QR - код как часть "говорящей среды" в старшей логопедической группе детского сада
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Дерябина (Кондрашова) Наталья Андреевна

Возможности "говорящей среды" с включением QR - кодов многогранны, каждая тематическая неделя, каждый уголок в группе наполняется продуктами деятельности детей, оречевляется ими же.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл qr_kod.docx25.03 КБ

Предварительный просмотр:

Дерябина Наталья Андреевна, воспитатель,

МАДОУ Детский сад № 9,

г. Красноуральск

QR - код как часть "говорящей среды" в старшей логопедической группе детского сада

В современном мире информационно-коммуникационные технологии присутствуют во всех областях жизни любого человека: дом, образование, работа, отдых и развлечения. Они являются интерактивными, что подразумевает участие самого человека в процессе обработки информации и адаптацию имеющихся ресурсов к его потребностям. Также они преобразуют у человека когнитивные процессы, формируя при этом мотивацию к саморазвитию и самореализации.

Мы живём в мире, где речь отходит на второй план, дети, как и взрослые имеют доступ к любой информации посредством различных гаджетов, но всем известно, что хорошо развитая речь это основа коммуникации, без правильно развитой речи, не будет грамотного письма, да и человек, который не может грамотно и чётко выражать свои мысли навряд ли сможет добиться высот в современном обществе.

Наблюдая за своими воспитанниками мы заметили, что они проявляют интерес к различным видам гаджетов, приходя в детский сад с удовольствием рассказывают о том, как они играют в компьютерные игры: "стрелялки", гоняют в "гонки", прячутся от "зомби", бродят с "Хаги Ваги" по заброшенным домам, полуразрушенным фабрикам. Полностью окунувшись в виртуальный мир, дети перестали играть в сюжетно-ролевые игры, примерять на себя различные роли, часто проявляют агрессивность и жестокость по отношению ко взрослым и сверстникам, не могут выразить свои мысли и чувства словами. 

Перед нами встал вопрос о том, как пробудить у детей интерес, найти и внедрить в свою работу современные образовательные технологии, нетрадиционные подходы, новаторские идеи.

Мы поставили перед собой цель: создать условия для развития речевой, творческой, познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством включения современных веяний цифровизации.

Поэтому, для развития речи детей и для того, того чтобы группа стала "говорить" с детьми, мы решили организовать предметно-пространственную среду таким образом, чтобы ребенок был непосредственным участником данного процесса, чтобы у него была возможность проявить инициативу, самостоятельность, активность. Для этого мы решили объединить несколько современных технологий: технологии "говорящая среда" с включением современных информационно-коммуникационных технологий, а точнее – элементов технологии дополненной реальности (в том числе – мобильных устройств) - "QR-код".

QR-код (англ. QR – Quick Response, дословно "быстрый отклик") — это двухмерный штрих-код, который был разработан японской компанией "Denso- Wave" в 1994 году для эффективного хранения данных и предоставляющий информацию для быстрого её распознавания с помощью камеры мобильного телефона или планшета.

QR-коды окружают нас абсолютно везде: на стендах любых учреждений и организаций, в рекламе, на обложках и страницах познавательных книг, на платёжных документах, на товарах в любом магазине и др.

Каждый современный телефон или планшет имеет возможность (при наличии специальных программ) считывать информацию с QR-кода буквально за несколько секунд.

        Идея использовать QR-коды в работе с детьми оказалась просто волшебной! Ничего сложного, а эффект сногсшибательный. Дети с трепетом реагируют на волшебство у них в руках, с интересом рассматривают необычные "черные квадратики", с большим удовольствием самостоятельно управляют мобильным устройством - наводят на QR-код, сканируют его и получают результат в виде картинок, предметов, заданий (ребусы, вопросы викторины, схемы и др.), смайликов, мультфильмов и т.д..

Достоинством QR-кода является простота его создания, функциональные возможности кодирования любой информации, быстрая её обработка, легкое использование конечного продукта.

Использование технологии QR-кодов в образовательном пространстве является актуальным в связи с:

 экономичностью (не требуется больших финансовых затрат);

 компактностью (любой объём информации содержится в одном цифровом квадрате);

 высокой тиражируемостью (возможен неограниченный тираж);

 эффективностью и результативностью использования.

Внесение в "говорящую среду" результатов самостоятельной продуктивной творческой деятельности, очень важно для детей. Поэтому мы стали привлекать детей к созданию "говорящей среды" в группе.

В первую очередь, дети самостоятельно придумали и нарисовали правила поведения в группе, раздевалке, умывальнике, кабинете учителя - логопеда и другие. Затем мы закодировали всю, созданную детьми информацию, в QR - коды и разместили в нужных местах.

