Самообразование «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста».
материал (старшая группа)
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muhametzyanova_a.a_samoobrozovanie.docx | 35.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста».
Дата начало работы над темой: 1.09.2019г.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме; систематизировать работу по реализации ФГОС.
Задачи:
- Интегрировать пальчиковые игры упражнения в речевой деятельности детей.
- Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме самообразования, изучить педагогический опыт через статьи в СМИ, интернет.
- Разработать методические рекомендации, дидактические материалы.
- Разработать и внедрить в практику образовательной деятельности учебные и воспитательные программы с применением ИКТ.
- Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры.
- Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики .
Направления самообразования:
Основные направления | Действия и мероприятия |
Профессиональное | Изучить программы и пособия, уяснить их особенности и требования. Повышать квалификацию на курсах для педагогов. |
Методическое | Создание авторских дидактических игр и пособий, разработка и реализация на практике конспектов НОД, выступления с докладами на педсоветах, медико-педсоветах, конференциях, семинарах. |
Информационно-технологические технологии | Изучение опыта работы сетевых обществ для обмена опытом с другими регионами (Социальная сеть работников образования ns.portal.ru). |
Охрана здоровья. | Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие, игровые технологии. |
Этапы самообразования:
Этапы | Содержание работы | Практическая деятельность |
Организационно - диагностический | Выбор и определение темы самообразования Планирование работы по теме самообразования | Изучение научно-методической и учебно-методической литературы. Изучение периодической печати. Посещение библиотек. Знакомство с работами других педагогов. Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме. |
Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. | Составление перспективно-тематического планирования в соответствии с ФГОС. Выступления на педсоветах, заседаниях МО, показ открытых занятий, участие в семинарах, участие в заочных всероссийских и международных конференциях, вебинарах, публикации в сборниках научных статей, журналах, газетах, участие в городских, региональных, республиканских, всероссийских и международных конкурсах профессионального мастерства, участие воспитанников в разнообразных конкурсах. |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. | Участие в работе городского МО педагогов, в городских семинарах. Участие и результаты в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах. Ведение персонального сайта https://nsportal.ru/muhametzyanovaalinaandreevna Консультативная помощь воспитанникам и родителям. Ведение профессионального портфолио. Оформление результатов работы. |
Внедренческий | Распространение опыта работы. | Участие во всероссийских конкурсах на лучшую методическую разработку. |
Реализация данной темы рассчитана на пять лет
(2019 – 2024 учебный год)
2019-2020 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Проанализировать свои профессиональные затруднения. | Сентябрь 2019 г. |
2. | Составление плана работы по самообразованию. | Сентябрь 2019г. |
3. | Подготовить доклад «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста». | Сентябрь 2019г. |
4. | Посетить занятия опытных педагогов, занимающихся данной проблемой. | В течение года |
5. | Изучение работы педагогов региона: (через публикации в периодической печати, сайты). | В течение года |
6. | Собрать банк данных по теме «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей»: презентации, статьи. | В течение года |
7. | Комплексы пальчиковой гимнастики. Картотека пальчиковых игр. | Октябрь-ноябрь 2019 г. |
8. | Систематизировать накопленные и последующие материалы по теме «Играем пальчиками». | В течение года |
9. | Разработать игровые занятия с учетом ФГОС | В течение года |
10. | Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисуем нетрадиционным способом. | Декабрь 2019г. |
11. | Составление и распространение памяток, буклетов для воспитателей по теме самообразования. | Январь-февраль 2020г. |
12. | Провести итоговое открытое занятие для родителей о значимости пальчиковых игр. | Март 2020г. |
13. | Ведение персонального сайта https://nsportal.ru/muhametzyanovaalinaandreevna | В течение года |
14. | Отчет о проделанной работе за учебной, год обмен опытом с коллегами на совете педагогов по теме самообразования. | По плану старшего воспитателя |
2020-2021 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь |
2. | Изучить литературу «Тренируем пальчики -развиваем речь» - О. И. Крупенчук. | Сентябрь 2020г. |
3. | Выступление на педагогических и медико-педагогических советах, семинарах, педагогическом часе, проведение мастер-классов по теме. | По плану старшего воспитателя |
4. | Составление картотеки публикаций по теме. | В течение года |
5. | Организация для родителей дней открытых дверей, посещение игровых занятий, консультаций. | В течение года |
6. | Организация выставки «Игры способствующие развитию мелкой моторики». | Октябрь 2020г. |
7. | Проведение и заполнение карты наблюдения за детьми, и выявление индивидуального уровня отклонений в развития речи детей на начало и конец учебного года. | Сентябрь, май |
8. | Пополнение предметно-развивающей среды в группе. | Сентябрь-ноябрь |
9. | Создание презентации: «Влияние пальчиковой гимнастики для подготовки руки к письму», «Рука - это инструмент». | Январь-апрель |
