Занятие по развитию речи "Необычные пирамиды"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 38 посёлок Эльбан
Амурского муниципального района Хабаровского края
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе.
«необычные пирамиды»
Подготовила: Кос Л.В.
2024 г.
Задачи:
1. Познакомить с правилами составления модели-схемы (синквейн)
2. Обучить самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на модель-схему.
3. Закрепить понятия: предмет, признак предмета, действие предмета.
4. Упражнять в составлении схемы предложения, в составлении предложений по предложенной схеме.
5. Продолжать работать над лексической темой «Зима».
6. Развивать мышление: способность анализировать, обобщать.
Оборудование:
Демонстрационное: схема предложения, схема для составления модели-пирамиды (синквейн)
Раздаточное: наборы для составления схемы предложения.
Ход занятия
- Организационный момент
(дети стоят полукругом к гостям
Приветствие «Назови ласково своё имя»
Вос-ль:
Ребята, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
Сегодня такой чудесный день, у меня очень хорошее настроение. Чтобы оно было такое же чудесное у вас, давайте поприветствуем друг друга и назовем ласково каждый свое имя.
А сейчас улыбнёмся друг другу, подуем на ладошки и поделимся своими улыбками и хорошим настроением с гостями.
Вос-ль: Ребята, сегодня я приглашаю вас поиграть в строителей. Будем учиться строить пирамиду не из кирпичей,
а из слов.
- Скажите, а может строитель приступить к стройке без подготовки? (ответы)
- Вот и нам, необходимо подготовится к строительству.
Приступаем? Проходите на свои места.
(Дети садятся за столы)
2. Основная часть.
Игра «Такие разные слова».
- Мы с вами уже знаем, что слова бывают разными по своим значениям. Одни слова обозначают предметы, другие слова - признаки предметов, третьи - действия предметов.
А какое у нас сейчас время года? (Зима).
- Сейчас я возьму корзинку, и буду собирать в нее слова. Вы называете мне слово и кладёте фишку.
Слушайте внимательно, какие слова я собираю, не ошибайтесь.
- Сначала складываем в корзинку слова-предметы, слова про которые можно спросить Кто? Что?
Повтори…. На какой вопрос? ……..
(красная коробочка и красные фишки)
- Один, два, три , четыре, пять
Иду слова-предметы собирать! (подойти к каждому, «собрать слова»)
- Теперь настала очередь слов-признаков. Эти слова отвечают на вопросы Какой? Какая? и похожие.
На какой вопрос отвечают слова признаки? ……..
(зелёная коробочка, зелёные фишки)
- Один, два, три , четыре, пять
Иду слова-признаки собирать! (подойти к каждому, «собрать слова»)
- Молодцы!
А в последнюю корзинку собираем слова-действия. Эти слова отвечают на вопросы Что делает? Что делают?
На какой вопрос отвечают слова действия?...........
(голубая коробочка и голубые фишки)
- Один, два, три , четыре, пять
Слова-действия иду я собирать! (подойти к каждому, «собрать слова»)
Вос-ль: Молодцы, все слова собраны и сейчас мы будем с вами учиться строить пирамиду из наших слов.
Но перед постройкой нам нужно отдохнуть.
(Проходят на ковёр)
Физминутка на ковре.
Мы устали чуточку,
Отдохнём минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись давай, дружок.
Ещё попрыгай раз, два, три,
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись!
(садятся на стулья перед доской)
Игра «Построй пирамиду из слов».
Ну вот слова мы с вами собрали приступим к строительству.
Слова в пирамиде мы будем обозначать вот такими необычными треугольниками. (показ).
Все дома и здания строятся снизу-вверх, а мы будем строить словесную пирамиду наоборот сверху вниз.
Строить пирамиду мы будем про СНЕГ.
Ее верхушка слово-предмет «СНЕГ». На доску выставляется треугольник.
- Следующий этаж будет состоять из двух слов признаков. Что мы можем сказать про снег? Какой он? (ответы детей, выставляются еще два треугольника).
- Следующий этаж – три слова-действия. Что делает снег? (ответы детей, выставляются три треугольника).
- Кто сможет догадаться, сколько треугольников будет в следующем этаже нашей пирамиды? (четыре). Правильно, четыре.
И этот этаж будет состоять из предложения, в котором будет четыре слова. Пожалуйста, придумайте предложение из четырех слов. (если затрудняются помогаю)
- Итак, остался последний этаж, самое главное – основание пирамиды. Нужно подвести итог, обобщить все, что мы уже сказали про снег. Подумайте, что вы себе представляете, что чувствуете, что вам хочется сказать и выразите все это в одном слове. (Зима)
- Посмотрите, какая красивая пирамида у нас получилась.
Про нее еще можно сказать схема. Мы с помощью этой схему построим другую пирамиду и будет она состоять у нас из картинок.
Вы будете сами выбирать картинки и выстраивать пирамиду.
Рассмотрите внимательно картинки, подумайте.
Можно встать подойти поближе…. (рассматривают)
Присаживайтесь.
Вос-ль: Как вы думаете про кого будет построена наша пирамида? (Зайчик)
ЗАЙЧИК
БЕЛЫЙ, ПУШИСТЫЙ
ПРЫГАЕТ, ПРЯЧЕТСЯ, БОИТЬСЯ
ЗАЙЧИК БОИТСЯ ВОЛКА ЗИМОЙ
ЛЕС
Вос-ль: Молодцы ребята какую красивую пирамиду мы с вами построили.
А сейчас проходите за столы будем работать дальше.
Игра «Составь схему к предложению»
(самостоятельная работа)
Вос-ль: Давайте вспомним какое предложение мы придумали про зайчика.
ЗАЙЧИК БОИТСЯ ВОЛКА ЗИМОЙ
Сколько слов в предложении? (спросить несколько детей)
Теперь составьте схему этого предложения у вас на столах.
(если кто- то из детей затрудняется подсказать и разобрать это предложение)
3. Итог:
- Давайте вспомним, что мы с вами сегодня делали? (вспоминали слова-предметы, слова-признаки, слова-действия; составляли схему предложения и подбирали предложения к готовой схеме; строили словесные пирамиды).
– Кому что сегодня особенно понравилось? Кому что показалось интересным? Хотели бы вы еще составлять такие пирамиды из слов?
- Мне было очень приятно играть сегодня с вами в строителей словесных пирамид. Вы большие молодцы!!!
Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии "Экологическая пирамида"
На данном занятии дети знакомятся с экологической пирамидой, Описываются дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром, цель занятия: Воспитание детей, способных понять природу, беречь её...

Конспект занятия по экологии "Экологическая пирамида"
В этом конспекте ребят знакомят с экологической пирамидой-цепочкой.А так же убедить детей в полезности всех видов животных и растений, взаимозависимости их друг от друга. Этот занятие...
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Конспект занятия по экологическому развитию «Экологическая пирамида» в средней группе
Конспект занятия по экологическому развитию «Экологическая пирамида» в средней группе...
Конспект занятия по экологическому развитию «Экологическая пирамида»
Конспект занятия по экологическому развитию «Экологическая пирамида»...

дидактическая игра по развитию речи "Пирамида"
Настольная дидактическая игра по развитию речи предназначена для повторения, закрепления знаний в образовательной области «Речевое развитие», для детей подготовительной к школе группе(6-7 ...

Конспект интегрированного занятия ООД на тему "Пирамида"
Данный конспект занятия предназначен для детей с нарушением слуха...