Использование инновационных технологий и методов для речевого развития речи детей в соответствии с ФОП»
презентация к уроку по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Далее детей просят дать образные характеристики о бъектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы). ПР: блестящий - монета, но не простая , а начищенная монета. Табличка может выглядеть следующим образом. После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не Итоговая загадка про самовар: "Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз".
Модель 2. "Что делает? Что (кто) делает так же?" Пример составления загадки про ежика с детьми 5 лет.(С приёмом завышения и занижения) Так-же в таблице. ПР: Составление загадки про ежика с приемом "завышение": "Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить". ПР: Составление загадки про ежика с приемом "занижение": "Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном".
Модель 3. "На что похоже? Чем отличается? Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное. Протокол составления загадки про гриб: - На что похож гриб? - На мужичка. - А чем отличается от мужичка? - У гриба нет бороды. - Еще на что похож? - На дом, но без окон. - А еще на что похож ? - На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка. Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки "Как" или "На”, "Но на" или "Но без”. Текст получившейся загадки: «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке».
Сторителлинг
Мнемотехника
Развивающие игры Вячеслава Владимировича Воскобовича Цель технологии В.В.Воскобовича - построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре. Игры Воскобовича для развития речи можно условно разделить на 2 группы: - игры с буквами, звуками, слогами и словами. В этих играх ребёнок решает логические задачи с буквами, составляет слоги и слова, занимается словотворчеством. - универсальные игровые обучающие средства. Они могут быть материалом для игр и дидактическими пособиями. Игра-шнуровка «Ромашка» поможет составлять и читать новые слова, развивает мелкую моторику, навыки чтения , сообразительность и обогащает словарный запас. При помощи шнурка на плотной основе можно составить около двух сотен слов. Коврограф «Ларчик» - это уникальное авторское пособие, которое избавлено от многих недостатков школьной доски. Для каждого возраста методическое пособие предусматривает различные задания для развития памяти, внимания, мышления , творческих способностей, есть задачи по математике, обучающие грамоте и развивающие речь.
Скрайбинг (от английского scribe — набросать эскизы или рисунки) — инновационная технология представления информации, в которой речь человека иллюстрируется «на лету» рисунками на белой доске (или листе бумаги). Использование скрайбинга в формировании связной речи у детей дошкольного возраста существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников. Разновидности скрайбинга 1. Скрайбинг рисованный. Параллельно с текстом рисуются картинки, схемы, записываются ключевые слова. 2. Скрайбинг - аппликация. На лист бумаги или любой другой фон выкладываются (наклеиваются) готовые изображения, соответствующие звучащему тексту. 3. Скрайбинг магнитный. Похож на аппликационный, единственное различие – готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску. 4. Скрайбинг компьютерный. При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы.
Скрайбинг рисованный по сказке
Скрайбинг-аппликация стихотворения «Ёлочка» Нищеевой Перед нами ёлочка, шишечки, иголочки. Шарики, фонарики, Зайчики и свечки. Звёзды, человечки.
Скрайбинг магнитный по сказке
Метод развития детского воображения, фантазии, словесного творчества Владимира Яковлевича Проппа, впоследствии переработанная сказочником – Джанни Родари. «Карты Проппа» – это такие карточки, на которых изображен условный или карикатурный рисунок, по которым дети узнают события и эпизоды сказки. Одна карта – это и есть определенное событие сказки. Сказочных ситуаций или функций 20: 1. Запрет 2. Нарушение запрета 3. Вредительство 4. Отъезд героя 5. Задача 6. Встреча с дарителем 7. Волшебные дары или волшебное средство 8. Появление героя 9. Вредитель или антигерой 10. Борьба 11. Победа 12. Возвращение домой 13. Прибытие домой 14. Ложный герой 15. Трудные испытания 16. Ликвидация беды 17. Узнавание героя 18. Изобличение ложного героя 19. Наказание ложного героя 20. Свадьба или счастливый конец.