10. | Чтение рассказов и стихотворений при помощи пальчиков (показ воспитателя). | Февраль |
11. | Участие в конкурсах, в т.ч. участие воспитанников. | В течение года |
12. | Подготовка консультации для родителей по теме самообразования. | В течение года |
13. | Ведение персонального сайта | В течение года |
14. | Диагностика динамики за два года по своей теме: - входной контроль; - промежуточный контроль; - итоговый контроль. | Октябрь Февраль Май |
2021-2022 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь |
2. | Изучение опыта работы педагогов региона (через публикации в периодической печати, сайты). | В течение года |
3. | Бардышева Т. Ю. «Расскажи стихи руками» 2014. | Сентябрь-октябрь |
4. | Разработка проектов по теме, в рамках реализации международной программы. | В течение года |
5. | Выступление на педагогических и медико-педагогических советах, семинарах, педагогическом часе, проведение мастер-классов по теме. | В течение года |
6. | Открытое занятие для воспитатели «Пляшут наши пальчики». | Октябрь |
7. | Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детсво-ПРЕСС,2013 | Ноябрь |
8. | Консультация для молодых специалистов «Почему пальцы помогают говорить» | Декабрь |
9. | Оформление выставки «Дидактические игры для детей по интеллектуальному развитию» | Январь |
10. | Анкетирование родителей на тему «Совместные пальчиковые игры с членами семьи» | Февраль |
11. | Подготовить папку-копилку с занимательными ребусами, головоломками. | В течение года |
12. | Итоговое занятие с использованием дидактических игр. | Март |
13. | Ведение персонального сайта | В течение года |
14. | Соотнесение полученных результатов с запланированными. Самоанализ. | Май |
2022-2023 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь |
2. | Подготовка статей для публикации в педагогических изданиях. | В течение года |
3. | Изучить литературу «Сказки на кончиках пальцев» Александрова Т. В. | Сентябрь-октябрь |
4. | Публикации в Социальной сети работников образования разработок занятий и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников. | В течение года |
5. | Проведение тематических родительских собраний, консультаций, оформление уголков для родителей. | В течение года |
6. | Участие в конкурсах: районных, городских всероссийских. | В течение года |
7. | Изучение методической литературы и новинок методической литературы по данной теме | Январь |
8. | Посещение открытых занятий коллег и участвовать в обмене опытом на разных уровнях. | В течение года |
9. | Принимать активное участие в работе педсовета, медико-педсовета в дошкольном учреждение. | В течение года |
10. | Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. | В течение года |
11. | Повысить знания в области ИКТ и внедрять их в образовательный процесс. | В течение года |
12. | Подвести сравнительный итог по теме реализации плана за 2 года. | Май |
2023-2024 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь |
2. | Открытое занятие, организованное для педагогов дошкольного учреждения. | декабрь |
3. | Размещение своих работ на веб-сайте https://nsportal.ru/muhametzyanovaalinaandreevna | В течение года |
4. | Продолжить работу над выбранной методической темой. | В течение года |
5. | Пройти курсы повышения квалификации. | Декабрь |
6. | Подготовка к аттестации. Изучение нормативной базы. 1. Изучение «Положения о порядке педагогической аттестации» | Сентябрь - январь |
7. | Изучать опыт работы лучших воспитателей района, города, по результатам конкурсов «Воспитатель года», через Интернет. | В течение года |
8. | Знакомиться с новыми формами, методами и приемами в воспитании обучении детей дошкольного возраста в соответствии с методической темой. | В течение года |
9. | Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых занятий, круглого стола для родителей). | Ноябрь, март |
10. | Разработка пособия дидактических игр по интеллектуальному развитию. | В течение года |
11. | Распространение педагогического опыта работы через организацию и проведение регионального семинара на базе МБДОУ | По плану образовательного учреждения |
12. | Отчет о проделанной работе на педагогическом совете по теме самообразования: «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста». | По плану старшего воспитателя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад для педсовета на тему: «Дидактические игры, как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Для педсовета...
Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста.
Подготовил: воспитатель...
Пальчиковые игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста
Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Сегодня все мамы и папы без исключения знают, что игры с пальчиками развива...
Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста.
Широкое использование разнообразных дидактических игр и игровых упражнений в коррекционно-развивающем процессе позволяет не только повысить эффективность решения основных образовательных задач, но и п...
"Дидактические игры, как средство развития речи у детей дошкольного возраста"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 6" дошкольные группы Консультация для педагоговна тему:"Дидактические игры ка...
Дидактические игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста
Отчет по самообразованию дидактические игры...
Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста.
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества – речью. Этот процесс не происходит сам собой, он развивается при активном воздействии на ребенка окружающих взро...