семинар практикум "Остров - читательская грамотность"
консультация по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)
«Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
К сожалению, Россияне перестали быть самой читающей нацией. По статистике, больше всех сейчас читают индийцы, жителей России опережают также таиландцы, китайцы, филиппинцы, египтяне и чехи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приложение к Педсовету №2 от 11. 2024г.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Дюймовочка» город Янаул муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан
Утверждено:
Заведующий МАДОУ ДС № 14
«Дюймовочка» г. Янаул
________ Л.Ф. Марданова
Приказ № ____ от «___» _____ 202___г
Семинар - практикум для педагогов:
«Остров «Читательская грамотность у дошкольников»
Подготовила:
воспитатель высшей
квалификационной категории
Саляхова О. Ф.
Ноябрь 2024 г.
Семинар - практикум для педагогов на тему: «Остров «Читательская грамотность». Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии дошкольников».
Слайд 2 «Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
К сожалению, Россияне перестали быть самой читающей нацией. По статистике, больше всех сейчас читают индийцы, жителей России опережают также таиландцы, китайцы, филиппинцы, египтяне и чехи.
Слайд 3,4,5,6
2. Компоненты читательской грамотности:
- нахождение и извлечение информации,
- интегрирование и интерпретирование информации,
- осмысление и оценивание информации,
то есть способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. Те сведения, которые человек получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.
Современные исследования данной проблемы приходят к выводу, что при формировании читательской грамотности у дошкольников целесообразно использовать технологии критического мышления.
Слайд 7 Давайте рассмотрим алгоритм формирования читательской грамотности у дошкольников.
Основы читательской грамотности закладываются тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать.
В этом случае его называют грамотным слушателем (пассивным читателем, это пора воспитания в малыше слушателя.)
Среди множества методов и приемов формирования читательской грамотности дошкольников, можно выделить наиболее распространенные:
• чтение педагогом по книге или наизусть, при котором происходит дословная передача текста;
• прослушивание записей народного творчества и просмотр видеоматериалов;
• беседа по прочитанному, которая способствует более глубокому восприятию литературного текста детьми, выражению своего отношения к услышанному;
• чтение с продолжением, развивающее у детей устойчивый интерес к книге, вызывающее радость от встречи с полюбившимися героями;
• разучивание стихотворений;
• чтение и рассказывание с использованием наглядного материала;
• проектная деятельность (изготовление книжек-самоделок с рисунками о произведениях, создание тематических журналов и детских энциклопедий на основе знакомства с литературными произведениями, в ходе которой совершенствуются умения детей отражать результаты восприятия произведений в разных видах художественно-речевой и изобразительной деятельности;
• самостоятельное обсуждение прочитанного, в ходе которого дети могут делиться своими впечатлениями.
Во время формирования базовых навыков читательской грамотности, у дошкольников гораздо легче выработать стратегию верного понимания и использования текстов, так как дети гораздо обширнее видят текст.
Сегодня, я хочу вам предложить технологию, которая называется «Скрайбинг».
Слайд 8,9,10 Что же такой скрайбинг?
Скрайбинг(от английского scribe — набросать эскизы или рисунки) – процесс визуализации сложного содержания простым и доступным способом, во время которого зарисовка образов происходит прямо во время передачи информации, т.е. это создание небольших понятных рисунков, которые делают смысл образовательной деятельности понятным.
То есть, это процесс объяснения смысла с помощью простых рисунков. Используя скрайбинг, можно просто и доступно рассказать о сложном, интересно объяснить практически любой материал.
Слайд 11, Считается, что скрайбинг изобрёл британский художник Эндрю Парк, но и нашего Владимира Григорьевича Сутеева.можно назвать ярким примером скрайбинга его произведения такие как «Три котёнка», «Кораблик», «Кто сказал Мяу» и др.
Главная особенность скрайбинга заключается в том, что одновременно задействуются различные органы чувств: слух и зрение, а также воображение человека, что способствует лучшему пониманию и запоминанию материала. Известно, что 80% информации человек воспринимает визуально.
Слайд 12 Условно все скрайбинги можно разделить на несколько видов:
Слайд 13 Рисованный скрайбинг – это ручной классический, когда взрослый или ребенок рассказывает о чем-либо и в то же время рисует изображения, иллюстрирующие устный рассказ. Рисование и озвучивание должны совпадать по времени. Работа учителя на уроке во время объяснения нового материала с мелом в руках – пример классического скрайбинга.
Слайд 14 Аппликационный скрайбинг - техника, при которой на произвольный фон накладываются или наклеиваются готовые изображения, которые соответствуют произносимому тексту.
Фланелеграфный скрайбинг - это доска, обтянутая фланелью. На нее крепятся готовые фигурки и изображения, помогающие рассказать историю. Такой скрайбинг похож на импровизированный театр. Он хорошо подойдет для «экранизации» сказок для детей.
Слайд 15 Магнитный скрайбинг является разновидностью аппликационного, единственное отличие - готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.
Слайд 16 Скрайбинг компьютерный. При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы.
