«Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста».
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Орехова Светлана Ивановна

В мастер-классе показаны методы и приемы работы с устным фольклорным народным творчеством, которые положительно влияют на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_razvitie_rechi.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему: «Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста».

- Здравствуйте, уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на нашем мастер-классе!

Сегодня для вас я проведу мастер – класс на тему - «Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста».

Цель: показать методы и приемы работы с устным фольклорным народным творчеством.

Задачи:1. Непосредственно прямым опытным путем познакомиться с методами и приемами работы в области развития речи через устное народное творчество;

2. Повышение профессиональной компетентности педагогов;

- Младший дошкольный возраст всегда являлся важнейшим периодом для развития речи малыша. Но ни для кого не секрет, что в современном мире, к сожалению, вместо живого общения дети все больше проводят времени за компьютерами, телевизорами и прочими современными гаджетами. И как следствие мы столкнулись с бичом современного мира – это  несвязной и очень бедной речью детей.  

Русский язык очень богат и красив, и нигде мы не встретим таких красивых речевых оборотов как в устном народном творчестве – фольклоре.  Но к большому сожалению в практике мы видим, что при ознакомлении детей с народным творчеством, педагоги больше уделяют внимание содержательной части, а не языковым особенностям. Эти формы работы стали редко использоваться на занятиях с детьми, и все знакомство с устным народным творчеством сводится лишь к заучиванию очередной поговорки либо же потешки.  

Поэтому на этом мастер – классе я хотела бы не просто рассказать о методах работы для развития речи малышей, а дать вам возможность опробовать практически некоторые методические приёмы, которые я сейчас использую в работе с детьми. В фольклорные жанры относят:

1. Загадки

2. Скороговорки

3. Народные игры

4. Пословицы и поговорки

5. Русские народные сказки

-Давайте вместе с вами рассмотрим их подробнее.

1. Загадки.

Я, как и впрочем, все присутствующие, часто обращаюсь к данному жанру устного народного творчества. Загадки я использую практически во всех видах деятельности детей: во время занятий, когда провожу наблюдения, игры, экскурсий, совместные бесед, во время рассматривания картин,  когда играем в дидактические игры.

Вот сейчас и поиграем в игру «Подбери отгадку». На рисунках есть отгадки, вам лишь необходимо подобрать соответствующую, он нужно не просто сказать ответ, а еще описать отгадку. Это хорошо развивает наблюдательность, внимание, а так же речь. 

Например: гладкий, круглый, отскакивающий от земли,  резиновый (мяч)Или: круглый, сладкий, гладкий, внутри красный, снаружи зеленый (арбуз)

2. Скороговорки.

Данный жанр очень сложен для детей младшего возраста, но не стоит от него отказываться, ведь скороговорки придумали для того, чтобы проговаривать их вслух. Любую скороговорку можно выучить с детьми как стишок, а систематическое повторение позволит выработать у детей дикцию.

Итак, давайте попробуем вместе с вами все сделать пошагово:

Первоначальная цель – это выучить скороговорку правильно, разбирая ее слоги и звуки. Очень важно, чтобы вы акцентировали внимание на правильном произношении гласных и согласных звуков. (Учат скороговорку)

На втором этапе, когда дети уже запомнили слова, мы учим детей произносить скороговорку без звуков, здесь у них работает активно артикуляционный аппарат, задействованы зубы, щеки, язык и губы. (Произносят беззвучно)

Следующим этапом можно научить детей говорить скороговорку шепотом, не тихо, не шипя, а именно шепотом. Предложите малышу произнести ее разным голосом – грустным, веселым и т.п.

И наконец, как итог – ребенок может произносить фразу целиком, не запинаясь и уверенно (произносят)

3. Народные игры.

Следующий жанр устного народного творчества который мы с вами рассмотрим – это народные игры. Игры для детей всегда понятны, они лаконичны и для каждого возраста можно подобрать ту игру которая будет ему интересна и понятна. Через игру дети познают окружающий мир, приобретая те или иные навыки, развивают кругозор и стимулируют речевую деятельность детей.

Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Платочек». Все дети садятся в круг, один ведущий ребенок несет платочек и четко и громко проговаривает фразу:

«Я ношу, ношу платочек и кому то подарю. Я ношу, ношу платочек и кому то подарю»

Затем ребенок кладет платочек выбранному ребенку и убегает от него, а второй ребенок берет платочек и догоняет его. Оббежав один – два круга ребенок садится на свободное место, а водой становится тот, кто взял платочек. Игра повторяется.

Эта игра, а так же многие другие народные игры позволяют детям быть не только в роди пассивного игрока, но и в роли ведущего, что не маловажно для развития речи.

4. Пословицы, поговорки, потешки.

