Использование карт Проппа как средства развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста
материал по развитию речи

Трибой Юлия Александровна
Использование карт Проппа как средства развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_kart_proppa.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТ ПРОППА

КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ

ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольный возраст является важным временем в жизни ребёнка. Он общается на родном языке, развивает речь, которая является одной из важных ценностей для ребёнка в дошкольном возрасте. Развитие речи тесно связано с развитием сознания, познанием окружающей среды и развитием личности. Развитие речи у детей происходит под руководством взрослого. Активность педагогического воздействия зависит от состояния развития детской речи. Чем больше речевая активность ребёнка, тем более позитивный результат его развития. Педагогу важно вовлекать детей в речевую деятельность, стимулировать активность речи не только в процессе ежедневного общения, но и в условиях специально организованного обучения языку.

Проблема развития связной речи детей дошкольного возраста является достаточно сложной и многоаспектной. К ней обращались психолингвисты, лингвисты, лингводидакты, педагоги, методисты, дефектологи (А. Г. Арушанова, А. Н. Гвоздев, К. Л. Крутий, Ф. А. Сохин и др.). Изучению психологических закономерностей развития связной речи посвящён ряд исследований (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев и др.).

Многие исследователи считают, что именно общение педагога с ребёнком способствует передаче знаний, культуры, что является одной из важнейших функций обучения.

Ведущей формой протекания диалога является непосредственное общение, в котором решающую роль играет устная речь. Общение, опосредованное речью, выступая, с одной стороны, условием гармонизации личности, одновременно является средством достижения целей личности, способом её жизнедеятельности. Человеку присуща потребность в общении, взаимодействии с другими людьми.

Диалог рассматривается как процесс двустороннего общения в конкретной ситуации бытия, в которой каждый из участников поочередно выполняет роль говорящего и слушателя.

Диалогическая речь – это форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами при краткости высказывания, широкого использования неречевых средств общения (мимика, жесты), интонации. Отметим, что именно в ситуациях моделирования детям проще всего использовать диалогические единства, вступить в общение со сверстниками или со взрослым.

В. Пропп – выдающийся литературовед и теоретик литературы, один из основоположников современной теории текста, исследователь фольклора и сказки, автор классических исследований «Морфология волшебной сказки», «Исторические корни волшебной сказки», которые оставили заметный след в интеллектуальной и культурной истории ХХ века. Он также является разработчиком интересного подхода к возможностям моделирования сказок. В. Пропп работал с текстами сказок разных народов. Отметил, что они во многом похожи и это связано с историческим происхождением сказки. Проанализировав структуру, автор сформулировал функции сказки. Постоянным элементом сказки служит функция действующих лиц, независимо от того, кем и как они выполняются. Последовательность функций всегда одинакова. В. Пропп, анализируя сюжеты народных сказок определил, что функции действующих лиц постоянно повторяются

в народных сказках. Число этих функций всегда ограничено, а последовательность их в сказках одна и таже. В. Пропп определил 31 картинку, которые могут варьироваться и видоизменяться: возможные пробелы, добавления, повторы, но это не противоречит общему сюжету. Самое важное в этих функциях то, что на их основе можно создавать бесчисленное количество текстов. Их достаточно, чтобы дать описание сюжета любой сказки.

Основные этапы по внедрения метода обучения по карточкам Проппа.

  1. Изготовление карточек. Карты, которые используются для начала работы, должны быть выполнены с применением ярких цветов, отображать с помощью рисунков или понятных знаков определённый сюжет. В дальнейшем, когда суть игры ребёнку понятна, можно пользоваться карточками с более простыми, схематичными изображениями каждого мотива или функции.
  2. Воспроизведение известной ребёнку сказки, разделение её на содержательные составляющие части и соотношение с определённой функцией. Прочитав и условно разделив сказку на содержательные части, нужно обсудить вместе с ребёнком каждую из них, дать ей название и своеобразную оценку событиям, которые она описывает. Если предложено несколько названий, которые близки по значению, то стоит с них выбрать одну, наиболее точную и соответствующую содержанию указанной части. Поскольку дать правильное название – это значит достоверно расшифровать информацию, которую затем можно «спрятать» в карточке, с помощью графических методов. Итак, дошкольники смогут сравнить между собой две известные им системы – описание и графическое изображение.
  3. Совместный поиск и нахождение функций в новых для ребёнка услышанных сказках. Читая детям новую, ещё неизвестную для них сказку, во время проведения одного занятия нужно использовать не более чем 3 – 5 карточек-функций. В противном случае у детей часто возникает отсутствие интереса или же наблюдается состояние переутомления.
  4. Самостоятельный поиск функций, которые дети выполняют сначала на основе материалов известных для них сказок, а потом на новых сказках. Дети, используя весь комплект карточек, последовательно и логично воспроизводят развитие сказочного сюжета.
  5. Этап составления сказок. Начинать составлять сказочные истории лучше всего получается в коллективе, используя ограниченное количество карточек. В этом случае достижение поставленной цели будет более эффективным. Постепенно к придуманной сказке добавляются по 3 – 4 карточки, которые углубляют её сюжет. Так продолжают до тех пор, пока не будет использован весь набор карточек. Именно этот этап является наиболее эффективным для построения диалога.
  6. Работа с индивидуальным набором карточек. Каждый ребёнок получает собственный комплект карточек, с которыми в дальнейшем работает, согласно собственному видению и воображению, т. е. придумывает новую сказку или же видоизменяет уже известное произведение.

Следовательно, речевая деятельность детей приобретает самостоятельность. Они достигают достаточного уровня, чтобы самостоятельно придумывать названия сказок, мест, в которых будут разворачиваться основные события, героев, их количество и характерные для них признаки и свойства. В условиях дальнейшего применения карточек Проппа для создания разнообразных сказочных сюжетов можно использовать и другие варианты: создание сказки поочередно, группами, начиная с конца, с середины; использование карточек по порядку, через одну, наугад, по определённому количеству; разделение сказки на содержательные части (выход, завязка, конфликт, победа), выбор главного героя; изменение известной для детей сказки с помощью определённого ограничения или увеличения используемых функций.

Карты Проппа оказывают положительное влияние на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР" (презентация)

презентация к педагогическому проекту "Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"...

Статья на тему: Игра-драматизация как средство развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.

Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир дошкольного д...

Использование игровых технологий в развитии диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.

В материале представлены игровые технологии:1.сюжетно-ролевые игры с использованием телефона.2. игры парами.3. дидактические игры4 Неподготовленный диалог воспитателя с детьми.5.Подвижные игры, где ес...

Цикл занятий по использованию театрализованной игры как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

В 2019-2020 учебном году я проводила  работу по теме «Театрализованная деятельность как средство формирования связной речи дошкольников с ОВЗ» Эта тема выбрана мною не случайно. ...