачи, целесообразно использовать различные тра...

Современные технологии познавательно-речевого развития дошкольников

Сценарий педагогического совета с использованием ТРИЗ - технологий. Основная задача - вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области использования современных технологий п...

Мнемотехника - как педагогическая технология в речевом развитии дошкольников.

Мнемотехника - как педагогическая технология в речевом   развитии дошкольников.Консультация для воспитателей и презентация...

Использование современных технологий в речевом развитии дошкольников

Развитие речи детей 2-3 лет посредством игровых технологий                                        ...

ТРИЗ - технология в речевом развитие дошкольника

  Принципиальное отличие ТРИЗ от каких-либо методик и теорий в том, что это не сборник отдельных приемов, действий, навыков и не их формализация, а попытка создать и использовать метод, по...

Консультация на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в речевом развитии дошкольников»

Весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий.Новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют...