Стертая дизартрия. Все не так просто
консультация по развитию речи (средняя группа)
В последнее время много споров возникает вокруг понятия стертая дизартрия. Давайте сразу оговоримся, что, говоря о стертой дизартрии, мы имеем в виду не форму дизартрии, а степень выраженности симптомов дизартрии. Допускаемое некоторыми коллегами определение стертая форма дизартрии кажется нам ошибочным и некорректным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stertaya_dizartriya.docx | 20.09 КБ |
Предварительный просмотр:
В последнее время много споров возникает вокруг понятия стертая дизартрия. Давайте сразу оговоримся, что, говоря о стертой дизартрии, мы имеем в виду не форму дизартрии, а степень выраженности симптомов дизартрии. Допускаемое некоторыми коллегами определение стертая форма дизартрии кажется нам ошибочным и некорректным.
В настоящее время наряду с диагнозом стертая дизартрия существует другое название подобного нарушения речевого развития: минимальное дизартрическое расстройство. Проблема выявления и коррекции стертой дизартрии продолжает оставаться актуальной до настоящего времени.
Стертая дизартрия характеризуется неярко выраженным нарушением звукопроизношения, обусловленным недостаточной иннервацией органов артикуляции. Часто стертая дизартрия остается вне поля зрения специалистов именно потому, что ее диагностика трудна. Артикуляторные и общемоторные нарушения выявляются при специальном обследовании и возрастающей функциональной нагрузке.
Прежде, чем говорить о стертой дизартрии, давайте вспомним определение и симптоматику дизартрии выраженной.
Дизартрия возникает в результате органического поражения центральной нервной системы, головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка и проявляется в нарушении произносительной стороны речи, обусловленном недостаточностью иннервации речевого аппарата; в расстройстве фонации и дыхания.
Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, при котором расстраивается двигательный механизм речи. При дизартрии нарушено не программирование речевого высказывания, а моторная реализация речи.
Причинами возникновения дизартрии считаются следующие нарушения:
• гипоксия (нехватка кислорода плоду в процессе беременности);
• асфиксия (нехватка кислорода ребенку в процессе родов);
• резус-конфликтная беременность;
• недоношенность;
• токсикозы;
• физиологические заболевания матери;
• родовые травмы;
• длительная желтуха новорожденных;
• заболевания головного мозга, нейроинфекции;
• гнойные отиты;
• гидроцефалия;
• тяжелые интоксикации;
• черепно-мозговая травма в возрасте до 3-х лет;
Неврологическая симптоматика, выявляющаяся в раннем возрасте у детей с дизартией:
• позднее начало некоторых самостоятельных действий;
• слабость сосательного рефлекса;
• отсутствие интереса к окружающему;
• неадекватная реакция на появление родителей;
• неправильные хватательные движения;
• нарушения зрительно-пространственного восприятия
• недоразвитие моторных реакций.
Неврологическая симптоматика, выявляющаяся в дошкольном возрасте:
• недостаточность графо-моторных навыков;
• повышенный тонус мышц лица и артикуляционного аппарата;
• нескоординированность действия различных частей речевого аппарата;
• появление произвольных насильственных движений;
• скудность словарного запаса;
• отсутствие мимики и в некоторых случаях и эмоциональных реакций;
• специфические движения.
Речевая симптоматика:
• неправильное произношение звуков;
• замена или пропуск звуков в словах;
• добавление лишних звуков при стечении согласных;
• изменение тембра голоса, «носовое» произношение звуков, писклявый или глухой, скрипучий голос;
• нарушение ритма и мелодичности речи;
• затухание речи к концу предложения;
• нарушения дыхания и быстрая утомляемость во время разговора;
• монотонность или прерывистость (скандированный ритм) речи;
• отсутствие или
• неадекватность эмоциональной окраски речи, модуляций голоса;
• невнятность произношения слов и предложений.
Основные клинические признаки дизартрии:
• нарушение мышечного тонуса в речевой мускулатуре;
• ограниченная возможность произвольных артикуляционных движений из-за парезов или параличей;
• нарушение голосообразования и дыхания.
Основные показатели при диагностике дизартрий по степени поражения:
• мимика;
• дыхание;
• голосообразование;
• рефлекторные движения языка;
• удержание артикуляционной позы;
• произвольные движения языком и губами;
• гиперкинезы (насильственные движения);
• синкинезии (сопутствующие движения);
• звукопроизношение.
В дошкольные образовательные учреждения поступают дети с III (легкой степенью) и II (средней степенью) дизартрии. Чаще всего это дети со следующими диагнозами:
• стертая псевдобульбарная дизартрия
• подкорковая дизартрия средней или легкой степени.