. Для того чтобы детям было легче освоить «карты Проппа», практическая деятельность по их использованию разделена на несколько этапов 1 этап. Знакомство детей со сказкой, как жанром литературного произведения. 2 этап. Проведение «подготовительных игр». - «Чудеса в решете» - выявление различных чудес: как и с помощью чего осуществляется превращение, волшебство. - «Волшебные слова» или сказочные приговоры, несущие основную смысловую нагрузку. - «Волшебные или чудесные вещи» - в этой игре мы придумываем волшебную вещь для какого-либо героя. Она направлена на запоминание и освоение функций карт. 3 этап. Происходит знакомство с обозначениями «карт Проппа» (читаем сказку и сопровождаем ее выкладыванием карт).
Технология заключается в создании эмоционально благоприятной ситуации, которая способствовал бы возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Среди игр, предлагаемых автором, можно выделить следующие: «Чем отличаются?» (тетрадь и книга); «Чем похожи?» ( карандаш и мел); «Чем похожи и чем отличаются?» ( кот и кит); «Назови общие признаки» (человек и птица); «Назови все части» (машина – колеса, руль, педали, кресла, зеркала итд); «Назови предмет по действию» ( собака – гавкалка); «Антидействие» ( вода – грязь); «Кто кем был» (свинья – поросенком); «Кто кем будет?»( теленок – быком); «Кто где работает?» ( врач – больница); «Что умеет делать?» ( варежки – согревать). «Чем был, чем стал» ( дерево – стол, стул, скамья); «Так было раньше, а теперь?» ( плот - корабль); Эти игры направлены на развитие различных видов речевой активности, что позволяет каждому воспитаннику легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней оценкой.
Развитие диалогического общения по методике А.Г. Арушановой Цель этой технологии: Пробудить речевую активность каждого ребенка, его умение вступить в разговор, поддержать беседу, делиться своими переживаниями. Например игра «Разведчики» -играющие должны тщательно рассмотреть ребенка, который находится в центре внимания, как разведчики, запомнить детали одежды, особенности внешнего вида с тем, чтобы потом определить, что изменилось во внешнем облике игрока. Многообразен круг игр, в которых дети определяют по голосу, даже измененному, имя игрока ( «Кто позвал?»). Существуют игры, в которых такое взаимодействие имеет характер речевого диалога («Гуси-лебеди», «Краски» ). Игра-импровизация по мотивам сказки. Ещё одна игра «Телефонный этикет» развитие диалогической речи посредством мобильной связи. Можно разыграть разные ситуации (Ситуация: позвони маме на работу и пригласи ее к телефону…).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование инновационных технологий в развитии музыкально- ритмических движений детей дошкольного возраста»
В современных условиях вариативности дошкольного образования значительно изменилось содержание педагогической работы с детьми. Сегодня каждый педагог может выбрать программу в соответствии со своими и...
Проект по сказкотерапии «Играем в сказку» (как инновационная технология по активизации познавательно-речевой активности детей раннего возраста)
1. Актуальность.Знание родного языка, имеет большое значение для каждого человека, но прежде всего детям, что помогает воспринимать окружающий мир и является средством общения....
"Использование инновационных форм и методов работы музыкального развития детей"
Данный материал опубликован на сайте интернет - проекта "Копилка уроков - сайт для учителей"...
Использование инновационной технологии «Арт-терапия» в речевом развитии детей дошкольного возраста
Использование инновационной технологии «Арт-терапии», в речевом развитии детей дошкольного возраста на учебный год 2020 – 2021 Автор: Наталья Михайловна Шунина Этапы работы над темой I. П...
Отчет по самообразованию в группе старшего возраста комбинированной направленности «Использование инновационной технологии «Арт-терапии», в речевом развитии детей дошкольного возраста» По теме: «Развитие речи у детей средствами сказкотерапии»
Отчет по самообразованию в группе старшего возрастакомбинированной направленности «Использование инновационной технологии «Арт-терапии», в речевом развитии детей дошкольного воз...
конспект выступления на педагогическом совете: Использование инновационных технологий в ОД по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО"
Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений....
«Использование инновационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ в соответствии с ФАОП »
Применение инновационных технологий в коррекционной работе способствуют оптимизации образовательного процесса, удовлетворению образовательных потребностей и интересов ребенка....