Дети самостоятельно оформили свои шкафчики в раздевальной комнате. Подписали, придумали хранителя, который днем и ночью охраняет их шкафчик и разместили QR - код, в котором закодирована информация о себе: ФИО родителей, домашний адрес, дата рождения, свои увлечения и мечты и др

Неотъемлемой частью каждого уголка является игрушка - одушевленный персонаж, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности. В зависимости от темы недели, персонаж размещает в своем уголке QR - код с разными заданиями, интересной информацией: это фрагменты аудио, видео, стихи, песни, загадки, физ.минутки, пальчиковые гимнастики, фрагменты познавательных фильмов. Также дети дополняют имеющуюся информацию своими заданиями, которые они придумывают для своих сверстников и кодируют в QR - код с помощью родителей или педагогов.

        К праздникам дети создают поздравительные открытки, на которые добавляют QR - код с записанным стихотворением, которые рассказывают сами.

        Традицией группы стало создание стенгазет после проведенных мероприятий, на которых помимо фотографий и впечатлений о празднике, мы размещаем QR - коды, в которых зашифрованы ссылки на видео с выступлениями.

В группе также присутствуют элементы "говорящей среды" длительного назначения, которые превращают образовательное пространство группы в инструмент воспитания и обучения.

В уголке природы - это наборы карточек, на которых изображены явления природы, насекомые, животные, птицы и QR - код, отсканировав который можно прослушать как идет дождь или метет метель, голоса животных и птиц, посмотреть место их обитания и как они ведут себя в естественной среде.

В уголке конструирования и творческой мастерской - это QR - коды с этапами выполнения рисования, лепки, оригами, аппликации и построек из разных видов конструктора. Для того, чтобы дети видели свою продуктивную деятельность и свой рост создана картотека QR - кодов с их работами. Дети имеют возможность в любое время пересмотреть свои работы, вспомнить как и когда она была сделана.

В речевом уголке "Буквоград" собраны картотеки чистоговорок, скороговорок, дыхательных упражнений, пальчиковых игр закодированных в QR - коды, прочитав которые, дети имеют возможность прослушать материал и повторить его. Также, каждый день, в уголке появляется загадка - ребус, которую детям нужно отгадать, а правильный ответ проверить посредством чтения QR - кода. Если загадка будет решена верно, то отгадка оживет. К составлению загадок мы часто привлекаем детей, дети совместно с родителями придумывают загадки, кодируют отгадки и размещают их в уголке. Данный метод помогает поддерживать длительную вовлеченность детей, вызывает повышенный интерес, особенно когда загадка создана своими руками.

Как видно из вышеизложенного, возможности "говорящей среды" с включением QR - кодов многогранны, каждая тематическая неделя, каждый уголок в группе наполняется продуктами деятельности детей, оречевляется ими же.

Таким образом, благодаря проделанной работе у наших воспитанников появляется возможность почувствовать себя в своём пространстве полноправными хозяевами. Они проявляют активность и инициативность, осознают свою значимость, ощущают свой личный вклад в общее дело.

В свою очередь, нам, как педагогам этой группы, данная технология предоставляет возможность для творческой самореализации и организации воспитательно-образовательного процесса на новом качественном уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ФЭМП «Проделки Бабы Яги» в старшей /логопедической/ группе детского сада

Программное содержание: Закрепить с детьми количественный и порядковый счет в пределах 10; Закрепить знания о последовательности: - частей суток; - дней недели; - времён...

Конспект комплексного итогового занятия по О.О. «Математическое развитие и развитие речи» в старшей логопедической группе детского сада.

Итоговое занятие по математике в старшей логопедической группе.Тема:  «НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ КОЛОБКА» ЗадачиОбучающие:·        Закрепить навыки количественного...

Конспект комплексного итогового занятия по О.О. «Математическое развитие и развитие речи» в старшей логопедической группе детского сада.

Итоговое занятие по математике в старшей логопедической группе.Тема:  «НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ КОЛОБКА» ЗадачиОбучающие:·        Закрепить навыки количественного...

Сущность понятия «гендерный подход» к проведению артикуляционной гимнастики в старшей логопедической группе детского сада.

Гендерный подход в работе с детьми очень важен.И речевую коррекцию гендерный подход так же не обошел стороной....

Анкета для родителей "Давайте познакомимся" для старшей логопедической группы детского сада.

На первом родительском собрании с новым набором детей раздали вот такие анкеты. В результате получили представление о семьях и детях, с которыми будем работать эти два года....

Консультация "Технологии создания музыкальной коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды в логопедических группах детского сада"

Консультация "Технологии создания музыкальной  коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды  в логопедических группах детского сада"...

Логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе детского сада

План-конспект логопедического занятияпо подготовке к обучению грамотев старшей логопедической группе детского сада Тема: «Звуки м, м'» (повторение)Цель: различение звуков м и м&r...