Статья "Пальчиковые игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста"
статья

Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста – эффективный способ развития мелкой моторики пальцев рук. Она положительно влияет на развитие речи, а также переключает ребенка на его телесные ощущения, таким образом, успокаивая его. Пальчиковая гимнастика усиливает согласованную деятельность речевых зон и способствует лучшему развитию памяти и воображения ребенка, а его пальцы и кисти рук приобретают гибкость и ловкость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, что стимулирует развитие речевых центров. Развитие мелкой моторики готовит руки ребёнка к разнообразным действиям в будущем: рисованию, письму, различным манипуляциям с предметами и т. д.

Занятия пальчиковыми играми способствуют расширению словарного запаса, а если стихотворение не проговаривать, а напевать — то и музыкального слуха. Занятия пальчиковыми играми помогают достичь тесного контакта, в том числе и тактильного, между взрослым и ребёнком, что положительно сказывается на дальнейших отношениях между ними и, наконец, такие занятия, как правило, очень нравятся малышам.

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы.

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику.

Использование пальчиковых игр в период адаптации детей раннего возраста  позволяют наладить доверительные отношения между взрослым и ребенком. Помогают детям преодолеть стрессовые ситуации, связанные с протеканием процесса адаптации в детскому саду.

Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Персонажи и образы  пальчиковых игр - паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик - нравятся малышам с полутора-двух лет, дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.

Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка. Некоторые игры, в которых пальчики называются по очереди или действуют поочерёдно, напоминают маленькие сказочки (например, "Два толстых поросёнка", "Два рыжих таракана", "Краб") и выполнить их самостоятельно могут дети 4-5 лет, а более маленьким должны помогать взрослые. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.

Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно; можно пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.

Виды пальчиковых игр:

  • Игры-манипуляции развивают воображение, когда ребенок в каждом пальчике видит определенный образ.
  • Сюжетные пальчиковые упражнения. Позволяют детям изображать предметы мебели и транспорта, птиц, домашних и диких животных, деревья, насекомых.
  • Пальчиковые упражнения кинезиологические (гимнастика мозга).
  • Пальчиковые игры, включающие самомассаж пальцев и кистей рук. Здесь применяются традиционные массажные движения - растирание, разминание, пощипывание, надавливание.
  • Театр в руке. Развивают память и внимание, повышают общий тонус, снимают эмоциональное напряжение.

На сегодняшний день представлено множество методик по развитию мелкой моторики пальцев рук. Их предлагают такие авторы, как И. Агапова и М. Давыдова, Ю. Соколова, Е. Черенкова, О. Новиковская и многие другие,  

Наиболее заметной оказалась методика М. Борисенко и Н. Лукиной, которая дает полную картину развития мелкой моторики в соответствии с сенситивными периодами, т.е. с периодами возрастного периода ребенка, наиболее благоприятными для освоения определенного вида деятельности.  

Методическое пособие содержит таблицы, позволяющие спланировать программу занятий и практический материал по каждому разделу развития мелкой моторики. Приведены игры по развитию кистей и пальцев рук: на развитие тактильного восприятия, с водой, на нанизывание, с пластилином, с бумагой, мозаикой, на выкладывание и т.д.

Методика О. Крупенчук. В книге известного петербургского логопеда представлены пальчиковые игры – комплекс упражнений и массажа для развития пальцев рук. Систематическая тренировка пальцев рук способствует развитию речи, улучшает мыслительную деятельность, запоминание и внимание ребенка.

Методика А. Хвостовцева. Предложенные в книге упражнения для пальчиков помогут развить мелкую моторику рук и  речь ребенка. Кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. С пальчиковыми потешками ребенок легко освоит азы математики, научится счету, осознает понятия "выше" и "ниже", "сверху" и "снизу", "право" и "лево".  Здесь можно  найти огромнейшее количество пальчиковых игр для детей разного возраста, "игры-просыпалочки" и "игры-усыплялочки", "пальчиковые зверушки" и "пальчиковый театр".  

Методика Г. Галкиной и Т. Дубининой. Цель занятий — развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями. Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. Также в работе используются различные по фактуре материалы, которые педагог заготавливает заранее по количеству детей (это бумага, картон, наждачная бумага, крупы, песок, путницы, липучки, молнии и т.д.).

Методика О. Новиковской. В книге  представлены стихи и пальчиковые игры для детей дошкольного возраста. Стихи можно не только рассказывать, но и показывать, сочетая их с простыми движениями рук.  Игры, представленные в книге помогут ребенку научиться свободно владеть своими, не всегда послушными, пальчиками, разовьют координацию движений. Попутно малыш будет отгадывать загадки, запоминать небольшие стихи. В ходе игр-занятий расширятся представления ребенка об окружающем мире, словарный запас. Весь приведенный в книге речевой материал систематизирован по тематическому принципу и может быть использован педагогами на занятиях по развитию речи.

Таким образом, можно отметить, что уровень развития речи у детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение звуков, а значит развить речь ребёнка.

Кроме того, использование пальчиковых игр способствует приобретению подвижности, гибкости кистей рук, исчезнет скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться, улучшаются внимание и память.

Некоторые простые упражнения для тренировки мелкой мускулатуры:

1. Катание шестигранных карандашей.

2. Перебирание палочек.

3. Рисование тонкой и толстой кисточкой, пальцем.

4. Рисование карандашом.

5. Использование книги – раскраски.

6. Лепка из глины, пластилина.

7. Различные виды конструктора.

8. Различные виды мозаики.

9. Игры со шнурками, с верёвочками.

10. Природный материал является хорошим средством для развития детского творчества и мелкой моторики рук.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста

Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Сегодня все мамы и папы без исключения знают, что игры с пальчиками развива...

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста.

Широкое использование разнообразных дидактических игр и игровых упражнений в коррекционно-развивающем процессе позволяет не только повысить эффективность решения основных образовательных задач, но и п...

"Дидактические игры, как средство развития речи у детей дошкольного возраста"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 6" дошкольные группы  Консультация для педагоговна тему:"Дидактические игры ка...

Самообразование «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста».

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений па...