У детей со стертой псевдобульбарной дизартрией отмечается поражение пирамидных путей на участке до продолговатого мозга. Ведущую роль в этиологии играют черепно-мозговые травмы с кровоизлияниями в мозг. При псевдобульбарной дизартрии высокоавтоматизированные движения, регулируемые на подкорковом уровне, сохраняются. В связи с этим в речи обычно избирательно страдают сложные в артикуляционном отношении звуки, требующие более точной дифференциации мышечных движений.
Стертая псевдобульбарная дизартрия характеризуется неярко выраженными нарушениями звукопроизношения, обусловленными недостаточной иннервацией органов артикуляции. Можно отметить слабость мышц, иннервируемых отводящим, тройничным, лицевым, языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами, и ограничение объема движений в верхних и нижних конечностях с одной или обеих сторон.
Стертая дизартрия – достаточно распространенная речевая патология среди детей дошкольного возраста. При обследовании детей в группах компенсирующей направленности ДОО дизартрический компонент выявляется у половины детей с ОНР и у трети детей с ФФНР. Кроме того, в 10% случаев сложной дислалии при более тщательном обследовании выявляется стертая дизартрия.
Нарушения звукопроизношения при стертой дизартрии всегда связаны с недостаточной подвижностью группы мышц, выполняющих тонкий дифференцированный двигательный акт.
В физическом статусе детей со стертой дизартрией отмечаются следующие показатели:
• общая физическая слабость;
• маленький рост;
• узкая грудная клетка;
• двигательная недостаточность.
•
В неврологическом статусе отмечаются следующие изменения:
• микросимптоматика;
• стертые, неярко выраженные парезы;
• гипрекинезы;
• синкинезии в мимической и речевой мускулатуре;
• изменения мышечного тонуса;
• асимметрия лица, рта, черепа, глазных щелей;
• сглаженность носогубных складок;
• нарушение общей моторики;
• нарушения ручного и орального праксиса.
В вегетативной нервной системе изменения мозаичны, фрагментарны:
• потливость верхних и нижних конечностей;
• стойкий дермографизм;
• цианичность языка;
• повышенная саливация.
В психологическом статусе возможны следующие нарушения эмоционально-волевой сферы:
• пугливость, повышенная возбудимость, чрезмерная чувствительность ко всем раздражителям;
• либо вялость, пассивность, безынициативность; двигательная заторможенность.
Детей со стертой дизартрией условно можно разделить на три группы.
Первая группа.
Дети, у которых имеется нарушение звукопроизношения и просодики. Эта группа очень похожа на детей с дислалией. Эти дети имеют хороший уровень речевого развития, но многие из них испытывают трудности при усвоении, различении и воспроизведении предлогов, путают сложные предлоги, испытывают проблемы в различении и использовании приставочных глаголов, могут испытывать затруднения при произнесении слов сложной слоговой структуры. Кроме того, многие дети испытывают трудности с пространственной ориентацией.
Вторая группа.
Это дети, у которых нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи сочетается с незаконченным процессом формирования фонематического слуха. В этом случае у детей встречаются единичные лексико-грамматические ошибки, они допускают ошибки в специальных заданиях при восприятии на слух и повторении слогов и слов с оппозиционными звуками. Словарь детей отстает от возрастной нормы. Многие испытывают трудности при словообразовании,
допускают ошибки в согласовании имени существительного с числительным и др. Дефекты звукопроизношения стойкие и расцениваются как сложные, полиморфные нарушения.
Третья группа. Это дети, у которых стойкое полиморфное нарушение звукопроизношения и недостаток просодической стороны речи сочетается с недоразвитием фонематического слуха. В результате при обследовании отмечается бедный словарь, выраженные ошибки в грамматическом строе, невозможность связного высказывания, значительные трудности при усвоении слов различной слоговой структуры. Все дети этой группы демонстрируют несформированность слуховой и произносительной дифференциации. Показательно игнорирование в речи предлогов. Эти дети со стертой дизартрией и общим недоразвитием речи (ОНР) должны направляться ТПМПК в группы для детей с ТНР.
