Консультация для родителей «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Развитие речи детей является основной задачей детей дошкольного возраста. В это время ребенок начинает познавать мир, изучать предметы и явления, которые его окружают, учится общаться с окружающими его людьми (родители, сверстники, посторонние взрослые (воспитатели, соседи и т. д.)).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 17.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Пальчиковые игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Развитие речи детей является основной задачей детей дошкольного возраста. В это время ребенок начинает познавать мир, изучать предметы и явления, которые его окружают, учится общаться с окружающими его людьми (родители, сверстники, посторонние взрослые (воспитатели, соседи и т. д.)). Эмоциональная сфера дошкольника очень развита, но чтобы выразить свои эмоции, объяснить проблему, рассказать о своих наблюдениях необходим определенный лексический запас. Задача педагога, помочь ребенку расширять его лексический запас, совершенствовать звуковую культуру речи, совершенствовать грамматический строй речи.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Речь — это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Диалог, творчество, познание, саморазвитие — вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника. Это те основы, на которых строится современная дидактика дошкольного возраста.
Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
Помочь в повышении уровня речи детей может пальчиковая игра - один из эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир игры, можем многому научиться сами и научить наших детей. Игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка, стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.
Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Это благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.
Пальчиковая гимнастика «Игрушки»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)
Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)
Пальчиковая гимнастика «Ягоды»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
С ветки ягодки снимаю, (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами
другой руки погладить каждый пальчик от
основания до самого кончика, как будто снимая
с него воображаемую ягодку.)
И в лукошко собираю. (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)
Будет полное лукошко, (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть
другой также сложенной ладошкой.)
Я попробую немножко. (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко,
другой рукой достать воображаемые ягодки
Я поем ещё чуть-чуть, и отправить их в рот.)
Лёгким будет к дому путь! (Имитируя ножки, средний и указательный
пальчики на обеих руках «убегают» как можно
дальше.)
Пальчиковая гимнастика «Грибы»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Красный-красный мухомор- (Соединяем кончики пальцев – изображаем
шляпу гриба.)
Белых крапинок узор. (Одна рука – «шляпка гриба», указательным
пальцем другой руки показываем «крапинки».)
Ты красивый, но не рвём! (Погрозили пальчиком.)
И в корзинку не берём! (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковые игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста
Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Сегодня все мамы и папы без исключения знают, что игры с пальчиками развива...
Самообразование «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста».
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений па...
Статья "Пальчиковые игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста"
Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста – эффективный способ развития мелкой моторики пальцев рук. Она положительно влияет на развитие речи, а также переключает ребенка на его теле...
Консультация для родителей "Пальчиковая гимнастика , как средство, развития мелкой моторики детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Пальчиковая гимнастика , как средство, развития мелкой моторики детей дошкольного возраста"...
Пальчиковые игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста.
Играя с детьми в пальчиковые игры, мы с одной стороны радуем их, а с другой - развиваем у детей мелкую моторику рук, а соответственно и речь....
Методическая работа. Пальчиковые игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста 2023 г.
Методическая работа. Пальчиковые игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста 2023 г....
Самообразование 2022 - 2024 г. Пальчиковые игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста.
Самообразование 2022 - 2024 г. Пальчиковые игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста....