Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной к школе группы по теме: «Народная культура и традиции. Жил-был самовар…»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
интегрированное занятие с детьми подготовительной к школе группы по теме: «Народная культура и традиции. Жил-был самовар…»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_narodnaya_kultura_i_traditsii._zhil-byl_samovar.docx | 25.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной к школе группы по теме: «Народная культура и традиции. Жил-был самовар…»
Задачи:
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к историческому прошлому русского народа, его культуре.
- Воспитывать чувство уважения к традициям и обычаям своих предков, помнить их труды.
- Воспитывать желание продолжать традиции: быть добрыми, гостеприимными, чуткими.
- Воспитывать стремление действовать совместно с другими детьми, создавать красивые изображения.
Образовательные:
- Уточнить представления о традициях русского гостеприимства.
#1047;акрепить знания об истории возникновения самовара, его внешнем виде, назначении
#1047;акрепить знания детей о старинном быте, активизировать словарный запас
Развивающие:
- Развивать эстетические чувства, интерес к искусству.
#1056;азвивать мелкую моторику.
3. Развивать музыкальный слух.
Предварительная работа:
Беседа о самоваре, его происхождении, предназначении, заучивание пословиц о самоваре.
Оборудование:
Мольберт, самовары, рогожка, коврик, посуда глиняная, деревянная (салатник, кувшин, ложки), картинки с изображением самоваров, народные костюмы (сарафаны, рубахи, косоворотки), магнитофон, мелодия «Хороводная», листы бумаги А4, цветные карандаши.
Ход занятия
(Дети в народных костюмах сидят на стульчиках. В углу нарядно накрытый стол рогожкой, глиняной и деревянной посудой, ложки и кувшин, в центре самовар. Звучит русская народная мелодия. Воспитатель садится около стола).
Педагог: Добрый день, гости званые, гости желанные. Добро пожаловать в наш высокий терем, в чистую светлицу, гулять и веселится. Я здесь хозяюшка, а значит гостеприимная. В старину люди собирались на посиделки. Как вы думаете, чем занимались люди на посиделках? (ответы детей: вязали спицами, крючком, вышивали, пели песни, загадывали загадки, гадали, рассказывали сказки).
Педагог: Сейчас я вам загадаю загадки, а вы мне скажите, о чем пойдет сегодня речь.
Я услужливый пузан,
Всех охотно угощаю
То молчу, как истукан,
А то песни распеваю…
Был толстяк когда-то в моде
Славу заслужил в народе
Выдыхая жаркий пар
Чай готовит ….(самовар)
Педагог: Правильно, речь идет о самоваре.
Педагог: Послушайте сказку.
Однажды, в стародавние времена, когда люди жили в избушках и разводили огонь в печи, чтобы приготовить еду и согреться, жил Мастер. Был он не богат и сам мастерил посуду. Очень хотел придумать такое, чем бы люди пользовались. Однажды, захотел выпить чаю и взял котелок, налил в него воды, затопил печку, котелок поставил в печку. Вода закипела, стал Мастер котелок доставать, да опрокинул его, огонь залил, да и обжегся. И тут он придумал сотворить котелок с ручками, закрытый, с трубой и емкостью для углей. И получился самовар, с ножками изогнутыми, резной ручкой по кранике. И прознали люди про ту красоту, что сотворил Мастер. И стали люди у него заказывать те самовары золотые, но свой медный, никому не продавал.
После этого самовар был в каждом доме. Он был символом достатка, семейного уюта, благополучия. Относились к нему очень бережно и передавали по наследству от родителей к детям. Ставили самовары не на кухне, а в гостиной, самоварный столик был украшением.
Педагог задает вопросы после прочтения сказки (о чем сказка, кто сделал самовар, для чего служит самовар, из каких слов состоит слово САМОВАР)
Давайте посмотрим на самовары (демонстрация видов самоваров на макете и в музее самоваров)
Педагог: Как вы думаете, все ли самовары одинаковые? В чем их различие? Как вы думаете, чем отличаются повседневные самовары и подарочные? (украшением.) А сейчас, какие предметы заменяют самовар на кухне?
Физкультминутка. Игра «Ниточка»
Дети встают полукругом, держась за руки, поднимают руки вверх. Девочка с одного края полукруга ведет ребят через «воротики» в другой край и обходит, держась за руки по внешней стороне полукруга. Тоже самое с другой стороны полукруга. Затем девочка заходит в круг, заводит ребят в «клубочек», затем «клубочек» разворачивает другой ребенок, дети встают в круг, держась за руки, водят хоровод в одну сторону, затем в другую. Затем дети сходятся в центр круг, подняв руки вверх.
Педагог: Ребята, а вы знаете пословицы о самоваре?
Самовар кипит – уходить не велит.
В Тулу со своим самоваром не ездят.
С самоваром чай важней и беседа веселей.
Выпей из самовара чайку – забудешь тоску.
Чай из самовара пьешь – до ста лет доживешь.
Чай крепче, если он с добрым другом разделен.
