Конспект НОД по развитию речи в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Формирование лексико-грамматических категорий.
Цель: формировать понятие «осень», признаки осени.
Образовательные задачи :
-Уточнить и расширить словарь по теме.
-Формировать практическое усвоение простых способов словообразования: относительных прилагательных;
-Формировать практическое усвоение согласования прилагательных с существительными;
Развивающие:
-Развивать память, мышление, внимание, элементы творчества, физиологическое и речевое дыхание, общую и мелкую моторику, просодическую сторону речи.
Воспитательные:
-формировать инициативность, сотрудничество: умение выслушать другого ребенка, понять и помочь.
Оборудование: Чебурашка (игрушка, либо кукла би-ба-бо, мольберт, лист (ватман, краски, кисти, картинно-графическая план-схема признаков осени, осенние листья, аудиозапись.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx | 20.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Образовательный центр «Успех»
Адрес: 142718, Московская область, Ленинский городской округ, р.п. Дрожжино, ул. Южная, д. 11, к. 1
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе.
Подготовила:
Воспитатель Мельцова Вероника Олеговна
р. п. Дрожжино
Формирование лексико-грамматических категорий.
Старшая группа.
Цель: формировать понятие «осень», признаки осени.
Образовательные задачи :
-Уточнить и расширить словарь по теме.
-Формировать практическое усвоение простых способов словообразования: относительных прилагательных;
-Формировать практическое усвоение согласования прилагательных с существительными;
Развивающие:
-Развивать память, мышление, внимание, элементы творчества, физиологическое и речевое дыхание, общую и мелкую моторику, просодическую сторону речи.
Воспитательные:
-формировать инициативность, сотрудничество: умение выслушать другого ребенка, понять и помочь.
Оборудование: Чебурашка (игрушка, либо кукла би-ба-бо, мольберт, лист (ватман, краски, кисти, картинно-графическая план-схема признаков осени, осенние листья, аудиозапись.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Приносят посылку, в которой спит Чебурашка (игрушка, либо кукла би-ба-бо). Чебурашка спрашивает у детей, где он находится, подходит к окну вместе с детьми.
Я жил в Африке, а сейчас ничего не пойму…Мне холодно и сыро, идет дождь, дует ветер, листья на деревьях разноцветные и опадают. Что происходит? Почему все не так как в Африке.
Логопед: «Поможем Чебурашке понять, что происходит в природе? Какое сейчас время года?»
Дети говорят какое наступило время года: осень.
2. Основная часть: - Давайте нарисуем картину «Осень» и расскажем о приметах осени, чтобы Чебурашка все понял.
На мольберте: лист, краски, кисти, картинно- графическая план - схема.
Логопед прорисовывает на ватмане признаки осени, дети проговаривают предложения.
1. Солнце – небо: Солнышко светит реже, греет все меньше. Становится прохладно. Небо серое, хмурое, много облаков и туч. Часто идут дожди. День становится короче, а ночь длиннее.
2. Деревья: осенью листья на деревьях разноцветные. Когда дует ветер листья начинают опадать. Это листопад.
3. Земля: Земля покрыта разноцветным ковром из опавших листьев. Трава пожелтела. После дождя на земле появляются лужи и грязь.
4. Одежда людей: становится прохладно. Люди одеваются теплее. Люди надевают пальто, куртки, теплые брюки, ботинки и резиновые сапоги, шапочки.
5. Птицы и животные: Перелетные птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме.
6. Люди убирают урожай овощей и фруктов.
Логопед: «Понравилась тебе картина, Чебурашка?»
Давайте покажем Чебурашке как красиво летят и танцуют осенние, разноцветные листочки. Логопед раздает детям высушенные листочки с разных деревьев (на ниточках).
3. Упражнение на формирование правильной воздушной струи:
Чтобы листочки полетели подуем на них. Губы вытянем трубочкой. Дети дуют на высушенные листочки, держа их перед собой.
4. Физкультминутка: «Танец осенних листочков».
Звучит музыка из кинофильма «Осенний марафон». Мы с вами превращаемся в осенние листочки и придумаем танец- листопад. Логопед озвучивает движения: листочки летят, кружатся, то ниже, то выше, ложатся на землю и замирают.
Разные листочки упали на землю: кленовые, березовые, рябиновые, дубовые, осиновые, липовые, тополиные.
5. Пальчиковая гимнастика: «Осень»
Ветер по лесу гулял,
(Движение кистей рук с крестно, в разные стороны.)
Ветер листики считал, (Сгибание пальцев обеих рук «веер» от мизинца к большому, поочередное, быстрое.)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
Вот последний лист с осинки,
(Загибание поочередное пальцев обеих рук, начиная с большого.)
Ветер бросил на тропинку. (Встряхнуть кисти рук вниз.)
(Н. Нищева)
6. Игра «Заячий пирог». Речь с движением. Образование относительных прилагательных.
Вышел заяц на порог, он испек для нас пирог. Дети идут по кругу, останавливаются, поворачиваются в круг.
Логопед: у меня листок кленовый. (Выставляет ладошку с листом в центр.)
Дети по очереди: у меня листок … дубовый, липовый, осиновый итд. (Кладут ладошки с соответствующими листиками на ладонь логопеда, и далее на ладонь предыдущего ребенка.)
А теперь съедим пирог: (разбираем пирог по кусочкам)
Логопед: Ты какой кусочек съел?
Я съел…Осиновый. (итд в обратном порядке.)
(В обратном порядке снимают ладошки и называют лист.)
7. Игра «Похвали осень». Подбор прилагательных, к слову, осень.
Дети присаживаются в кружок, логопед дает листочек и предлагает похвалить осень, сказав, какая она, но, чтобы осень не забыла красивые слова, повторите слово соседа и назовите свое.
Осень: красивая, золотая, прохладная, разноцветная, дождливая, солнечная, яркая, теплая, ветренная, холодная, теплая, ранняя, поздняя, прекрасная. Возможна помощь логопеда в виде слов существительных.
3. Итог занятия. Игра «Исправь ошибки».
Чебурашка говорит, что все понял и сейчас напишет письмо крокодилу Гене:
- Осенью жарко и поэтому люди ходят в футболках и шортах.
- Осенью день становится длиннее, а ночь короче.
- На деревьях зеленые листочки, скуют с юга.
- Люди сажают урожай овощей и фруктов.
Дети не соглашаются с высказываниями Чебурашки и проговаривают правильный ответ. (Индивидуальные ответы)
Чебурашка хвалит детей, за помощь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди» (старшая группа)
Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы,...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...
Конспект НОД по «Развитию речи» в старшей группе ТЕМА «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»
Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие детей. Она:помогает усвоить богатство родного языка, его выразительные средства;стимулирует речь за счёт расширения словарно...