Когда мы с детьми изучаем новую пословицу, поговорку, потешку мы всегда обсуждаем ее, тем самым развивая не только речь, но и мышление ребенка. Ведь этот жанр народного творчества имеет большое влияние на детей благодаря своей особенной форме, образности, яркости, эмоциональности. Они знакомят детей с морально-этическими нормами, учат быть вежливыми, формируют навыки культурного поведения, ответственными, скромными.

Ай, Ванька-дружок,

Ай, Ванька-дружок,

Подкуй сапожок!

А мне некогда ковать,

Надо мост мостить,

Серебром гвоздить.

А по городу вода разливается,

А царь на коне разъезжается,

А царица над окном наряжается,

А цареночек в люлечке качается!

 

Ай, качи-качи-качи!

Ай, качи-качи-качи!

Глянь — баранки, калачи!

Глянь — баранки, калачи

С пылу, с жару из печи!

С пылу, с жару из печи —

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи.

Нам осталися

Ба-ра-а-а-ночки!

 

Ай, не плачь, не плачь, не плачь

Ай, не плачь, не плачь, не плачь,

Я куплю тебе калач!

Если будешь плакать —

Куплю худой лапоть!

 

Ах ты, моя деточка

Ах ты, моя деточка,

Золотая кветочка,

Виноградная веточка,

Сладкая конфеточка.

 

Бай, бай, бай, бай

Бай, бай, бай, бай,

Поскорее засыпай.

Иди, котик, на Торжок,

Купи, котик, пирожок —

Да сладенький,

Да румяненький.

Надо Оленьке отдать,

Оля съест и будет спать.

Бежала лесочком

Бежала лесочком

Лиса с кузовочком.

А что в кузовочке?

Лесные грибочки,

Грибочки - груздочки

Для сына, для дочки.

 

Дождик, дождик, пуще

Дождик, дождик, пуще,

Будет травка гуще,

Будут листья зеленей,

Будут ягодки красней.

 

Заяц Егорка

Заяц Егорка

Свалился в озерко.

Бегите под горку!

Спасайте Егорку!

 

Идет Бай по стене

Идет Бай по стене,

Несет короб на спине.

В коробе сапожки —

Ване на ножки,

Топать по дорожке.

 

5. Сказки.

Русские народные сказки играют большую роль в развитии речи ребенка.

Весомый вклад в развитие связной речи дошкольников вносят сказки, в частности их драматизации. Такая форма работы способствует почувствовать себя успешным каждого ребенка, приобщает его к богатствам русского языка, формирует связную речь на лучших образцах литературного языка.

В своей работе я использую такие задания по сказкам:

1. Словесно-дидактическая игра «Радио»

Игровое действие: Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня, мы будем играть в новую игру, называется «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет рассказывать детям нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать.

- Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки этот герой. Зубки у нее острые, шубка тепленькая, рыженькая, она красивая, лукавая, коварная. Кто же это?

2. Моделирование сказок.

Для лучшего понимания детьми приема моделирования сказки, мы вначале разбираем их в разных видах деятельности – такие как: чтение сказки, беседа, рассматривание иллюстраций, драматизация сказки, кукольный театр.

Затем переходим непосредственно к работе с моделями.

Моделирование начинается с замещения одних объектов другими (реальных – условными). Замещаемыми объектами будут герои детских сказок. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадраты, прямоугольники и т. д., различающиеся по цвету и величине.

Например: сказка (показ дидактического материала) «Заюшкина избушка».

Избушка лисы (ледяная) – голубой квадрат;

Избушка зайца (лубяная) – коричневый квадрат;

Лиса – оранжевый круг;

Заяц – белый круг;

Волк – серый круг;

Медведь – коричневый круг;

Петух – красный круг.

После того, как заместители выбраны, дети рассказывают сказку у доски, отбирая соответствующие кружки и располагая их на игровом поле, тем самым, создавая пространственную модель двигательного типа. В дальнейшем дети успешно рассказывают сказку с помощью моделей.

Развитие речи дошкольников имеет важное значение. Фольклорные жанры позволяют наиболее полно развивать связную речь детей, так как детям интересны обороты и выражения народной речи. А также фольклор позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнееразвивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Именно поэтому мною была выбрана тема по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста».

- Всем большое спасибо за внимание и участие в мастер-классе(Раздаются буклеты по теме)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"

В статье раскрывается роль устного народного творчества в развитии детей младшего дошкольного возраста....

Обобщение опыта работы по теме: «Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Использование произведение русского народного фольклора, как средства развития речи детей младшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Раннее детство – это фундамент общего развития ребёнка. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья, интеллекта. Главным событием в интеллектуальном развитии ребёнка считается овладение р...

Консультация для педагогов «Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»            В младшем дошкольном воз...

Консультация для педагогов «Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

В младшем дошкольном возрасте одним из главных средств воспитания является устное народное творчество. Это бесценный дар народной педагогики. ...

Статья "Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"

В данной статье представлена информация о малых формах фольклора и их влиянии на становлении речи детей младшего дошкольного возраста, описаны примеры фольклорных форм, которые педагог может использов...