В зависимости от патогенетического варианта выделяют следующие виды минимальных дизартрических расстройств:
• стертая корковая дизартрия, обусловленная микроочаговым поражением коркового речедвигательного центра, при которой нарушена только фонетическая (произносительная) стороны речи, а фонематические и просодические компоненты сохранны;
• стертая экстрапирамидная дизартрия, связанная с повреждением подкорковых ядер и ганглиев, при которой на первый план выходят расстройства просодики, а нарушения звуковоспроизведения и звуковосприятия выражены в меньшей степени;
• стертая псевдобульбарная дизартрия, которая возникает при поражении проводящих путей, ведущих от коры к ядрам черепно-мозговых нервов, при которой в равной степени определяются нарушения всех фонетико-фонематических компонентов;
• смешанная форма стертой дизартрии, которая обычно включает в себя псевдобульбарный компонент, поэтому основные дефекты отмечаются в произносительной и звукоразличительной сторонах речи.
У детей дошкольного возраста наиболее часто отмечается именно стертая псевдобульарная дизартрия (более 90 процентов случаев).
Известны две формы псевдобульбарной дизартрии: спастическая и паретическая.
При спастической форме отмечается так называемый феномен перочинного ножа или пружины. Из-за повышенного тонуса отмечаются синкинезии. Все движения артикуляторных органов замедлены в темпе, отличаются малой амплитудой, истощаемостью.
Акт глотания затруднен, поэтому отмечается повышенная саливация. Страдают все согласные со сложными укладами, а особенно сложные по артикуляции переднеязычные звуки: [р], [л], [ш], [ж], [ч], [ц].
Голос, дыхание, интонационная сторона речи нарушены. Голос слабый, сиплый, хриплый.
При паретической форме движения замедлены в темпе, отличаются малой амплитудой, истощаемостью из-за частичного или полного периферического вялого паралича или пареза.
Мягкое небо провисает, подвижность его ограничена.
Отмечается нарушение произношения смычно-губных звуков (п, б, м), язычно-альвеолярных гласных (и, ы, у), возможны оглушение согласных и назализация звуков.
В соответствии с рекомендациями Е. Ф. Архиповой логопедическая работа по устранению стертой дизартрии может включать в себя пять этапов.
1-й этап – Подготовительный
Целью этого этапа является подготовка артикуляционного аппарата к
формированию артикуляционных укладов. Он включает в себя шесть
направлений:
1) нормализация мышечного тонуса,
2) нормализация моторики артикуляционного аппарата,
3) нормализация речевого выдоха, выработка плавного, длительного
выдоха,
4) нормализация голоса,
5) нормализация просодики,
6) нормализация мелкой моторики рук.
2-й этап - Выработка новых произносительных умений и навыков
Направления:
1) выработка основных артикуляционных укладов,
2) определение последовательности работы над звуками,
3) развитие фонематического слуха,
4) постановка звука,
5) автоматизация,
6) дифференциация (дифференциация на слух; дифференциация
артикуляции изолированных звуков; произносительная дифференциация на
уровне слогов, слов).
3-й этап - Выработка коммуникативных умений и навыков
Направления:
1) выработка самоконтроля,
2) тренировка правильных речевых навыков в различных речевых
ситуациях.
4-й этап - Преодоление или предупреждение вторичных нарушений
5-й этап - Подготовка к обучению в школе
Направления:
1) формирование графомоторных навыков,
2) развитие связной речи,
3) развитие познавательной деятельности и расширение кругозора
ребенка.
Методика коррекционной работы при стертой дизартрии должна быть комплексной и включать следующие составляющие:
• медицинское воздействие;
• психолого-педагогическую помощь;
• коррекционную логопедическую помощь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логоритмического занятия (стертая дизартрия). Поездка в лес. Зима.
Цель: Закрепление лексической темы зима,образование притяжательных прилагательных,согласование существительных с прилагательными....
Научно-теоретические основы логопедической работы по развитию внимания и саморегуляции у дошкольников со стертой дизартрией
В своей статье я изложила, насколько процессы произвольного внимания и саморегуляции играют существенную роль при овладении детьми процессами чтения и письма. Поэтому недоразвитие или несформированнос...
Игры и упражнения на развитие внимания и саморегуляции для дошкольников со стертой дизартрией
В методической разработке для педагогов, я руководствовалась насколько произвольное внимание и саморегуляция играют большую роль в дошкольном возрасте. Достаточная сформированность произво...
Консультация "Методы диагностики и приемы работы при стертой дизартрии"
В данной методической разработке описаны методы диагностики и приемы работы с детьми со "стертой" дизартрией....
речевая карта при дизартрии, при стертой дизартрии
бланки речевой карты при обследовании дизартрии, при обследовании стертой дизартрии...
Дизартрия. Стертая дизартрия.
Даннай материал предназначен для учителей - логопедов....
НЕпростой простой диагноз. Стертая дизартрия.
Нерпостой простой диагноз "стертая дизартрия." Подробные рекоменадции для родителей. Почему необходимо прислушаться?...