Педагог: Самовар-это символ домашнего уюта, тепла и гостеприимства. Когда к нам приходят гости мы угощаем их чаем, кофе. Вот и я вам, ребята, сегодня предлагаю для наших гостей нарисовать красивый чайный сервиз, во главе , которого будет наш самовар.
Продуктивная деятельность детей.
Итог занятия.
Педагог: С каким предметом народного быта вы познакомились сегодня?
Почему самовары пользовались такой популярностью?
Технологическая карта занятия
ФИО слушателя: Болотских Анна Александровна
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие
Тема занятия: Народная культура и традиции. Жил-был самовар
Возрастная группа: подготовительная
Цель занятия: Закрепить знания об истории возникновения самовара, его внешнем виде, назначении
Задачи занятия:
Образовательные:
- Уточнить представления о традициях русского гостеприимства.
#1047;акрепить знания об истории возникновения самовара, его внешнем виде, назначении
#1047;акрепить знания детей о старинном быте, активизировать словарный запас
Развивающие:
- Развивать эстетические чувства, интерес к искусству.
#1056;азвивать мелкую моторику.
3. Развивать музыкальный слух.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к историческому прошлому русского народа, его культуре.
- Воспитывать чувство уважения к традициям и обычаям своих предков, помнить их труды.
- Воспитывать желание продолжать традиции: быть добрыми, гостеприимными, чуткими.
- Воспитывать стремление действовать совместно с другими детьми, создавать красивые изображения.
Дополнительные задачи: -
Игровая:
Словарная работа: самовар
Планируемые результаты занятия:
Подготовительная работа:
Беседа о самоваре, его происхождении, предназначении, заучивание пословиц о самоваре.
Материалы и оборудование:
Мольберт, самовары, рогожка, коврик, посуда глиняная, деревянная (салатник, кувшин, ложки), картинки с изображением самоваров, народные костюмы (сарафаны, рубахи, косоворотки), магнитофон, мелодия «Хороводная», картинки с изображением самоваров, заготовки из пластиковых бутылок для украшения бабки на самоваре на каждого ребенка, пластилин.
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты | ||||
1. | Организационно – мотивационный этап | привлечь внимание детей, настроить на предстоящую деятельность, создать хорошее настроение | Организует воспитанников,
мотивирует | Игровая мотивация | Организованы, заинтересованы
Внимательно слушают | Воспитанники заинтересованы, организованны | ||||
#1054;сновной этап | ||||||||||
Этап постановки проблемы | Через проблемный вопрос поставить проблему | Воспитателем осуществляется постановка проблемы через проблемный вопрос | Словесный
Вопросы воспитателя | Воспитанники соглашаются поиграть народную игру «Ниточка»
| У воспитанников появляется интерес к дальнейшей деятельности. | |||||
Этап восприятия материала | Прочитать фрагмент произведения | Педагог задает вопросы воспитанникам
При затруднении помогает воспитанникам ответить на поставленные вопросы
Закончи предложение
Беседа
Динамическая пауза | Словесный, игровой
Динамическая пауза Вопросы воспитателя | Воспитанники воспринимают и отвечают на вопросы | Воспитанники познакомились с традициями русского народа | |||||
Этап практического решения проблемы | Через дидактическую игру, загадки, Беседу, сказ, разбор пословиц | Загадки
Дидактическая игра
Ответ на мотивацию Физкультминутка | Наглядный
Экскурсия
Практический
Дидактическая игра | Воспитанники играют, воспринимают, отправляются на экскурсию | Воспитанники приняли участие в игре, приняли участие в экскурсии, принимают участие в росписи чайного сервиза для чаепития | |||||
3. | Заключительный этап | Закрепить у детей полученные знания о традициях русского народа, о самоваре
| О чем беседовали?
Что нового узнали?
Рефлексия | Словесный
вопросы воспитателя | Отвечают на вопросы | Проанализировали
Подвели итоги
Воспитанники закрепили пройденный материал |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной к школе группы. тема: «Рябиновая Русь».
Целью данного занятия является собрать образ нашей Родины, Есенинской Руси.В сердцах детей пробуждаются нежные чувства к родной речи, к любимой земле, желание знать и почитать традиции своего народа. ...
Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Моя семья»
Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Моя семья»Цель: закрепление знаний детей о семье, семейных традициях.Задачи:1. Совершенствовать уме...
Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной к школе группы Тема: «Провожаем осень»
Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Провожаем осень».Ход непосредственно образовательной деятельности.1. Вводная часть.Дети входят в зал, встаю...
Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Путешествие в страну Знаний»
Представлен Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Путешествие в страну Знаний»...
Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной к школе группы на тему: "Станция загадочных цифр"
Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной к школе группы по ФЭМП...
Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной к школе группы " Мы - девочки.Мы -мальчики"
Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной к школе группы " Мы - девочки.Мы -мальчики"...
Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной к школе группы по теме: «Хочу быть здоровым»
ПОЯСНИТЕЛЬНЯ ЗАПИСКАДети знакомятся с правильным питанием, получают представление о питательных веществах, вредных и полезных продуктах, устанавливают взаимосвязь здоровья и питания. Проводится нескол...