Использование карт Проппа как средства развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста
материал по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_kart_proppa.docx | 18.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТ ПРОППА
КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ
ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дошкольный возраст является важным временем в жизни ребёнка. Он общается на родном языке, развивает речь, которая является одной из важных ценностей для ребёнка в дошкольном возрасте. Развитие речи тесно связано с развитием сознания, познанием окружающей среды и развитием личности. Развитие речи у детей происходит под руководством взрослого. Активность педагогического воздействия зависит от состояния развития детской речи. Чем больше речевая активность ребёнка, тем более позитивный результат его развития. Педагогу важно вовлекать детей в речевую деятельность, стимулировать активность речи не только в процессе ежедневного общения, но и в условиях специально организованного обучения языку.
Проблема развития связной речи детей дошкольного возраста является достаточно сложной и многоаспектной. К ней обращались психолингвисты, лингвисты, лингводидакты, педагоги, методисты, дефектологи (А. Г. Арушанова, А. Н. Гвоздев, К. Л. Крутий, Ф. А. Сохин и др.). Изучению психологических закономерностей развития связной речи посвящён ряд исследований (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев и др.).
Многие исследователи считают, что именно общение педагога с ребёнком способствует передаче знаний, культуры, что является одной из важнейших функций обучения.
Ведущей формой протекания диалога является непосредственное общение, в котором решающую роль играет устная речь. Общение, опосредованное речью, выступая, с одной стороны, условием гармонизации личности, одновременно является средством достижения целей личности, способом её жизнедеятельности. Человеку присуща потребность в общении, взаимодействии с другими людьми.
Диалог рассматривается как процесс двустороннего общения в конкретной ситуации бытия, в которой каждый из участников поочередно выполняет роль говорящего и слушателя.
Диалогическая речь – это форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами при краткости высказывания, широкого использования неречевых средств общения (мимика, жесты), интонации. Отметим, что именно в ситуациях моделирования детям проще всего использовать диалогические единства, вступить в общение со сверстниками или со взрослым.
В. Пропп – выдающийся литературовед и теоретик литературы, один из основоположников современной теории текста, исследователь фольклора и сказки, автор классических исследований «Морфология волшебной сказки», «Исторические корни волшебной сказки», которые оставили заметный след в интеллектуальной и культурной истории ХХ века. Он также является разработчиком интересного подхода к возможностям моделирования сказок. В. Пропп работал с текстами сказок разных народов. Отметил, что они во многом похожи и это связано с историческим происхождением сказки. Проанализировав структуру, автор сформулировал функции сказки. Постоянным элементом сказки служит функция действующих лиц, независимо от того, кем и как они выполняются. Последовательность функций всегда одинакова. В. Пропп, анализируя сюжеты народных сказок определил, что функции действующих лиц постоянно повторяются
в народных сказках. Число этих функций всегда ограничено, а последовательность их в сказках одна и таже. В. Пропп определил 31 картинку, которые могут варьироваться и видоизменяться: возможные пробелы, добавления, повторы, но это не противоречит общему сюжету. Самое важное в этих функциях то, что на их основе можно создавать бесчисленное количество текстов. Их достаточно, чтобы дать описание сюжета любой сказки.
Основные этапы по внедрения метода обучения по карточкам Проппа.
- Изготовление карточек. Карты, которые используются для начала работы, должны быть выполнены с применением ярких цветов, отображать с помощью рисунков или понятных знаков определённый сюжет. В дальнейшем, когда суть игры ребёнку понятна, можно пользоваться карточками с более простыми, схематичными изображениями каждого мотива или функции.
- Воспроизведение известной ребёнку сказки, разделение её на содержательные составляющие части и соотношение с определённой функцией. Прочитав и условно разделив сказку на содержательные части, нужно обсудить вместе с ребёнком каждую из них, дать ей название и своеобразную оценку событиям, которые она описывает. Если предложено несколько названий, которые близки по значению, то стоит с них выбрать одну, наиболее точную и соответствующую содержанию указанной части. Поскольку дать правильное название – это значит достоверно расшифровать информацию, которую затем можно «спрятать» в карточке, с помощью графических методов. Итак, дошкольники смогут сравнить между собой две известные им системы – описание и графическое изображение.
- Совместный поиск и нахождение функций в новых для ребёнка услышанных сказках. Читая детям новую, ещё неизвестную для них сказку, во время проведения одного занятия нужно использовать не более чем 3 – 5 карточек-функций. В противном случае у детей часто возникает отсутствие интереса или же наблюдается состояние переутомления.
- Самостоятельный поиск функций, которые дети выполняют сначала на основе материалов известных для них сказок, а потом на новых сказках. Дети, используя весь комплект карточек, последовательно и логично воспроизводят развитие сказочного сюжета.
- Этап составления сказок. Начинать составлять сказочные истории лучше всего получается в коллективе, используя ограниченное количество карточек. В этом случае достижение поставленной цели будет более эффективным. Постепенно к придуманной сказке добавляются по 3 – 4 карточки, которые углубляют её сюжет. Так продолжают до тех пор, пока не будет использован весь набор карточек. Именно этот этап является наиболее эффективным для построения диалога.
- Работа с индивидуальным набором карточек. Каждый ребёнок получает собственный комплект карточек, с которыми в дальнейшем работает, согласно собственному видению и воображению, т. е. придумывает новую сказку или же видоизменяет уже известное произведение.
Следовательно, речевая деятельность детей приобретает самостоятельность. Они достигают достаточного уровня, чтобы самостоятельно придумывать названия сказок, мест, в которых будут разворачиваться основные события, героев, их количество и характерные для них признаки и свойства. В условиях дальнейшего применения карточек Проппа для создания разнообразных сказочных сюжетов можно использовать и другие варианты: создание сказки поочередно, группами, начиная с конца, с середины; использование карточек по порядку, через одну, наугад, по определённому количеству; разделение сказки на содержательные части (выход, завязка, конфликт, победа), выбор главного героя; изменение известной для детей сказки с помощью определённого ограничения или увеличения используемых функций.
Карты Проппа оказывают положительное влияние на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР" (презентация)
презентация к педагогическому проекту "Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"...
Статья на тему: Игра-драматизация как средство развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир дошкольного д...
Использование игровых технологий в развитии диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.
В материале представлены игровые технологии:1.сюжетно-ролевые игры с использованием телефона.2. игры парами.3. дидактические игры4 Неподготовленный диалог воспитателя с детьми.5.Подвижные игры, где ес...
Цикл занятий по использованию театрализованной игры как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
перспективное планирование по развитию связной речи у детей с ЗПР...
Цикл занятий по использованию театрализованной игры как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
В 2019-2020 учебном году я проводила работу по теме «Театрализованная деятельность как средство формирования связной речи дошкольников с ОВЗ» Эта тема выбрана мною не случайно. ...
статья "Использование технологии "Песочный дворик" для развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста"
Статья из опыта работы....
Карты В.Я.Проппа, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Ссылка на подтверждающий документ:https://vk.com/photo-186038566_457243552...