Консультация для родителей "Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством сенсорного опыта"
консультация по развитию речи (младшая группа)
Консультация для родителей "Развитие речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством сенсорных игр"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 16.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством сенсорного опыта
Ранний возраст является самым ценным возрастным этапом развития ребенка. Это яркий, неповторимый отрезок жизни человека.
Развитие речи является одной из основных задач родителей и воспитателей ДОУ в работе с детьми раннего возраста. В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей, имеющих проблемы в речевом развитии. Если недооценивать знание целенаправленного восприятия, то у детей искажаются представления о предмете, они становятся размытыми, ситуативными. Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления их особенностей, необходимых для достижения результатов в той или иной деятельности, и определяют гармоничное развитие ребенка.
Для развития речи большое значение имеют сенсорные игры, основная цель которых — дать ребенку новые чувственные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированной общей моторики и тонких движений пальцев рук. Кроме того, сенсорное воспитание направленно на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. д.) Чем больше развиты движения ребенка, тем интенсивнее развивается у него речь.
Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплений, представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие — это длительный и сложный процесс, благополучное завершение которого не обходится без непосредственного участия взрослых людей, окружающих детей (родителей и воспитателей ДОО), которым следует хорошо понимать, что основной формой познания у детей раннего возраста является игра. Известно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь есть между рукой и речевым центром мозга.
Чтобы помочь детям получить новый и необходимый им сенсорный опыт, а также активизировать их речевое развитие, следует внедрять в их повседневную деятельность различные сенсорные игры, ориентированные на то, чтобы дать детям новые чувственные ощущения.
Сенсорные игры, которые можно использовать для развития речевой активности детей: Игры с крупами.
«Дождик» из круп; хождение босиком по сенсорным «лужам»; после «дождика». Пересыпание круп с помощью баночек, формочек, ложечек; зарывание в емкости с крупой мелких игрушек, конфет с последующим их поиском; ознакомление с запахами круп и сравнение их запахов с запахами специй, чая, кофе с целью определения самого «вкусного» запаха. Игры с мокрыми крупами; рисование крупами;
Игры с песком.
Пересыпание песка, «зарывание» рук в песок, рисование пальчиками на песке.
Игры с водой.
Возня с водой, переливание и брызгание особенно нравятся детям. К тому же игры с водой имеют и терапевтический эффект. Чтобы ребенку было удобнее достать из крана, придвиньте к раковине стул. Достаньте приготовленные заранее небольшие пластиковые бутылки и пузырьки — наполняйте их водой из-под крана. Можно переливать воду из одной посуды в другую, сделать «фонтан», подставив под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком — обычно такой эффект приводит детей в восторг. Наполнив водой таз, организуйте игру в «бассейн», в котором плавают игрушки. Наполненный водой таз теперь станет «озером», в котором плавают рыбки или уточки.
Игры со светом и тенями.
Солнечный зайчик. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и покажите ребенку, как солнечный зайчик прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т. д. Возможно, ему захочется дотронуться до светового пятна. В этом случае, не спеша, отодвигайте луч в сторону, предложите ему поймать убегающего «зайчика». Тени на стене. Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте ее свет на стену. При помощи кистей рук, различных предметов и игрушек вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т. д. Театр теней. Можно придумать несложный сюжет и организовать «театр теней», используя также приготовленные заранее бумажные фигурки-силуэты.
Игры со звуками.
Обратите внимание ребенка на звуки в окружающем мире: скрип двери, стук ложечки о стенки чашки, когда размешиваем чай, скрип тормозов, стук колес поезда и т. д.
Игра с красками.
Для проведения игры потребуются: акварельные краски, кисточки, пять прозрачных пластиковых стаканчиков. Стаканы расставляются в ряд на столе и наполняются водой, затем в них поочередно разводятся краски разных цветов. Обычно ребенок завороженно следит за тем, как «облачко» краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в следующем стакане можно развести краску быстро, помешивая кисточкой, — ребенок своей реакцией даст вам понять, какой из способов ему больше нравится. В этой игре ребенок довольно быстро может проявить желание более активно участвовать в происходящем — начинает «заказывать» следующую краску или выхватывает кисточку и принимается действовать самостоятельно.
В ходе игры следует постоянно активизировать речь детей (задавать вопросы, требуя максимально полных по форме ответов, обогащая тем самым упрощенную речь самих детей). Знакомить их с новыми для них словами (при этом целесообразно описывать детям то, что они слышат, видят, делают и чувствуют, детально и красочно), просить детей повторить новые слова и т. д. При этом необходимо следить за тем, чтобы дети не обозначали изучаемые предметы и явления звукопроизношениями, а также важно исправлять ошибки в речи детей (делая это очень тактично), выслушивать их ответы и поощрять их попытки высказаться. Все эти игры и упражнения, которые стимулируют сенсорное воспитание и общую моторику рук, оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, улучшают внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывают усидчивость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по теме «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров»
Выявление уровня развития речи у детей младшего дошкольного возрастаДля овладения речью ребенку нужна речевая активность. Богатая и разнообразная речевая деятельность - залог успешного усвоения ...
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, речь постепенно обогащается и усложняется...
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров
МАДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 33 «Радуга» Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров...
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством сенсорной интеграции «Умелочка»
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством сенсорной интеграции " Умелочка"...
Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста посредством сенсорных игр.
Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста посредством сенсорных игр. Дидактическая игра "Стиральная машина". Она поможет детям развивать зрительное восприятие, умение в...
«Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредствам сенсорной коробки»
Универсальной вещью для тактильных игр является сенсорная коробка.По сути, это просто емкость с наполнителем, главное назначение которой - дать ребенку возможность потрогать, пересыпать, пе...
Отчет по самообразованию « Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством сенсорной игры»
Отчет по самообразованию « Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством сенсорной игры»...