Слайд 17 Представьте, вашему ребёнку задали дома выучить стихотворение. И да, оно написано буквами. Но ребёнку сложно его запомнить. Попробуйте применить скрайбинг. Возьмём, к примеру, следующий текст: Мороз и солнце, день чудесный. О чём грустишь, мой друг прелестный? Попросите ребёнка нарисовать рисунки, которые у него ассоциируются со словами стихотворения, и одновременно проговаривать вслух текст.
Как вариант: Мороз (снежинка) и солнце (солнышко), день чудесный (календарик со смайлом), о чём (вопросительный знак) грустишь (грустный смайл), мой друг (рукопожатие) прелестный (смайл восхищения или обнимашки).
Ваш ребёнок сам придумает, какими именно образами передать смысл. В итоге он не только быстро выучит стихотворение, но и заинтересуется самим процессом. Таким же способом можно объяснять детям сложные процессы — не загружать их большим объёмом текста, а набрасывать им упрощённые рисунки.
Кроме того, в дальнейшем, если дети участвуют в создании скрайбинга, у них развивается критическое и образное мышление.
Использование технологии скрайбинг в речевом развитии детей дошкольного возраста положительно сказывается на формировании связной речи у детей, поддерживая опосредованную память, существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников.
В результате использования скрайбинга расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.Появляется желание пересказывать - ребенок понимает, что это совсем не трудно. Заучивание стихов и пересказ превращается в игру, которая очень нравится детям.
Скрайбер немного волшебник. Он умеет превращать слова и фразы в понятные рисунки или схемы. Очень важным моментом при составлении схем является детская исследовательская деятельность, т.е. разбор отдельных сюжетов и совместное составление опорных символов и знаков.
Предварительно проводится обсуждение содержания текста, отдельных фраз, разбор трудных слов. Картинки к трудным словам составляются совместно, дети сами ищут смысл этих слов, а затем придумывают к ним картинку в схеме.
Кроме графических схем в виде картинок я также использую знаковые символы содержащие скрытый смысл. Это способствует развитию воображения, фантазии ребёнка, его способности к мыслительным операциям, что служит благоприятной основой для дальнейшего обучения детей в школе.
Плавный переход к практической части.
Я предлагаю вам стать скрайберами и самим попробовать с помощью картинок пересказать рассказ.
Педагоги на выбор выполняют скрайб - презентацию по рассказу «Галка» Л. Толстого,
Предлагаю вам уважаемые коллеги послушать рассказ «Галка» Л. Толстого, зарисовать его и проговорить.
- Пока я буду читать, вы уже можете делать какие-то зарисовки, только оставляйте пространство между символами.
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода стала выше, и можно было пить. Зачитать еще раз.
Что же у Вас получилось? Молодцы!
Ещё побывав на районном РМО по теме «Развитие речи детей дошкольного возраста», хочу поделиться идеей возобновления домашнего семейного чтения с детьми.
Можно создать такую методическую разработку под названием «Читающий рюкзачок». В рюкзачок можно положить игрушку главного героя произведения, тетрадь, где будут записываться воспитателем задания по произведению, например:
- Ответь на вопросы по произведению.
- Опиши положительные и отрицательные стороны героев.
- Разложи картинки последовательно произведению (кладём в рюкзачок картинки или какую либо настольную игру)
- Нарисуй главного героя или сюжет произведения (кладём в рюкзачок альбом)
- Перескажи произведение методом скрайбинга.
- Для подготовительной группы для читающих детей можно положить книжку по слогам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Читательская грамотность – базовый навык функциональной грамотности
Выступление старшего воспитателя МДОУ "ЦРР-Д/с № 127" г. Магнитогорска Севостьяновой Натальи Васильевны, в рамках работы ресурсного центра города Магнитогорска "Формирование предпосылок...
«Читательская грамотность как базовый навык функциональной грамотности»
Тема: Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.Что такое функциональная грамотность и почему мы теперь так часто о ней говорим?Великий психолог и лингвист А. А. Лео...
5 УРОВНЕЙ ЧИТАТЕЛЬСКИХ _УМЕНИЙ_Читательская грамотность - это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать_эксперты Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина_на ММСО_2022
Эксперт Клевцова ЛюдмилаНаблюдается дефицит таких умений, как формулировать вопросы; обосновывать, доказывать; использовать простейшие приемы исследования; строить развернутые высказывания; уст...
«Читательская грамотность детей дошкольного возраста, как основа формирования функциональной грамотности»
Одна из важнейших задач современного образования –формирование функционально грамотных людей.В образовательных стандартах одной из главных функционал...
Читательская грамотность - основа функциональной грамотности образованного человека.
В выступлении даны определения функциональной грамотности, основные составляющие функциональной грамотности, роль дошкольного образования в формировании функциональной грамотности, целевые ориентиры д...
Семинар "Читательская грамотность".
Читательская грамотность — ключевое умение, задающее успешность дальнейшего продвижения на пути образования....
Семинар "Развитие читательской грамотности детей с ОНР"
Семинар "Развитие читательской грамотности детей с ОНР"...